
В марте этого года я снова встретился со Смоленском. В первый раз я был там в 1941 году. Наши войска после тяжелых боев у Днепра отходили на восток. Мы оставляли пустой, разрушенный и горящий город.
Потом, раненный, я лежал в грузовике полуторки и смотрел на дымящиеся развалины, на беженцев, которые брели вдоль дороги к Соловьевской переправе. Смотрел и думал: «Неужели не подняться городу из руин?..»
И вот прошло 22 года. Я хожу по улицам Смоленска и волнуюсь, как волнуется любой человек при встрече со своей юностью. И рука невольно тянется к карандашу. Город жив. Он восстановлен и отстроен заново. И Смоленск мне представляется как бы рожденным дважды. Первый раз 1 100 лет назад, когда среди дремучих лесов на оживленном перекрестке дорог «из варяг в греки» славянское племя кривичей построило городок, и второй — после жестокой войны с фашизмом.
Величественна панорама современного Смоленска — в промышленных районах Заднепровья взметнулись ввысь трубы заводов и фабрик, широко раскинулись огромные корпуса цехов, светлые кварталы жилых зданий.
С давних времен Смоленск называли «ключом к сердцу России». Он защищал западные границы государства. Каких только боев и осад не видели могучие стены Смоленского Кремля, построенные на рубеже XVI—XVII веков знаменитым русским зодчим Федором Конем!
...А сейчас на крутых крепостных валах катаются дети, тренируются слаломисты.
В Смоленске сохранилось много памятников войны русского народа с армией Наполеона: памятник Софийскому полку на «Королевском бастионе» Кремля, героям 1812 года, который смоляне называют «Памятник с орлами», Кутузовский сад, монумент Кутузову. Недалеко от памятника героям 1812 года стоит мемориальная стена, где похоронены те, кто защищал Смоленск во время Великой Отечественной войны.
Много замечательных собраний хранится в городском историческом музее. Здесь находится редчайшая коллекция русской народной утвари XII—XVII веков: деревянные резные ковши, братины, солонки, кованые подлучинники, подсвечники, керамика, посуда, ткани, вышивки, уникальные образцы народного творчества.
Деятельно готовилась к знаменательной дате 1100-летия города творческая молодежь Смоленска. Художники, режиссеры, поэты, работники Дома культуры разрабатывали эскизы оформления площадей, улиц и праздничных шествий.
Сад имени Глинки. Памятник великому русскому композитору. Напротив просторное здание медицинского института. Когда-то здесь было Дворянское собрание. В нем впервые прозвучала музыка Глинки. Жители города бережно хранят места, связанные с памятью их гениального земляка.
Смоляне гордятся своим городом, где история как бы впаяна в живую, кипучую современность.
Изоочерк И. Бруни, специального корреспондента «Вокруг света»