
Шведский порт Гётеборг встречал пассажирский лайнер «Балтика» деловой «перекличкой» кранов, больших и малых катеров, суетой на пристанях и ослепительным солнцем, отражающимся в морской глади. Приход в порт — всегда волнующий момент.
Для меня сегодняшнее прибытие в Гётеборг имело свое особое значение. Я уже видел чинно стоявших на пристани, немного в стороне от пестрой толпы встречающих, небольшую группу людей во главе с Лассе Хансоном. С ним я познакомился две недели назад, когда наш пароход также пришвартовался к этому причалу, а спустя полчаса на палубу неожиданно поднялся молодой серьезный человек.
— Лассе Хансон,— отрекомендовался он,— председатель «Общества любителей старых пароходов».
Тогда такое заявление незнакомца вызвало на лице капитана, да и у меня тоже невольную улыбку. Однако через несколько минут я уже с любопытством присматривался к посетителю.
Швед обратился с просьбой разрешить членам их общества посетить наше судно, которое пользуется популярностью у многих зарубежных пассажиров.
— Дружба с Россией у нас давняя,— сказал он в заключение и задумчиво добавил: — Ведь еще в начале века господин Ленин плавал на наших пароходах, и мы бережем память об этих событиях...
Такое признание Хансона меня заинтересовало. Мне было известно, что Владимир Ильич Ленин в ноябре 1905 года страстно рвался в Россию. Скорее всего его путь лежал из Женевы через Германию до ее северного портового городка Засниц на острове Рюген. Очевидно, отсюда он плыл морем до Треллеборга, затем поездом в Стокгольм, а оттуда уже рукой подать до Петербурга.
Но если это так, как он переправлялся из Засница через Эресунн на шведский берег? Какие пароходы курсировали в то далекое время между этими портами?
Свои вопросы я выложил тогда Лассе Хансону.
— На каком именно пароходе переправлялся господин Ленин с германского берега на шведский, нам неизвестно,— подумав, ответил он.— Но узнать, что за суда в то время курсировали по этой линии, в наших силах...
Вот почему теперь я с таким нетерпением ждал встречи с председателем «Общества любителей старых пароходов».
Делегация шведов неторопливо поднялась на палубу нашего лайнера. Поздоровавшись, Лассе Хансон протянул мне небольшую брошюру, изданную, как оказалось, в 1972 году по случаю 75-летия открытия регулярного морского сообщения между Треллеборгом и Засницем. Из нее я узнал, что обслуживали эту линию с 1900 по 1909 год четыре почтово-пассажирских парохода, причем два из них, «Фрея» и «Свея», были колесными, а «Полярная звезда» и «Один» — винтовыми.
— Можно с уверенностью утверждать,— улыбнулся Хансон,— что осенью девятьсот пятого года господин Ленин пересек пролив Эресунн на одном из этих пароходов. Однако на каком именно, сказать трудно. Но вот вам подарок,— он протянул мне две фотографии парома «Дроттнинг Виктория» («Королева Виктория»).— На этом судне господин Ленин переправлялся с немецкого берега на шведский 30 марта (Все даты даны по старому стилю. (Примеч. авт.)) семнадцатого года, возвращаясь из Швейцарии на родину.
Так разговор с Лассе Хансоном положил начало моим поискам малоизвестных фактов в коротких морских путешествиях Владимира Ильича Ленина.
Негостеприимные причалы
В Копенгагене есть длинная, около двух километров, набережная — причал Лангелини, куда издавна швартуются пассажирские пароходы. Это излюбленное место прогулок жителей города, как бы парадный въезд в датскую столицу.
Когда наша «Балтика» в очередной раз медленно и осторожно подходила к Лангелини, я невольно представил события давно минувших дней...
Что же представляла собой «Гавань купцов» — «Копенгаген» в начале 900-х годов нашего века?
Проживало здесь около 350 тысяч человек. По вероисповеданию большинство — лютеране. В городе имелось три театра, казино, грандиозный летний сад «Тиволи». Неторопливо цокали копытами по булыжным мостовым и асфальтированным улицам крутобокие датские тяжеловесы, развозившие по городу знаменитое пиво «Туборг» и «Карлсберг», столь любимое датчанами.
По центральным улицам бегали трамваи, изредка нарушая тишину трезвоном своих звонков. Автомобилей встречалось сравнительно мало, мода на конные экипажи еще не отошла...
В 1907 году Копенгаген был выбран местом проведения V съезда РСДРП. Владимир Ильич Ленин прибыл сюда из Стокгольма, проделав часть пути на пароме, когда почти все делегаты уже были в сборе.
