
Наша первая встреча с Днепром произошла у Днепрогэса. Еще издали мы услышали глухой шум переливающейся через плотину воды. Гроздья ламп, освещавшие плотину, бросали мерцающие огни на поверхность реки, и казалось, будто течет не вода, а электрический свет.
Это первое впечатление надолго осталось в памяти. И когда мы ехали потом вдоль берега Днепра, он представлялся нам вот таким электрическим.
Покорение прославленной, могучей реки приняло в наши дни невиданный размах. В 1955 году в один ряд с Днепрогэсом встала Каховская гидроэлектростанция; заканчивается строительство Кременчугской, сооружаются Днепродзержинская и Киевская, проектируется Каневская. Эти электростанции непрерывного Днепровского каскада словно звенья одной гигантской цепи, которая связывает экономику Украины с замечательным источником энергии — Днепром.
Наш путь лежал к Кременчугской ГЭС — основному узлу Днепровского каскада. В 12 километрах от Кременчуга лежит поселок имени Хрущева — город строителей и энергетиков Кременчугской станции. Это типичный социалистический город, похожий на Ангарск, Новую Каховку, Темир-Тау и другие новостройки: светлые просторные здания, пышная зелень, широкие асфальтированные улицы.
Подъехав к набережной, мы увидели Кременчугское море.
Дул сильный ветер, по морю ходили крутые волны. Они поднимали острые форштевни теплоходов, с грохотом бились в широкие борты самоходных барж. Море как море. И все-таки оно было необыкновенным.
Кременчугское море площадью в 252 тысячи гектаров — самое крупное на Днепре водохранилище, самый емкий его резервуар.
Сток Днепра крайне неравномерен: во время весенних паводков более двух третей годового стока реки уходит в море, а в летние месяцы расход воды резко снижается. Кременчугское море регулирует сток Днепра, обеспечивает равномерный расход воды на протяжении всего года. Благодаря ему годовая выработка электростанций, лежащих ниже по Днепру, увеличится без каких-либо дополнительных затрат на один миллиард киловатт-часов. Один лишь Днепрогэс сможет повысить свою мощность за счет установки дополнительных агрегатов на 500—750 тысяч киловатт.
Мы всматривались в расходившиеся волны, и в шуме их нам слышался трепет колосьев на неоглядных плодородных нивах, шелест стеблей на новых кукурузных полях, голоса десятков фабрик и заводов, которые возьмут здесь энергию.
Сама ГЭС тоже не похожа на обычную гидростанцию. Здесь не увидишь машинного зала — все агрегаты монтируются прямо в теле водосливной плотины.
Творчество, непрерывные поиски наиболее рациональных, дешевых способов строительства — вот что отличает эту ударную комсомольскую ГЭС. Не случайно все строительные работы на станции были закончены на два года раньше срока! Вот характерный пример.
Обычно для создания котлована поперечные перемычки делаются земляными, а продольные — из металлического шпунта или деревянных ряжей. На Кременчугской станции продольная перемычка намыта из песка и защищена каменными дамбами. Это позволило сэкономить около 7 тысяч тонн металла и выиграть много времени.
В этом году заканчивается монтаж всех 12 агрегатов. Кременчугская ГЭС будет давать стране в год 1 420 миллионов киловатт-часов электроэнергии, весь же Днепровский каскад — около 8 миллиардов киловатт-часов.
Днепровские гидростанции — это начало гигантских преобразований на Украине. Днепр соединится с Западной Двиной, а в более отдаленной перспективе — и с Беломорско-Балтийским каналом. Откроется водный путь из Черного моря в Балтийское. Пароходы из Киева пойдут в Москву. Столица Советской Украины станет портом пяти морей.
Материал подготовлен бригадой экспедиции: А. Гусевым, Ю. Полковниковым.