Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

Нет, они не устарели — ведется разработка новых, более совершенных военных машин

16 августа 2006

Военные действия, пришедшиеся на вторую половину XX столетия, и практика применения в них танковых сил со всей очевидностью доказывали, что по сравнению с эпохой второй мировой войны количество угроз танку возросло многократно. Осознание этого обстоятельства привело к тому, что к середине 1970-х годов немало экспертов из числа военных профессионалов заговорили о том, что угрозы эти создают на полях сражений качественно другую обстановку, в которой танку выжить уже не удастся. Однако ведущие страны и разработчики танков не поддержали тогда подобного «вердикта», предпочтя заняться дальнейшим совершенствованием этого вида оружия.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Иллюстрация Юрия Юрова

Направление главного удара

Отечественные танкостроители пришли к пониманию того, что в целом не ошиблись с новым направлением развития танков, которое олицетворял Т-64 с его многослойной броней. Хотя справедливости ради надо сказать, что в войсках эта машина вызывала изрядное количество нареканий по поводу своей невысокой надежности. Основные претензии предъявлялись часто ломавшемуся двигателю.

…Однажды главком Сухопутных войск посетовал одному из членов правительственной военно-технической комиссии, что после недельных войсковых учений в плане боевой подготовки у танкистов месяц-полтора ставили «парковый день», предусмотренный обычно для обслуживания и ремонта техники. В ЦК из войск валом пошли жалобы на «шестьдесятчетверку».

Дело принимало серьезный оборот. Хотя, по свидетельству строевых офицеров-танкистов, специально учившихся служить на Т-64, большинство личного состава просто «технически не доросло» до этой сложной машины, которая требовала точного выполнения технологий обслуживания и эксплуатации. Небрежность и нечеткость в выполнении этих установочных правил, которые прощали своим экипажам Т-55 и Т-62, «шестьдесятчетверка» прощать была не намерена, а потому начинала «бунтовать».

И хотя надежность этой модели повысили, было все же принято решение создать на базе Нижнетагильского завода другой танк, который бы, унаследовав оружие, автомат заряжания и броню Т-64, стал более неприхотлив для условий массового использования.

В результате в 1973 году на вооружении советских бронесил появился танк «Урал», или Т-72. Внешне он был очень похож на своего харьковского собрата. Отличия заключались в измененной и усиленной ходовой части, в которую «вернули» толстые двойные катки большого диаметра, и традиционном дизельном двигателе В-46 мощностью 780 л.с. Поскольку мотор был крупнее, чем 5ТДФ на Т-64, пришлось переделывать двигательный отсек. Из-за этого Т-72 оказался несколько шире и длиннее. Танкисты приняли машину хорошо, и со временем она стала одной из самых неприхотливых, надежных и массовых в мире.

Обычно на создание танков нового поколения уходит до 10 лет от формулирования его концепта до окончания испытаний и начала производственной серии. Устаревает танк за более длительное время. Однако он, как правило, имеет большой потенциал модернизации. Благодаря этому танк практически с тем же названием, что и предыдущая модель, получив лишь новую литеру или цифру в названии, может в 1,5—2 раза увеличить боевые возможности: точность и дальность огня, более эффективные боеприпасы, системы обнаружения целей, надежность, защиту.

Сверхсекретный

Следующая новинка отечественной школы танкостроения появилась в Советской Армии в 1976 году. По существу, эта выдающаяся машина с именем «индекс Т-80» также была прямым продолжением Т-64. Несмотря на особую секретность, окружавшую все, что было связано с новым танком, кое-какие, порой фантастические, слухи об этой машине доходили до ушей гражданской публики из числа бывших танкистов, а также вообще не служивших «энтузиастов бронетехники». Поговаривали, что у нас в загашнике есть танк с «авиационным» мотором. Конечно, это было преувеличением, но не слишком большим.

На Т-80 действительно поставили газотурбинный двигатель, спроектированный специально для танка авиаинженерами и танкостроителями. Работы по нему вели КБ Кировского завода, ЦИАМ (Центральный институт авиамоторостроения) и завод по производству авиадвигателей имени В. Климова. К 1972 году тысячесильный мотор ГТД-1000Т, прошедший госиспытания, передали в серийное производство на моторный завод в Калуге. Сам же Т-80 начал выпускать знаменитый Кировский (бывший Путиловский) завод в Ленинграде.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Graphic News

Первая модификация танка сходила с конвейера 2 года — до 1978-го. «Восьмидесятый» внешне был одновременно очень похож как на Т-64, так и на Т-72. Ходовая часть опять претерпела изменения благодаря установке новых опорных катков среднего диаметра — меньших, чем у Т-72, но больших, чем у Т-64. Оригинальное новшество появилось в конструкции гусеницы: внутренняя резиновая дорожка, по которой «ехали» катки с резиновыми же бандажами. Это помогало обеспечивать увеличившиеся скорости движения и разгонные характеристики Т-80.

В этих же целях гусеницу снабдили резинометаллическими шарнирами. 46-тонный танк мог развивать на подходящем отрезке местности скорость до 90 км/ч и даже больше, хотя до сего дня в его официальных характеристиках предельная скорость значится как 70 км/ч. В конце 80-х годов на Гороховецком полигоне танкистам удалось развить на «облегченном» Т-80 без боезапаса и с минимумом топлива фантастическую скорость — до 115 км/ч. Но о подобных рекордах в советское время армия в Книгу Гиннесса не сообщала. Т-80 имеет ту же компоновку и экипаж из 3 человек, что Т-6Л и Т-72. Многослойную лобовую броню корпуса и башни усилили еще больше.

В войсках Т-80 приняли почти восторженно, хотя, как быстро поняли многие командиры, служить на нем в идеале должны были профессионалы: командир — прапорщик. А другие члены экипажа — сверхсрочники. Машина, особенно двигательная установка и оборудование, требовала более высокого уровня обслуживания, грамотной эксплуатации, чем те, на которые были способны солдаты и сержанты-двухгодичники.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Иллюстрация Юрия Юрова

Эту ситуацию иллюстрирует случай, происшедший во время очередного показа техники большому начальству в 1980-х годах, когда один из замов министра авиапромышленности решил ознакомиться с Т-80 (правда, более поздней модификации), для которого его ведомство выпускало газовую турбину. Очевидцы этого эпизода рассказали, что когда он устроился на сиденье наводчика, то «был поражен количеством элементов управления и устройств отображения информации».

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

В ыстрел в прыжке — фирмнный трюк экипажей омских Т -80У — пока что никем более не повторен. Помимо внешней эффектности этот номер в программе показа демонстрирует стабильность систем наведения орудия в любых условиях. Т -80У с 1 400-сильным ГТД самый энерговооруженный танк в мире

Источник:

Андрей Аксенов

Однако самым удивительным для него оказалось то, что их число совпало с тем, которое было на реактивном истребителе. Но ведь истребителем управляет офицер, то есть профессиональный специалист, которого готовят к этой роли 4—5 лет. А потому представитель МАПа (Министерства авиапромышленности) понял, что «срочники» не смогут полноценно владеть такой сложной техникой. Да и сами «сухопутчики» прекрасно представляли себе, что до трети всех случаев отказов, поломок происходят по вине так называемого «человеческого фактора» и реализация всего боевого потенциала танка в бою при таких экипажах составляет от 50 до 70% его технического уровня.

Розыгрыш «клубной» карты

Основные западные танковые державы тоже не сидели сложа руки. К ним с середины 1960-х годов уверенно присоединилась Западная Германия, вернувшая себе место постоянного члена «мирового танкового клуба». Как раз к этому времени относится инициатива министра обороны США Р. Макнамары создать танк МВТ-70 (будущий танк 70-х годов) для оснащения американской и немецкой армий.

Это сочли весьма своевременным, поскольку бундесвер, очень быстро наращивающий свой потенциал, рассматривался в Пентагоне как главная ударная сила НАТО на европейском сухопутном театре военных действий. Прототип оказался и сложным, и дорогим, и в 1970 году танкостроители двух стран пошли своими инженерными путями. Американцев этот путь привел к созданию танка, из которого после доработок и тестов получился М-1 «абрамс», а немцев — к «леопарду-2».

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Graphic News

В 1973 году в США очень заинтересовались английской практикой разработки и производства многослойной брони «чобхэм», что было прямым следствием опыта поражения танков ПТУРами в арабо-израильской войне. Американские специалисты изучили вопрос непосредственно в исследовательском центре англичан, в городке Чобхэм, и сразу приступили к разработке собственного аналога этой брони на Абердинском полигоне — «танковой столице» США. Естественно, что она делалась для «абрамса», так же как и новейший газотурбинный двигатель в 1 500 л.с. Башню спроектировали с таким расчетом, чтобы в перспективе иметь возможность заменить «свою» 105-миллиметровую пушку на 120-миллиметровую фирмы «Рейнметалл», которой немцы вооружили свой «леопард-2».