Датское правительство дало указание внимательно следить за приезжающими русскими революционерами, и, как только большинство из них оказалось в Копенгагене, незамедлительно последовали жесткие акции. Проводить съезд датское правительство не разрешило. Министр юстиции господин Альберти передал через начальника полиции русским социал-демократам приказ о выезде за пределы страны в течение двенадцати часов, иначе все будут арестованы и высланы в Россию.
Позднее выяснилось, что такую непримиримую позицию датское правительство заняло под давлением русского посла, заявившего, что съезд русских революционеров в датской столице будет рассматриваться как личное оскорбление вдовствующей русской императрицы Марии Федоровны, сестры датского короля.
Лидеры меньшевистского ЦК хотели воспользоваться создавшейся обстановкой и предложили всем разъехаться по домам. Таким образом, съезд был бы просто-напросто сорван. Но на это капитулянтское предложение большинство делегатов не пошло.
Выход, хотя и временный, был найден. Связались со шведскими социал-демократами города Мальме, что находится по другую сторону пролива Эресунн. Потом два с половиной часа хода на маленьком пароходике — и вот уже судно швартуется к причалу морского пассажирского вокзала в Мальме.
По пустынным улицам сошедшие с палубы пароходика пассажиры в сопровождении встретивших их шведских социал-демократов и многочисленных джентльменов в котелках (это оказались сыщики) двинулись к Народному дому, площадь перед которым была оцеплена полицией.
И тут полицейский чин заявил, что ночевать в Народном доме он разрешить не может, но в его власти вызвать сюда хозяев отелей и заставить их принять у себя гостей. За плату. Разумеется, ни о каких политических собраниях не может быть и речи.
«И вот началась забавная сцена,— пишет в своих воспоминаниях М. Лядов, делегат V съезда РСДРП, один из старейших большевиков.— Полицейские на велосипедах поехали по всем улицам тащить к нам владельцев гостиниц. Приехали они сильно перепуганные этой ночной тревогой. Полицмейстер сказал им краткую, но, видно, очень вразумительную речь, после которой их лица прояснились».
Разместить по отелям почти триста приезжих иностранцев оказалось не так-то просто. Кое-кому пришлось переночевать в ближайших кафе.
На следующий день необходимо было что-то срочно решать, предпринимать самые энергичные меры, чтобы спасти съезд.
За подписью Ленина была послана телеграмма в Христианию, как называлась тогда столица Норвегии, председателю Норвежской рабочей партии Оскару Ниссену. Но правительство Норвегии, так же как и ее соседи Дания и Швеция, отказало в разрешении на проведение съезда. Тогда был послан телеграфный запрос в Англию представителю лейбористской партии в правительстве Бернсу.
«Наконец,— пишет М. Лядов,— после долгих ожиданий мы получили от него дипломатичный ответ, что английское правительство дает приют всем политическим эмигрантам и не интересуется тем, чем заняты эти эмигранты в Англии, если они не совершают ничего незаконного, запрещенного английским правительством. Приблизительно таков был смысл полученного нами из Англии ответа».
Теперь нужно было добираться из Мальме в Лондон. Майским вечером на пароме «Эресунн» вместе с другими делегатами В. И. Ленин пересек пролив и прибыл в Копенгаген.
Русским социал-демократам разрешили лишь транзитный проезд через Данию до порта Эсбьерг, определив для этого минимальный срок пребывания в стране. Билеты на пароход были уже заказаны, и они из Эсбьерга отплыли в Лондон.
Владимира Ильича среди них не было. Он уехал из Копенгагена в Берлин, а оттуда через несколько дней прибыл в английскую столицу...
— Чем могу быть полезен? — Директор датской фирмы «Христен Янсен» Петер Торсайгер прекрасно говорил по-русски.
— У меня к вам не совсем обычная просьба, господин Торсайгер,— довольно неуверенно начал я.— Мне необходимо узнать, существовала ли в девятьсот седьмом году регулярная пассажирская линия между Эсбьергом и Лондоном?
— Простите, в каком году, вы сказали? — растерянно переспросил директор.
— В девятьсот седьмом,— повторил я.— Видите ли, господин Торсайгер, именно тогда из порта Эсбьерг отправились в Лондон делегаты не состоявшегося в Копенгагене пятого съезда РСДРП, которых провожал Владимир Ильич Ленин. Также известно, что Владимир Ильич и в девятьсот десятом году вторично приезжал в Копенгаген...
