
Читатель нашего журнала В.С. Быков (г. Димитров Московской области) просит рассказать об истории английского судна «Баунти». Подробно об атом можно прочитать в книге В. Ровинского «Мятежный корабль» (Географгиз, 1957 г.) Однако за последнее время в иностранной прессе появились некоторые новые материалы о «Баунти».
В ноябре 1957 года американский водолаз и подводный фотограф Луис Марден обнаружил на дне Тихого океана, неподалеку от острова Питкэрн, рулевой крюк, уключины, куски медной обшивки корабля. А несколькими днями позже моряки американской бригантины «Янки» нашли 12-футовый якорь. Это были останки потопленного корабля «Баунти».
История его гибели вкратце такова.
В холодное декабрьское утро 1787 года «Баунти» — вооруженное транспортное судно водоизмещением в 200 тонн — покинул английские берега. На капитанском мостике — молодой лейтенант королевского флота Уильям Блай, к сожалению снискавший себе печальную известность деспотизмом и необузданным нравом.
Кораблю предстоял долгий путь через просторы Атлантического, Индийского и Тихого океанов к тропическому острову Таити. Здесь растет знаменитое хлебное дерево. Плодоносность его настолько велика, что одно дерево в состоянии прокормить в течение года двух-трех человек. Саженцы хлебных деревьев «Баунти» должен был доставить с Таити в Индию.
Однако события на «Баунти» развернулись так, что дереву-кормильцу в тот раз не суждено было попасть в Индию.
После года плавания «Баунти» прибыл на Таити. Тропический остров щедро вознаградил моряков за мытарства и лишения длительного плавания. С полным трюмом саженцев «Баунти» вскоре покинул гостеприимный остров и направился в Индию. После привольной жизни на острове издевательства капитана, которые превращали в ад корабельную жизнь, показались команде особенно невыносимыми. 28 апреля 1789 года на корабле вспыхнул мятеж. Любимец команды, первый офицер Кристиан Флетчер, человек добрый и справедливый, встал во главе восставших. Сначала капитана хотели вздернуть на рее, но потом пришли к единодушному выводу, что судьбу моряка должно решать море. С «Баунти» спустили шлюпку, в которую сошли капитан и его сторонники. «Ссыльных» снабдили небольшим запасом пресной воды и продовольствия и предоставили океанской стихии. После этого, побросав саженцы за борт, команда мятежного корабля вернулась на Таити. Здесь мятежники разделились на две группы. Часть моряков решила остаться на острове, а девять человек во главе с Флетчером, вместе с двенадцатью таитянками и шестью таитянами поплыли на недавно открытый необитаемый остров Питкэрн. Чтобы замаскировать свое новое местожительство, моряки затопили «Баунти» в бухте.
Но не только мерами предосторожности объяснялось потопление судна: ведь оно всегда напоминало бы морякам о дальних родных берегах, куда никогда уже не суждено было им вернуться.
Между тем капитан Блай и его спутники, пройдя на шлюпке около 4 тысяч миль, с большим трудом добрались до острова Тимор. Отсюда они вернулись на родину.
А через два года на Таити прибыл английский корабль «Пандора». Матросы, оставшиеся на острове, были закованы в кандалы и увезены в Англию, где их ждала жестокая расправа.
Жизнь «колонистов» на Питкэрне протекала поначалу тихо и мирно, но вскоре покой был нарушен начавшимися раздорами между таитянами и европейцами. Они стоили жизни семи матросам и шести таитянам. А когда, спустя девятнадцать лет после мятежа, моряки одного американского судна зашли на Питкэрн пополнить запасы воды, то обнаружили единственного оставшегося в живых мятежника Адамса, 12 таитянок и детей матросов «Баунти».
Остров Питкэрн расположен на полпути между Панамой и Оклендом (Новая Зеландия), поэтому здесь часто останавливаются пассажирские и торговые суда, и тогда островитяне торгуют деревянными резными изделиями, плетеными корзинками, фруктами. Но главное занятие жителей — ловля рыбы и жемчуга.
Население острова — в большинстве своем потомки английских матросов с «Баунти» — насчитывает около 200 человек.