«Абрамс» получился очень тяжелым (52— 53 т) танком, в котором кроме больших размеров и веса, казалось, ничего не говорило о типично американском облике машины —традиционно «раздуто»-широкой и высокой. М-1, напротив, вышел не по-американски плоским. Бронелисты имели очень большое наклонение. Особенно верхняя часть брони «лба» корпуса, которая установлена почти горизонтально. Механик-водитель располагается за ней полулежа.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

Леопард-2

Источник:

AFP/EAST NEWS

«Леопард-2» разительно отличался от «леопарда-1». Это был танк весом на 12—13 т больше, чем у предшественника, на который установили качественно другую броню, новейшее 120-миллиметровое гладкоствольное орудие и уникальный дизель фирмы «Даймлер-Бенц», не уступавший по мощности газовой турбине «абрамса» — те же полторы тысячи сил. Что касается внешнего вида, то он словно бы сам говорил: «перед вами германский танк». Геометрия башни, особенно передней ее части, вызывала живую аналогию со знаменитым «тигром». Несомненной удачей конструкторов можно считать и прекрасную ходовую часть с отменной надежностью, превзошедшей даже ожидания конструкторов.

Впоследствии американцы высоко оценили саму идеологию приборного комплекса управления огнем «леопарда-2» и на следующих моделях «абрамса» позаимствовали ее. Немецкая схема позволяла командиру и наводчику действовать независимо: пока наводчик уничтожал обнаруженную цель, командир был занят поиском следующей. В самом конце 1976 года США и ФРГ вернулись к идее стандартизации танкового парка. Было решено провести сравнительные испытания двух новейших машин с тем, чтобы сообща принять танк-победитель на вооружение. Пентагон дал заверения в честном характере соревнования, проходившего на Абердинском полигоне.

Удивительно, но факт: тесты проводили только американцы, а немецкой стороне отвели роль группы наблюдателей. Несмотря на это, «леопард-2» выиграл, показав намного большую надежность. То же касалось и разгонных характеристик. Но до общего вооружения единым танком дело так и не дошло. И в 1979-м бундесвер получил германский новый «леопард», а армия США в 1980-м — свой «абрамс». Обе машины, пройдя за минувшие годы модернизацию и усовершенствования, до сих пор составляют основу танковых войск своих стран. Современные версии носят названия М-1а2 «абрамс» и «леопард-2а6». По последним рейтинговым оценкам экспертов, позднейший «леопард» признан наиболее мощным западным танком.

На пути к успеху

В Советском Союзе к концу 70-х годов модернизация танков вошла в пору небывалого развития, основой которого послужило общее развитие технологий.

В 1978 году на следующей версии «восьми-десятки» — Т-80Б — установили новую пушку, которая могла не только стрелять снарядами, но и вести огонь управляемым противотанковым оружием — ракетой 9м112. Весь комплекс с системой радиокомандного наведения назвали «коброй». Эта «рептилия» радикально повышала огневую мощь. Так, если современные танковые орудия способны эффективно бороться с сильно бронированными целями на дистанции до 2 000—2 200 м, то у нового Т-80 «рука» стала вдвое больше — до 4 000 м. На Т-80Б до 1 100 сил увеличилась мощность силовой установки.

Т-64Б также оснастили «коброй». Затем и «семьдесятдвойки», модель Т-72Б, обзавелись управляемыми ракетами, запускаемыми через ствол орудия. Естественно, что и это оружие в свою очередь улучшалось. На поздней «восьмидесятке», Т-80УМ, появился новый комплекс управляемого орудия — «рефлекс» с дальностью поражения танков до 5 000 м. Причем вероятность уничтожения цели с первого пуска-выстрела достигала 80%. Ракета наводилась теперь уже с помощью помехозащитной системы управления.

В 1983 году созрела идея глубокой модернизации многих тысяч «старичков» — Т-55 и Т-62. Для них создавались собственные системы управляемого оружия с учетом различий в калибрах их пушек — 100 и 115 мм. Очень оригинальные идеи появлялись и по поводу усиления бронезащиты танка. Еще в конце 1960-х — начале 1970-х годов в Советском Союзе пришли к мысли создать «активную» броню.

