Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Музей имени себя

1 сентября 2011
Музей имени себя

Сальвадор Дали в Кадакесе. 1930 год. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА

В рамках года Испании в России в Москву привезли 200 экспонатов из собрания музея Сальвадора Дали в Фигерасе

Сальвадора Дали невозможно представить без тараканьих усов вразлет и спутницы, которую он звал Гала (Gala по-французски — «торжество», «праздник»). Впрочем, в свидетельстве о рождении сюрреалистической фам фаталь значилось банальное для нашего уха и глаза сочетание — Елена Дьяконова. Но женщиной она явно была небанальной, и именно поэтому львиную долю выставки в ГМИИ составят портреты, фотографии, графические эскизы и прочие артефакты, связанные с именем и судьбой русской музы, которую молодой художник в 1929 году фактически увел у предыдущего мужа — поэта Поля Элюара. Центром экспозиции стало полотно 1945 года «Тройное проявление лица Гала», на нем лицо модели не столько «появляется», сколько «проявляется» подобно лику Христа на Туринской плащанице. За 16 лет совместной жизни чувства Дали не остыли — художник явно идеализирует свою возлюбленную, придавая лицу дочери мелкого казанского чиновника идеальные черты ангелов и святых с полотен Леонардо да Винчи.

Искусствоведы относятся к Дали с плохо скрываемым пренебрежением. Его не любят за откровенное шоуменство, за неразборчивость в деловых связях, за гладкопись (а истинные сюрреалисты и вовсе считали живопись буржуазным пережитком), за то, что ставил подпись на пустых листах бумаги, чтобы обожаемая Гала имела возможность не останавливать конвейер «работ Дали» даже после кончины гения. Но обычному зрителю на это совершенно наплевать. Мы любим бурлеск, искусственность и необыкновенную чувственность искусства Дали, и поэтому можно гарантировать, что очереди на выставку макабрического испанца будут змеиться вокруг здания музея вплоть до последнего дня гастролей сюрреалистического театра из Фигераса. То, что музей имени себя Дали предпочитал называть именно театром, — вовсе не сюрреалистический выкрутас самопровозглашенного гения.

В 1961 году мэр города, в котором в 1904-м родился Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч маркиз де Пуболь, преподнес в дар знаменитому земляку даже не здание, а руину разрушенного во время гражданской войны муниципального театра. Траты и заботы, связанные с реставрацией и собственной музеефикацией, Дали не страшили, он ликовал: «Где, как не в моем родном городе, должны быть самые экстравагантные и важные работы! Первое — я театральный живописец; второе — театр находится прямо напротив церкви, где меня крестили; третье — моя первая выставка когда-то открылась в холле этого театра!» Художник, как и обещал, не поскупился: сегодня в собрании музея полторы тысячи работ Дали — от почеркушек до знаковых полотен вроде «Атомной Леды», ювелирных изделий, объектов, инсталляций. И среди прочего такой хит, как «Комната Мэй Уэст», в которой глаза-картины, нос-камин и диван в виде пухлых губ складываются в портрет-анамарфозу голливудской дивы. Но главным экспонатом Дали назначил свое тело, завещав похоронить себя в устроен ном прямо в стенах музея склепе.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения