
Художник Тайлер Киллор занимается восстановлением облика динозавров. Он рассказал, что нужно, чтобы сделать модели максимально приближенными к прототипам
Тайлер Киллор начинал как кино- и театральный художник и постижер. Затем работал в зуботехнической лаборатории. В настоящее время занимается воссозданием облика древних рептилий в лаборатории ископаемых Чикагского университета.
Вокруг света. С чего начинается работа?
Тайлер Киллор. Сначала я леплю глиняные скульптуры, делаю бюст или голову в натуральную величину. Я использую особую медленно сохнущую глину, с которой можно работать дольше. В качестве каркаса беру копию настоящего черепа, это гарантирует, что у модели будет достоверная анатомия, точные пропорции и размеры. В криминалистике так восстанавливают облик человека по его черепу. Детали вроде складок шкуры и чешуи я леплю примерно такие, как у современных животных. Чтобы зафиксировать детали, я покрываю глиняную модель силиконовым каучуком, а сверху кладу укрепляющую оболочку из стекловолокна. Потом извлекаю из формы глину и заливаю туда пластичный полимер, который затвердевает, превращаясь в легковесную копию глиняного оригинала.
Затем я оживляю модель при помощи деталей: цвета, стеклянных глаз, прозрачных смол для слюны и разных других мелочей, которые помогают сделать реконструкцию похожей на живое существо.
Облик дриптозавра Тайлер Киллор восстанавливал по фрагментам костей черепа. Фото: TYLER KEILLOR
Как вы выбираете объекты для создания моделей?
Я сотрудничаю с учеными, это полезно и им, и мне: я делаю максимально точные модели, а они получают реконструкции новых видов и иллюстрации палеонтологических статей. Так что обычно я работаю по заданию палеонтологов.
Часть моей работы — обработка находок: вместе с исследователями я очищаю и восстанавливаю окаменелые кости.
Каково соотношение научных знаний и фантазии в вашей работе?
В работе я стараюсь меньше фантазировать. Тут может быть довольно много спекуляций, но с помощью науки и наблюдений за современными животными я могу делать реалистичные предположения, не выглядящие смешными.
Откуда вы берете информацию об особенностях покрова — узоре, текстуре, цвете кожи?
Были найдены окаменевшие отпечатки кожи некоторых видов динозавров, например динозавра карнотауруса из Аргентины. Я использовал эти данные для создания внешнего вида чешуи родственного динозавра — ругопса из Нигера.
Цвет чешуи пока остается загадкой, но я стараюсь, чтобы мои модели выглядели естественно, поэтому беру за основу окрас современных животных. Например, делая модель ругопса, я взял за образец окраску оперения птицы китоглава.
Как на вашу работу повлияет недавнее открытие способа определять цвет некоторых пернатых динозавров?
Действительно, в последнее время появились новые захватывающие исследования, позволяющие определить вероятный цвет перьев у некоторых динозавров. Но перья найдены только у нескольких хищных динозавров, для большинства видов подобной подсказки нет. Не исключено, что ключ к цвету когда-нибудь найдут и в отпечатках чешуйчатой кожи. Например, в одной из недавних работ описаны возможные варианты рисунка и цвета кожи гадрозавров, которые выводятся из структуры узора чешуй. В этом заключается особая почти детективная увлекательность палеонтологии: каждый раз новые открытия, а за ними и новые вопросы!
Вы обновляете свои модели, когда получаете новую информацию об их прототипах?
Я стараюсь делать точные модели с самого начала, но при появлении новых данных, конечно, вношу поправки. Недавно найденные в Китае останки крупного хищника ютираннуса — родственника тираннозавра — показывают, что большинство, если не все крупные и мелкие хищники, могли быть покрыты волосоподобными перьями! Это открытие, безусловно, заставит меня и моих коллег переделать многие модели.