Художественный беспорядок

Мария Серебрякова. Без названия. Работа не датирована. Инсталляция

Хлам, свезенный со всех концов света, вызывает у посетителей Музея современного искусства в Осло те же чувства, что и шедевры старых мастеров

Замызганный латунный портсигар привязан веревочкой к картонке. Под ним надпись: «Купил в Бердянске… долго хранился у мамы в столе, никогда, насколько помню, не использовался». На другой картонке — банка с чем-то засохшим. Экспликация гласит: «Латекс — он всегда так засыхает… Однажды я закрыл банку крышкой и не смог открыть — пришлось выбросить». Портсигар и банка помещены в стеклянные стеллажи. На стендах множество других «предметов мусора» — горелые спички, щепочки, булавки, кусочки ткани и тому подобное. Под каждым — отпечатанный на пишущей машинке короткий текст, что-то вроде «Не помню, где нашел». На русском и норвежском языках. В трех смежных комнатах кроме этого добра — старые стулья, матрасы, сваленные в кучу подушки и одеяла. И все это в вылизанном до блеска, скромном и аккуратном Осло, в очень буржуазном с виду здании, где много лет был банк, а с 1990 года разместился Музей современного искусства, собрал Илья Кабаков, живой классик, гражданин мира, давно покинувший страну , мусор которой он привез в респектабельный Осло.

Пространство мусора и «ненужных вещей» втягивает зрителя, не отпускает. Здесь хочется узнавать до боли знакомое, думать о том, почему одно мы выбрасываем без сожаления, а другое храним всю жизнь. Такое желание возникает у всех, кто заходит внутрь инсталляции, — вне зависимости от наличия у посетителя опыта жизни в СССР.

На выставке, кроме кабаковского, еще 19 шедевров, каждый из которых занимает отдельный зал. Артефакты заполняют его физически и эмоционально, делают зрителя частью себя. Так работает «тотальная инсталляция», которую придумал 20 лет назад Илья Кабаков. Кураторы выбрали из музейной коллекции произведения, соответствующие ее высоким критериям, и сконструировали из них «абсолютную инсталляцию».

Художественный беспорядок

1. Илья Кабаков. Фрагмент инсталляции «Человек, который никогда ничего не выбрасывал»
2. Йон Гундерсен. Вода на пути к морю. 2007 год. Инсталляция
Фото: COURTESY OF THE NATIONAL MUSEUM OF ART, ARCHITECTURE AND DESIGN, OSLO (X3)

Участниками амбициозного проекта стали мировые звезды, не менее знаменитые, чем Кабаков. Это и британский скульптор Аниш Капур, и уроженка Франции художница и скульптор Луиз Буржуа, умершая в прошлом году в возрасте 99 лет, и классик медитативного видеоарта американец Билл Вайола.

Очень неплохо выглядит в такой компании еще одна наша соотечественница — Мария Серебрякова, работа которой встречает посетителей музея на входе. Два белых параллелепипеда то ли устремляются ввысь с сидений изящных кресел в стиле ар-нуво, то ли опускаются на них с потолка.

Выставка «Абсолютная инсталляция» — не просто кураторский жест, но еще и заявка на экспозицию, которую предстоит выстроить в новом, современном и эффектном здании норвежского Национального музея искусства, архитектуры и дизайна, частью которого является Музей современного искусства. Здесь, в районе Вестбанен, под одной крышей объединятся архитектурные, художественные и дизайнерские коллекции трех музеев.