В нашей школе уже более пяти лет уроки географии сопровождаются кинофильмами. Оборудован кинокабинет: обычный класс рядом с физической лабораторией, где установлена передвижка. Картины мы берем в районной или городской фильмотеке.
Конечно, кино не заменяет педагога. Оно только помогает ему, дополняет его рассказ, показывает то, о чем учитель, имея мало времени, подробно сообщить не может. Перед каждым киноуроком учитель заранее просматривает фильм, продумывает короткие пояснения, дополнения, вопросы для учащихся. Материал, проиллюстрированный живыми кадрами фильма, хорошо запоминается.
В моей практике не было случая, чтобы после киноурока ученик получил неудовлетворительную оценку. И всегда бывает очень досадно, если не достаешь нужной картины.
В наших фильмотеках больше всего картин по географии зарубежных стран. Многие из них звуковые и цветные. Есть хорошие фильмы и по географии частей света — для 6-го класса. Они ярко, полно рассказывают о жизни народов, о природе разных стран. Правда, среди этих фильмов нет ни одного цветного.
Гораздо хуже обстоит дело с фильмами по программе 7-х и 9-х классов (природа и экономика Советского Союза). Большинство из них настолько устарело, что их просто нельзя показывать. Ведь нелепо рассказ о работе Волжской ГЭС имени В.И. Ленина иллюстрировать кадрами, где сняты геологи, которые только еще ищут место для будущей станции.
Работники «Школфильма» должны заботиться о том, чтобы кино шло в ногу с жизнью.
Я согласна с товарищем Ковалевым: киномеханик в школе нужен. Конечно, научиться демонстрировать фильмы может каждый преподаватель и даже ученик старших классов. Но роль киномеханика в школе не ограничивается демонстрацией фильмов. Он достает картины, обучает старших ребят обращаться с аппаратурой, демонстрирует фильмы на вечерах и внеклассных занятиях.
В заключение мне хочется сказать, что я теперь не мыслю себе урока без дополнительных сведений, которые дают ученикам кинофильмы. Поэтому хочется пожелать кинематографистам, чтобы в школах как можно скорее появились фильмы по всем географическим темам.
И. Зубова, учитель географии 348-й московской школы
* * *

Во втором номере журнала «Вокруг света» за этот год было напечатано письмо преподавателя Д. Ковалева, в котором он рассказал о том, как кино помогает школьникам изучать экономическую и физическую географию СССР и зарубежных стран.
В дискуссии о наглядной форме преподавания географии, развернувшейся на страницах журнала, приняли участие работники кино и народного образования.
Все выступающие поддержали товарища Ковалева. В их письмах звучит убежденность, что демонстрация кинофильмов должна стать как бы частью уроков географии. Но ограниченный выбор, небольшие тиражи учебных географических фильмов, недостаточное количество цветных и звуковых картин мешают учителям использовать эту доходчивую и увлекательную форму преподавания.
«Положение с географическими фильмами для школ вызывает тревогу, — пишет педагог Г. Выгон. — Устаревшие картины подолгу не сходят с экрана, а новые поступают в ничтожном количестве. Так географические фильмы превращаются в «исторические». Учителям приходится комментировать эти фильмы, начиная с фразы: «Смотрите, какой была Карелия (или Сибирь, или Дальний Восток) десять лет тому назад». За последние полтора года Министерство просвещения РСФСР направило в фильмотеки органов народного образования около 50 учебных фильмов, в том числе 8 географических. Но из них ни один фильм не был снят по заранее подготовленному сценарию». Дискуссия помогла определить пути устранения этих недостатков.
«Чтобы у нас было как можно больше видовых фильмов, способных перенести зрителя в любой уголок земного шара, — пишет заслуженный деятель искусств РСФСР В. Шнейдеров, — при Московской киностудии научно-популярных фильмов создано специализированное творческо-производственное объединение «Географический киноатлас». Задача объединения — создание и пропаганда географических фильмов» «Министерство просвещения РСФСР, — говорит главный редактор «Школфильма» товарищ В. Бокшицкая, — разработало перспективный тематический план, осуществление которого расширит фонд учебных фильмов. Почти все фильмы будут звуковыми. Предполагается намного увеличить тиражи учебных фильмов».
Как это ни парадоксально, но у нас меньше всего фильмов по географии СССР, тогда как география зарубежных стран представлена в фильмотеках относительно полно. Нам кажется, что непростительно забыты и не используются фильмы, снятые нашими кинолюбителями. Число кинолюбителей в стране быстро растет. Например, только в Свердловской области сейчас работает больше сотни любительских студий.
Их съемки представляют несомненный интерес. Ведь все новое, что происходит в жизни, будь то пуск завода или покорение горной вершины, строительство электростанции или рождение нового города, не ускользает от вездесущего объектива любителя. А такие кадры были бы неплохими иллюстрациями к материалу о районе, области или крае, в котором они сняты. Нужно только, чтобы кинематографисты и, в частности, работники «Школфильма» и «Географического киноатласа» решительнее привлекали к своей работе кинолюбителей.
Только тогда, когда каждая фильмотека будет иметь кинокартины на все географические темы, уроки географии станут по-настоящему яркими и увлекательными.