— Так, так,— задумчиво проговорил Торсайгер.— Попытаюсь помочь вам.— Он тут же снял телефонную трубку и попросил соединить его с коллегами в порту Эсбьерг…
Через несколько дней мне любезно сообщили, что до 1910 года пассажирскую линию Эсбьерг — порты Англии обслуживали три парохода: «Фиорд», «Ла Кур» и «Примула». Расписание их рейсов за 1907 год, вероятно, имеется в городском архиве Эсбьерга. Подробнее ничего узнать не удалось.
«Боре-1» идет в Стокгольм
— Как! — воскликнула светловолосая и моложавая Улла Янсон, лет пятнадцать проработавшая в компании «Боре-лайн».— Господин Ленин, его мать и сестра были пассажирами парохода «Боре-1»?! Вы точно это знаете?
— Надеюсь, что да,— улыбнулся я.— И если можете, то помогите мне раздобыть списки пассажиров «Боре-1» тех далеких лет. Чтобы не возникало никаких сомнений.
— О, это большая честь для нас...
Насчет своих сомнений я преувеличил, но мне хотелось как можно больше знать о пароходах, связанных с биографией В. И. Ленина.
В Балтийском и Северном морях нередко можно встретить грузовые теплоходы под финским флагом с одним и тем же названием «Боре». Только после этого имени у них стоят римские цифры: V, VI... X... XI... XXI и т. д.
Таких судов-братьев насчитывается более тридцати. Традиционно их корпуса окрашены в желтый цвет, а надстройка — в белый, на трубе выведены две сине-белых полосы.
Владеет этими теплоходами старейшая в Финляндии судоходная компания «Боре-лайн», начавшая свою деятельность как акционерное общество, наладившее регулярное морское пассажирское сообщение между финским портом Турку (Або) и Стокгольмом.
Услугами «Боре-лайн» пользовался В. И. Ленин и его ближайшие родственники.
Перенесемся мысленно в тревожный 1907 год. В стране свирепствовала реакция, беспощадно расправляясь с участниками революции. Охранка сбилась с ног, чтобы напасть на след Владимира Ульянова. Буквально из-под носа сыщиков ускользает он, спрыгнув ночью с поезда на глухой станции перед Турку (См. очерк Юрия Дашкова «Гость пансионата «Гердобакка».— «Вокруг света», 1984, № 4.) . Пешком, проваливаясь в глубоком снегу, добрался он до явки в этом городе. Отсюда уходили в Стокгольм пароходы, но выехать легальным путем из Турку не представлялось возможным.
«Ильича полиция искала уже по всей Финляндии, надо было уезжать за границу...— вспоминает Н. К. Крупская.— ...Ильич чуть не погиб при переезде в Стокгольм. Дело в том, что его выследили так основательно, что ехать обычным путем, садясь в Або на пароход, значило наверняка быть арестованным. Бывали уже случаи арестов при посадке на пароход. Кто-то из финских товарищей посоветовал сесть на пароход на ближайшем острове. Это было безопасно в том отношении, что русская полиция не могла там заарестовать, но до острова надо было идти версты три по льду, а лед, несмотря на то, что был декабрь, не везде надежен».
Итак, в декабре 1907 года между Або (Турку) и Стокгольмом продолжал курсировать пароход «Боре-1».
На него и собирался сесть Владимир Ильич на одном из небольших островков, расположенных в финских шхерах.
Через два с половиной года, планируя встречу с матерью и сестрой в Стокгольме, он отправляет из Парижа в Москву письмо своей матери, в котором рекомендует воспользоваться пароходом «Боре» для поездки из Або в Швецию.
«Насчет нашего свидания в августе было бы это архичудесно, если бы не утомила тебя дорога. От Москвы до Питера необходимо взять спальный, от Питера до Або тоже. От Або до Стокгольма пароход «Буре» — обставлен отлично, открытым морем идет 2—3 часа, в хорошую погоду езда как по реке. Есть обратные билеты из Питера».
Название парохода Ленин произносит на шведский манер, через «у».
Владимир Ильич счел нужным отметить чрезвычайно важную деталь, что в открытом море пароход находится лишь самую малую часть времени, успокаивая мать, ни разу не совершавшую подобные вояжи и, конечно, опасавшуюся морской болезни.
Действительно, большая часть пути проходит шхерами — извилистыми узкими проливами между островами примерно около трех часов вблизи берегов Финляндии и пять часов в шведских водах. В шхерах даже в самую штормовую погоду не качает.
Как же выглядел пароход «Боре»? Когда он был построен?
