![]() |
Нидерланды остаются крупнейшим мировым центром торговли цветами, хотя сегодня их там выращивают все меньше и все больше ввозят. Исключение составляют разве что луковичные
Голландия определяет погоду на рынке цветов, подобно тому как биржи в Нью-Йорке или Лондоне устанавливают цены на нефть и металлы. От 50 до 60% всех поставляемых на мировой рынок срезанных цветов отправляются не напрямую клиентам — производители доставляют их в Нидерланды, чтобы выставить на продажу на специализированных биржах FloraHolland. Товар поставляется из Африки, Азии, Латинской Америки, куда перенесли производство все крупнейшие фирмы в цветочном бизнесе. Голландские компании не исключение. В результате за последние 30 лет площади гвоздичных полей в Нидерландах сократились в 10 раз. Аналогичная ситуация с розами, хризантемами и другими популярными цветами.
Одного сектора цветочного бизнеса страны эта тенденция практически не коснулась — луковичного. Выращивание тюльпанов — это национальная традиция, природные условия Голландии для этого цветка идеальны. К тому же в тюльпанном бизнесе доминируют не крупные компании, а маленькие семейные фирмы. Но суммарный объем их производства впечатляет: в лучшие годы голландские фермеры поставляют на рынок до 10 миллиардов луковиц, на них приходится 70% всего мирового производства.

В 1909 году 23-летний Ян Хилверда начал торговать декоративными растениями. Сто лет спустя его внук возглавляет концерн Royal Hilverda Group, имеющий филиалы в десятках стран. Самый знаменитый его товар — гвоздики, основные клиенты — фирмы, покупающие рассаду. Hilverda продает и срезанные цветы: только голландское подразделение ежедневно поставляет 1,2 миллиона гвоздик (а в самое горячее время, вроде дня Св. Валентина, эта цифра удваивается).
Большую часть цветов и рассады Hilverda выращивает за пределами Европы. Дело не только в климате. Выходцы из Турции и Польши — основная рабочая сила в голландских теплицах — получают не самую большую зарплату, но она все равно не может быть ниже официального минимума в 1400 евро, в Кении труд на порядок дешевле. Даже с учетом затрат на авиаперевозки себестоимость кенийской рассады ниже голландской. Поэтому в Нидерландах теперь сосредоточена прежде всего селекционная работа. Как говорят представители Hilverda Group, в Голландии не очень хороший климат для гвоздик, но хороший климат для инноваций Цветочная биржа FloraHolland существует уже более 100 лет. Организует ее кооператив, в который входят около 5000 компаний. Причем все они не посредники, а производители. Вступить в кооператив может любая фирма вне зависимости от размеров. Единственное условие: продавать через аукцион весь свой товар.
Всего у FloraHolland шесть аукционных центров. Специализация биржи в городе Алсмер — срезанные цветы и зелень для букетов. Здесь ведется в том числе и мелкооптовая торговля, но сердце FloraHolland — аукционные комнаты. Крупные компании, которые ежедневно развозят миллионы цветов по всему миру, совершают сделки именно на торгах.
Они проводятся с помощью так называемых аукционных часов, которые показывают не время, а текущую цену лота. Основной принцип торговли — падение цены. Торги длятся не дольше минуты — столько времени потребуется стрелке (точнее, точке на электронном циферблате), чтобы пройти путь от максимальной ставки до минимально допустимой. Но у стрелки мало шансов совершить полный путь: как только часы укажут цену, которую покупатель готов выложить за товар, он нажимает кнопку, останавливая торги. Торговля в Алсмере ведется на десяти часах — по пять на одну аукционную комнату. Вся дневная торговля завершается за два-три часа.
Здание биржи FloraHolland в Алсмере — это система перетекающих друг в друга гигантских ангаров. Пол на нижнем уровне пронизан сетью рельсов, по которым снуют электромобили (бензин и выхлопные газы цветам противопоказаны). Через каждые 100–200 м — двери гигантских холодильников. После окончания торгов водитель собирает заказ клиента, подобно тому как мы собираем корзину в супермаркете, только тут «корзинка» может представлять собой состав из 40–50 вагончиков. Поезд доставит готовый заказ к воротам (за каждым крупным клиентом закреплены свои), где цветы упакуют в грузовые машины и отправят в дальнейшее путешествие. Утром, когда часы на башне амстердамского монетного двора пробьют восемь, на плавучих платформах на канале Сингел начинается движение. Из подвалов зданий напротив и подъезжающих фургончиков разгружаются ящики с тюльпанами, пионами, нарциссами, герберами, розами… Часам к десяти набережная запружена людьми. Этот рынок не только одна из достопримечательностей Амстердама, историческое место, где торгуют цветами с XVII века, но и своего рода выставка достижений голландских цветоводов.
Такое место в Нидерландах не одно. Пожалуй, главная витрина цветочной индустрии Нидерландов — парк Кёкенхоф, расположенный между Гаагой и Амстердамом. За два весенних месяца, что парк открыт для публики, здесь бывает свыше 800 000 посетителей. На территории в 32 гектара представлены едва ли не все известные цветы, здесь проходит крупнейшая в мире выставка лилий. Но главная гордость Кёкенхофа — тюльпаны. Сегодня 91 компания бесплатно предоставляет свои лучшие цветы для живой выставки в Кёкенхофе, рассматривая это как лучшую рекламу своего товара.
Фотографии Кирилл Овчинников специально для «Вокруг света»