Предполагалось, что ею могут стать специальные плитки-пластины со взрывчатым веществом, накладываемые поверх обычной, «пассивной», брони. Смысл состоял в том, что кумулятивный боеприпас при соприкосновении с «активной» броней инициировал бы направленный в его сторону взрыв, разрушающий или ослабляющий энергию кумулятивной струи, которая после этого уже не сможет прожечь основную броню.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

Т-80УК ставит завесу с помощью аэрозольных гранат нового поколения «Пурга». Гранатометы срабатывают либо автоматически, при облучении танка лазерными приборами подсветки и целеуказания, либо по команде с места командира машины (в ручном режиме). Дальность постановки завесы 50-80 м, размеры облака от одной гранаты через 3 с после пуска — 15 м по высоте и 10 м по фронту. Всего на Т-80УК установлено 12 пусковых устройств. Т -80УК — командирский вариант Т -80У, оснащенный дополнительной радиостанцией, системой навигации и СОЭП « Штора»

Но на тот момент идея не прошла. Во время доклада ученых маршалу Бронетанковых войск Бабаджаняну, еще во время войны командовавшему танковой бригадой, разработчики встретили его возмущенный отпор: «…обложить танк взрывчаткой! Не позволю!»

Поэтому пионером практического использования этой идеи стал не Советский Союз, а Израиль. В мае 1982-го, в самом начале Ливанской войны, в многочисленных телерепортажах постоянно показывались танки М-60, обложенные в передней части корпуса какими-то непонятными кирпичиками защитной окраски. Такими же «черепаховыми» выглядели и танковые башни.

Только после этого в СССР «ударили по газам» и начали наверстывать упущенное. К 1985 году на Т-80Б и Т-6ДБ началась массовая установка «активной», или динамической, защиты, добавившей к названиям танков вторую буковку — «в» (взрывная защита). Чуть позже то же самое сделали с Т-72Б, который превратился в Т-72БВ. Точно так же возникли Т-55МВ и Т-55АМВ.

Динамическая защита прижилась в основном в двух странах — Израиле и СССР. Другие предпочитали усиливать броню наложением добавочных листов — плит или создавать новую, с включением в нее слоев из других материалов, например обедненного урана, как это сделали американцы на последнем «абрамсе» М-1а2, только что впервые использовавшемся в Ираке.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

T90C (выпуск конца 90-х)

Источник:

Андрей Аксенов

Незадолго до распада СССР в стране была создана динамическая защита второго поколения, нашедшая тогда применение на Т-80У, Т-80УД (с дизельным 1 000-сильным мотором), а позже — в Российской Федерации на Т-90, являющемся глубокой модернизацией Т-72. Она называется ВДЗ (встроенной динамической защитой) и внешне выглядит как плиты среднего размера, «инкрустированные» в лобовые бронедетали танков. Считается, что она выдерживает не только кумулятивные, но и подкалиберные снаряды, которые воздействуют на танк сугубо ударным, кинетическим, способом.

По некоторым данным, появлявшимся в специализированных изданиях, на Т-80У эквивалент многослойной брони вместе с ВДЗ равен 1 100 мм (!) против подкалиберного снаряда и 900 мм против кумулятивного боеприпаса. Этот результат считается пока непревзойденным.

«МЕРКАВА»

Израиль после Октябрьской войны 1973 года пришел к выводу о необходимости создания собственного танка с учетом в его конструкции ближневосточных условий. Приоритетом стала бронезащита и, следовательно, безопасность экипажа. В 1979 году на вооружении ЦАХАЛа появился танк «Меркава-1» («Боевая колесница»).

Гусеничная колесница по своей компоновке не похожа ни на один другой танк. 900-сильный двигатель и трансмиссия вынесены в носовую часть корпуса. Башня со 105-миллиметровой пушкой имеет очень малую лобовую проекцию, в которой напоминает сужающийся в сторону противника граненый конус, и смещена ближе к корме. Там имеется люк большого размера, что поначалу привело некоторых специалистов, увидевших «меркаву» впервые на фотографиях, к предположению, что это либо БМП, либо танк-БМП для перевозки пехоты.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Иллюстрация Юрия Юрова

На самом деле кормовой люк дает возможность экипажу покинуть машину в случае повреждения в бою скрытно для противника, а не через башенные люки, когда опасность быть подстреленным очень велика. Кроме того, в военных условиях облегчается и загрузка в танк боекомплекта. Лобовое бронирование корпуса — разнесенное, а двигатель в крайнем случае также обеспечивает дополнительную защиту экипажа.

Разработчики «меркавы» исходили из того, что танк будет применяться не только против бронетехники противника в крупномасштабной войне, но и в условиях борьбы с компактными группами палестинцев, исламскими боевыми отрядами в городских кварталах. Поэтому «колесница» получила 3 пулемета и даже встроенный в башню легкий миномет для поражения целей, закрытых домами и завалами.

