Телескопирование культуры

Подземный замок-обсерватория Тихо Браге на острове Вен. Гравюра, 1634 год

Выставка в лондонском Музее науки показывает, как астрономия и в первую очередь телескоп изменили представления о мире, лежащие в основе всей нашей культуры

Чтобы глубоко прочувствовать обширную область знания, знакомую пока лишь обрывочно, помогает такой прием. Сосредоточьтесь на интересной детали, потом рассмотрите ее в контексте, затем перейдите к объемлющей теме и так до общей структуры предмета, а затем вновь постепенно возвращайтесь к деталям, только уже другим. Внимание надо переключать быстро, но плавно, словно вращая кольцо трансфокатора на объективе. После не скольких повторений такого телескопирования мозаика разрозненных фактов начинает срастаться в целостную карту предметной области. Для успешного телескопирования удобно, чтобы детали и контексты, по которым будет скользить фокус внимания, были под рукой. Именно такую подборку материалов об астрономии создал Научный музей Лондона. Как нетрудно догадаться, центральным элементом созданной здесь временной экспозиции стал телескоп, инструмент, который четыре века назад переформатировал Вселенную.

В древние времена купол неба был недосягаемым сферическим экраном, где высшие силы изображали свои загадочные знаки. Вот, например, арабский квадрант, который в умелых руках считывал с неба время молитвы. А рядом звездный глобус, вызывавший трепет самой возможностью взглянуть на небеса со стороны, как бы глазами Бога.

Но как только телескопы разбили хрустальный небосвод, форма нашего мира стала стремительно меняться. Небеса обрели третье измерение: на плоской Луне выросли горы, по Солнцу поползли пятна, у Юпитера закружили спутники. Все это увидел в 1610 году еще Галилей в свою простейшую зрительную трубу — ее копия на витрине. А вот первая телескопическая зарисовка Луны, сделанная Томасом Харриотом.

Телескопирование культуры

1. Звездный глобус. Китай,1830 год
2. Рассел Портер. Садовый телескопцветок.1920-е годы. Бронза
Фото: COURTESY OF THE SCIENCE MUSEUM LONDON (X3)

Рядом первая карта Галактики, ей уже больше 220 лет, и снимки знаменитого затмения 1919 года, подтвердившие эйнштейновское искривление пространства-времени. Вселенная тогда сразу стала 4-мерной, и вот уже рядом стоят компоненты ультрасовременных гравитационно-волновых обсерваторий для поиска колебаний самого пространства. А в перспективе мир может оказаться и вовсе 11-мерным.

Косвенные признаки этого в форме частиц загадочной темной материи искал подземный телескоп DRIFT I, больше похожий на контейнер для опасных отходов. Увы, пока безуспешно. Говорят, нет большой разницы между изменением мира и изменением его восприятия, а способ восприятия мира — это и есть культура.

Вот и получилось, что телескоп стал одним из важнейших объектов культуры, о чем хорошо знают астрономы-любители — их работы тоже есть в экспозиции, — но часто забывают специалисты-гуманитарии. Пусть им об этом напоминает телескоп-цветок — рефлектор системы Ньютона, замаскированный под скульптуру стиля модерн, экспонат, пожалуй, наиболее ярко выражающий идею выставки.