
Виль-Бонёр переводится с французского как Город счастья. Едва ли жизнь его обитателей так уж безоблачна, но ежегодно десятки тысяч гаитян стекаются в окрестности этой деревни в муниципалитете Со д'О именно за счастьем: водопад, верят они, очистит их от грехов и проблем
О гаитянах говорят, что 95% из них католики, а 100% — вудуисты. Это особенно хорошо видно во время ритуала, совершаемого каждый год у водопада неподалеку от деревни Виль-Бонёр
Водопад Со д'О (с французского так и переводится — водопад), давший название целому муниципалитету, образовался в результате мощного землетрясения 1843 года. Уже само его появление гаитяне восприняли как чудо. Спустя шесть лет местный крестьянин искал у водопада потерявшуюся лошадь и увидел в кроне пальмы лик Девы Марии. Еще несколько месяцев ее образ проступал на листьях пальмы. Есть легенда, что местный священник срубил дерево, чтобы не смущать умы верующих. Это не так. Напротив, чуду быстро нашлось применение
История с явлением Девы Марии привлекла внимание самопровозглашенного императора Гаити Фостена Сулука. Он распорядился возвести в Виль-Бонёр храм в честь Богоматери горы Кармель. Ее праздник приходится на 16 июля — в этот день паломники и приходят к водопаду Со д'О. Но на Гаити католичество тесно связано с культом вуду. Некогда рабов насильно обращали в христианство. Тогда они нашли выход: молились своим богам перед ликами христианских святых. Так, для адептов вуду образ Девы Марии — это изображение покровительницы материнства духа-лоа Эрзули (Эзили) Данто
Для гаитянина совершенно нормально отстоять мессу в честь Богоматери, а выйдя из храма (а то и не выходя), принести жертву лоа Эрзули на том самом месте, где когда-то случилось явление Девы Марии. Собственно с жертвоприношения и начинается ритуал омовения в Со д'О. По мнению адептов вуду, лоа Эрзули особенно по сердцу креольские черные свиньи, ром и крепкие сигареты без фильтра. Впрочем, черных свиней на острове почти не осталось, так что годятся и куры с козами
Омовение в водопаде — завершающая часть ритуала. Помолившись и принеся жертвы, паломники раздеваются, натираются ароматическими листьями и погружаются в воду. С христианской точки зрения омовение очищает от грехов (подобное же значение некоторые православные придают купанию в проруби на Крещение). С точки зрения вуду жертвоприношение и омовение позволяют духу-лоа войти в тело паломника, чтобы помочь решить его проблемы. Жрецы и жрицы вуду приглядывают за процессом, помогая паломникам «безопасно» общаться с лоа
Стенли Грин
1949 — Родился в НьюЙорке. В молодости был членом радикальной группировки «Черные пантеры» и одним из основателей сообщества авангардных фотографов SF Camerawork.
1986 — Переехал в Париж. Позже получил известность благодаря репортажу о падении Берлинской стены.
1993 — В октябре в Москве находился в Белом доме во время штурма. Обладатель пяти наград World Press Photo.