Получить ответы на заданные вопросы было лучше всего в самой компании «Боре-лайн». Она размещалась в старинном пятиэтажном здании рядом с Хельсинкским портом.
— Наша компания организовалась,— рассказывала Улла Янсон,— как акционерное общество. Но пока еще не было собственного флота. Нужен был современный пассажирский пароход, обладавший высокой скоростью, способный легко маневрировать в шхерах.
На верфи в городе Хельсингере компания заказала пароход на 123 спальных места в каютах первого и туристского классов. Также он мог брать 292 палубных пассажира. Судно нарекли «Боре» в честь храброго воина и мореплавателя, короля викингов Боре. Первым капитаном был назначен Арвид Руска. Он и открывал новую пассажирскую линию Або — Стокгольм. Судьба судна оказалась несчастливой. В ночь на 1 января 1900 года пароход сел на грунт в финских шхерах. Потерпевший аварию «Боре» отремонтировали, и в следующем году он вновь встал в строй. Правда, к старому названию добавили римскую цифру I.
Так на линии появился новый пароход «Боре-1».
С тех пор и пошла традиция каждому новому пароходу, плавающему под флагом компании, присваивать лишь порядковый номер, а само имя не изменять. «Боре-1» успешно совершал рейсы между финским и шведским берегами вплоть до 1918 года.
Я слушал Уллу Янсон, сожалея, что в архивах музея не сохранилось списков пассажиров тех давних лет, когда на «Боре-1» путешествовал Владимир Ильич Ленин.
Улла Янсон сказала, что в их музей часто заходят деловые люди, гости и клиенты фирмы. А потому теперь она всегда будет рассказывать им про исторические рейсы самого первого парохода компании «Боре-1», когда его пассажирами были Владимир Ильич Ленин, его мать и сестра.
На борту «Гефиона»
Вторично Владимир Ильич приехал в Копенгаген в конце августа 1910 года. Здесь открывался VIII конгресс II Интернационала, и Ленин вошел в состав делегации РСДРП.
Для участников крупнейшего международного форума, а в Копенгаген съехалось почти 900 делегатов из 23 стран Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Африканского континента, иногда после занятий устраивались экскурсии по городу, посещение музея Торвальдсена, и, выражаясь современным языком, была организована небольшая прогулка на пароходах «Гефион» и «Хольгер Данске» в курортное местечко Скодсборг, что в восьми морских милях к северу от Копенгагена.
Небезынтересно узнать отношение В. И. Ленина к редким минутам отдыха во время работы конгресса и морскому путешествию.
«...Один из русских товарищей, с явной целью завоевать расположение Ленина, заметил, что не к чему тратить драгоценное время конгресса на подобную прогулку. Ленин внимательно на него посмотрел и ответил, что он не может понять, что в этом плохого: если люди поработали, они имеют право иногда и попраздновать»,— вспоминает старый большевик М. В. Кобецкий.
По возвращении из Скодсборга делегаты увидели на рейде копенгагенской гавани белую царскую яхту «Полярная звезда». Ее пассажирам было выражено пролетарское приветствие: с борта «Гефиона» и «Хольгер Данске» раздалось могучее пение «Интернационала». В этом мощном хоре звучал и голос Владимира Ильича...
Что же представляли собой эти пароходы-трудяги, перевезшие на своем веку тысячи пассажиров, а среди них Владимира Ильича Ленина и его соратников по партии большевиков?
Я вновь обратился за помощью к представителям датской фирмы «Христен Янсен» в Копенгагене.
— Трудная задача,— с сомнением покачал головой Генрик Мартенсен.— Однако попробуем...
В свою очередь, я решил и сам попытать счастья и отправился на Вестерброгаде, 59, в музей истории Копенгагена. Но в его залах ни картин, ни фотографий «Гефиона» и «Холгер Данске» не обнаружил. Служащий музея посоветовал съездить в Хельсингер. Но и там меня постигло разочарование. В залах морского музея было множество моделей парусников, пароходов, старинных якорей, пушек, картин всевозможных военных и торговых кораблей, но нужных пароходов не оказалось.
Расстроил меня и Генрик Мартенсен, служащий «Христен Янсен», который вызвался разыскать интересующие материалы. В один из приходов нашего лайнера в Копенгаген он с сожалением сказал, что обзвонил и обошел многие морские агентства в Копенгагене, но, к сожалению, ни у кого не оказалось фотографий или открыток с изображением этих пароходов.
