Заводной глобус
В этом году «малышу» MINI исполнилось 50. Речь, конечно, не о том автомобиле, который сейчас сходит с немецкого конвейера, а об известном творении Алекса Иссигониса. Обновленному MINI наших дней удалось повторить судьбу предшественника и стать поистине культовым автомобилем. По этому случаю он обзавелся целым рядом версий: тут и сверхмощный MINI Cooper Works, и универсальчик Clubman, и открытый ветрам и солнцу MINI Cabrio… Не было только полноприводных, как сейчас модно говорить, кроссоверов. Или все же были?
Почти одновременно с появлением гражданского MINI им заинтересовались вооруженные силы, которым был нужен миниатюрный и одновременно проходимый «развозной» автомобильчик. Но как вернуть на законное место карданный вал для заднего привода, когда Иссигонис ликвидировал даже тоннель для него в полу? Тогда решились попробовать совсем уж экзотическую схему: второй мотор, коробку передач и сцепление, работавшие синхронно с передним агрегатом, поставили сзади! Автомобиль назвали Twini, но в серию он не пошел. Переднеприводная же версия MINI Moke не устроила военных из-за малого дорожного просвета, зато оказалась востребованной любителями погонять по песчаным пляжам. Она выпускалась до 1968 года на родине, затем была передана на заводы в Португалии и Австралии. И именно на Зеленом континенте в конце 1970-х на предприятии Leyland Australia появились два прототипа полноприводных MINI Moke с карданным валом, проходившим… сбоку, а не по центру, как обычно принято. Этими прототипами, правда, дело и ограничилось, хотя всего MINI Moke было собрано около 50 000 штук, часть из которых до сих пор с успехом служит туристам.
![]() Посмотрите, как изящно удалось разместить редуктор заднего привода и карданный вал под полом MINI Twinster. На горном серпантине обычный MINI Cooper его нипочем не догонит
|
Изменить программу
Управляемость нового немецкого MINI стала своеобразным мерилом для автостроителей. Однако может ли быть предел совершенству? Нет, решили сотрудники компаний Getrag и Driveline, и в конце 2004-го на полигоне Continental представили полноприводный MINI Twinster, созданный на базе модели MINI Cooper S. Наилучшим образом им удалось разместить карданный вал в небольшом тоннеле рядом с выхлопной трубой. И вот в штатном режиме движения MINI стал заднеприводным: 95% крутящего момента передаются на задние колеса. Теперь водитель может позволить себе покуражиться, «помести хвостом». Но ведь задний привод не столь эффективен в поворотах? И вот тут начинаются «компьютерные игры» нового привода. Дело в том, что передние колеса соединены с главным редуктором через многодисковые электромагнитные сцепления, которыми управляют специальные контроллеры. Многочисленные датчики собирают информацию о пробуксовке колес, ускорениях, повороте руля и режиме двигателя. И на основании этой практически полной телеметрии компьютер добавляет в нужный момент тягу на внешнее переднее колесо и тем самым «затаскивает» авто в поворот.
На испытаниях извилистую трассу MINI Twinster прошел на 10% быстрее серийного MINI Cooper S, а в поворотах стрелка спидометра показывала на 7—9 км/ч больше!
Что любопытно, характеристики машины можно изменять от недостаточной поворачиваемости через нейтральную вплоть до избыточной, изменяя лишь заложенную в контроллер программу: таким нехитрым способом можно из одного автомобиля получить несколько совсем разных по характеру.
Интересная идея? Конечно, но, увы, дело опять ограничилось лишь прототипом. В данном случае его серийному производству помешали, вероятно, экономические соображения: сложная система полного привода обошлась бы слишком дорого как производителям, так и покупателям.
Последняя попытка
Буквально в канун кризиса, в сентябре 2008 года, была представлена еще одна концепция полноприводного MINI Crossover. Второе слово в этом названии действительно соответствует истине, а вот что касается MINI… Впервые автомобиль этой марки по своей длине преодолел планку 4 метра. Колесная база выросла до 2,6 метра, а ширина — до 1,83! Странно, но именно о полном приводе в доступном прессе описании модели говорится сдержаннее всего. Стала ли схема MINI Twinster основой при создании Crossover, остается лишь гадать. Зато что касается «надстройки», то бишь кузова, тут есть о чем рассказать.
Автомобиль пятидверный, но двери не обычные. Справа все традиционно, а вот слева задняя дверь по схеме работы напоминает сдвижную, но не катится по пазам, а подвешена на хитроумной петле. Подобная же конструкция применена и для пятой двери, что позволяет открывать ее на тесной парковке. Стекла всех дверей безрамные, и все открывающиеся. Но если даже при всех открытых окнах воздуха покажется мало, можно распахнуть и крышу — сзади или спереди.
![]() Аналогичный MINI Moke некогда существовал и в полноприводном варианте, правда, всего в паре экземпляров. Зато его переднеприводные собратья удивляют туристов и по сей день |
Машина «по-честному» четырехместная: задние сиденья индивидуальные и, как и передние, разделены между собой своеобразным рельсом MINI Center Rail, на котором крепятся различные приспособления. Например, отдельная аудиосистема, всевозможные ящички, держатели чашек и очков, столик для ноутбука — тут ваша фантазия ничем не ограничена. Мы же выскажем предположение, что этот рельс выполняет и более важную функцию: дает место для тоннеля карданного вала в полу.
Еще одна близкая сердцу читателей «Вокруг света» деталь интерьера — блок управления и отображения информации, выполненный в виде глобуса. Он так и называется: MINI Center Globe. Вместо отметок широты здесь расположились деления спидометра, а на экваторе — лампочки индикаторов. Два полушария автономны и представляют собой дисплеи для пассажира и водителя. Пока один смотрит на карту навигатора, второй может без помех путешествовать по Интернету.
Самая же поразительная новация — это, пожалуй, процесс пуска двигателя с помощью ключа-шарика — Keyball. Его нужно вложить в отверстие «глобуса» в районе Северного полюса, откуда он под «земной поверхностью» перекатится вниз и остановится перед отверстием на западе, где на него можно будет нажать пальцем. Второе нажатие остановит мотор и ключ-шарик выкатится через выемку в районе Антарктиды… Таким образом, любое путешествие на MINI Crossover превращается в путешествие «вокруг света»!
Концепты редко появляются в серии в неизменном виде. Наиболее экзотические решения, как правило, так и остаются в единственном экземпляре. Но вот сама идея сделать MINI Crossover, думается, была с хорошим прицелом на будущее.