Прошло целых три месяца, когда при очередном звонке я вдруг услышал в телефонной трубке торжественно-взволнованный голос Генрика Мартенсена, который все же продолжал заниматься розысками:
— Немедленно приезжайте, есть хорошие новости...
Через полчаса, улыбаясь, он уже вручал мне фотокопии нескольких страничек «Алфавитного регистра» датских военных и торговых судов за 1909 и 1911 годы.
— Думаю, что вам повезло,— сказал Мартенсен.— Оба судна построены на верфи «Бурмайстер ог Вайн» в Копенгагене. А эта фирма существует и поныне...
Оказывается, оба судна вступили в строй в 1874 году. Значит, в 1910 году, когда пароходы перевозили делегатов копенгагенского конгресса, им было по тридцать шесть лет! Возраст солидный для пассажирских судов. Курсировали эти пароходы между близлежащими портами Швеции и Дании.
«Гефион» был колесным пароходом, а «Хольгер Данске» имел винт.
В «Алфавитном регистре» не указывалась скорость судна. Возможно, это было военной тайной. Но можно легко предположить, что делали пароходы не больше 8—10 узлов. Значит, от Копенгагена до Скодсборга эти тихоходные по сегодняшним понятиям пароходики самое быстрое могли добраться за час.
В Скодсборг мы отправились на машине нашего морского представителя. Дорога почти все время шла у кромки моря. Стоял конец августа, однако ласковое солнце грело по-летнему. Видимо, такая же теплая погода была и в то время, когда для делегатов конгресса организовали морскую прогулку в эти места.
Но вот машина затормозила у дощечки с надписью «Скодсборг». Почти у самого моря виднелись небольшие одноэтажные таверны «Кро» (так по-датски называются деревенские кабачки).
У самой воды — причалы, к которым могут пристать катера и лодки. Радовали глаз старинные дома с соломенными крышами. Они стояли здесь во время приезда Ленина. Некоторым из них более двухсот лет.
Работает по сей день
До сих пор почти неизвестны детали самого короткого ленинского маршрута в его двух путешествиях 1905 и 1917 годов при возвращении из Швейцарии через Германию и Швецию в Россию.
Ведь последней железнодорожной станцией на материковой части Германии был Штральзунд. На вокзале в год столетия со дня рождения вождя социалистической революции установлена мемориальная доска с надписью, что здесь 12 апреля 1917 года проездом был В. И. Ленин. Сейчас Штральзунд и остров Рюген соединены авто- и железнодорожным мостом.
Заместитель директора Ростокского интерклуба Юрген Гегланд, организовавший для нас экскурсию по ленинским местам, сказал, что мост этот построен в 1936 году. Весной 1945 года немецкие антифашисты помешали нацистам полностью разрушить его. Сейчас мост заново реконструирован.
Сразу же напрашивался вопрос, как В. И. Ленин перебрался на другую сторону Штральзундского пролива и затем проехал по острову Рюген до германского пограничного порта Засниц, откуда уходили паромы на Швецию?
В 1984 году мне удалось вторично побывать в Заснице и еще раз посетить интереснейший музей — вагон-мемориал В. И. Ленина. Точно в таком же вагоне возвращался В. И. Ленин весной 1917 года из Швейцарии с группой товарищей-политэмигрантов через кайзеровскую Германию в Швецию и затем домой в бурлящую революционную Россию.
Музей открыт 25 октября 1977 года.
Ответ на свой вопрос я получил у директора музея, энтузиаста и исследователя биографии В. И. Ленина Ганса Альбера. Он попросил обратить внимание на две фотографии того времени, выставленные в вагоне-музее. На одном снимке был изображен небольшой паром «Альтефер» с четырьмя железнодорожными вагонами на палубе, на другом — причал в местечке такого же названия на противоположном берегу Штральзундского пролива. Вот на этом-то пароме и переправился через неширокий, всего около одной морской мили, пролив Владимир Ильич и его спутники. О самом пароме Ганс Альбер сообщил, что «Альтефер» курсировал с 1896 года, пока не был построен мост, то есть сорок лет! И более того, древний паром пережил вторую мировую войну и работает по сей день между портом Волгаст и островом Узедом.
Таким образом, из всех известных зарубежных пароходов и паромов, имеющих отношение к В. И. Ленину, «Альтефер», пожалуй, единственный, доживший до наших дней.
Люди всегда будут искать новые факты жизни и деятельности В. И. Ленина, даже если они касаются лишь его коротких вынужденных морских путешествий. Потому что память о великом вожде революции дорога всему человечеству.
Е. Куницын, помощник капитана теплохода «Балтика»