Предварительные итоги

На современных танках необычайное развитие получили системы наблюдения, особенно для действий ночью. Это прежде всего тепловизоры, которые формируют видеоизображение противника по теплу, которое он излучает, и передают его командиру на экран телевизионного типа.

Обыденными элементами комплектации танка в 1980-е годы стали лазерный дальномер и баллистический компьютер, повышающие меткость огня. Он автоматически вводит поправки при наведении пушки на цель, учитывая направление и силу дующего ветра, степень изношенности канала ствола, наклонение танка на местности.

Внушительные научные силы заняты развитием технологии снижения заметности оружия, в частности танков, в оптическом, радиолокационном и тепловом диапазонах. На Западе все это объединительно называется технологией «стелс». Созданы различные напылители и краски, которые, поглощая импульсы радиолокаторов, существенно снижают вероятность обнаружения бронетанковой техники. В России появилось оригинальное изобретение — «Накидка». Это своеобразный чехол, который комфортно надевается на башню и корпус танка, снижая его радиолокационную и тепловую заметность.

Суперзащита

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

Гранатометы для отстрела дымовых гранат, под ними — блоки поражающих элементов КАЗ «Арена» (защищены бронелистом).

Источник:

Андрей Аксенов

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века

Внешний блок комплекса активной защиты (КАЗ) «Арена» — РЛС, работающая в миллиметровом диапазоне, отслеживает подлет ракет или гранат. Два круглых «глаза» ниже — датчики обнаружения лазерных приборов наведения/целеуказания

Источник:

Андрей Аксенов

Отечественным конструкторам принадлежит первенство в создании абсолютно новых и не имеющих аналогов в мире комплексов «дистанционной» защиты танка — «Дрозд» и «Арена». Они имеют две составляющие подсистемы. Одна выполняет локационные функции — обнаруживает подлетающие к танку кумулятивные и высокоточные поражающие элементы. Вторая — с минимальным временем реакции отстреливает в их сторону боезаряд шрапнельного типа, а фактически облако стальных шариков, которые и уничтожают ракету, ПТУР, даже реактивную гранату, выпущенную из безоткатного орудия или ручного гранатомета.

Таким образом, современный танк получает эшелонированную защиту вместо обыкновенной пассивной брони, которая была первым и последним «страховым полисом» экипажа. Кроме того, на танках Т-80 и Т-90 ставится еще одна система защиты — комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Его назначение — «сводить» с траектории идущий на танк ПТУР с полуавтоматическим наведением и создавать помехи системам противотанкового оружия с наземным прицеливанием и наведением.

Интересно, что практические испытания показали: вероятность попадания ПТУРов снижается благодаря «Шторе» в 3— 4 раза, а управляемыми артснарядами — более чем в 1,5 раза. Причем противодействие обеспечивается сразу нескольким ракетам, летящим с разных направлений.

Ни шагу назад!

Работа над новым поколением танков ведется сегодня без особой огласки. Лишь время от времени появляются какие-то отрывочные, разрозненные данные самого общего характера. Но даже и они говорят о том, что бронединозавр грядущего, скорее всего, не слишком будет напоминать те танки, к которым мы привыкли.

Изменится их оружие, что в ближайшей перспективе приведет к увеличению калибра орудий. Так, в США изучается возможность оснащения танка пушкой 140 мм. В более отдаленной перспективе, по-видимому, реальностью станут орудия, снаряд из которых будет выстреливаться не энергией порохов, которая не может быть увеличена физически и ограничивает начальную скорость снаряда «планкой» 2 000 м/сек, а новыми — метательными жидкими взрывчатыми веществами или даже силой электромагнитного импульса. Они позволят увеличить начальную скорость до 3—4, а возможно, и до 8—10 км/сек.

Однако два последних варианта превратятся в реальность нескоро. Вероятно, танк будущего изменит и внешний свой облик. Рассматриваются варианты «сочлененного» танка, составленного из двух отдельных модулей, и танка без традиционной башни. Это, правда, не значит, что башня исчезнет совсем — она превратится в бронированный модуль с основным вооружением. А та часть экипажа, которая находилась в башне, перейдет в корпус.

В 1980-х годах в СССР проектировался принципиально новый танк-«молот» с подобной компоновкой. По планам он должен был поступить на вооружение Советской Армии в 1993–1995 годах. Для него создавалось необычайно мощное орудие калибром 150 мм. В современной России сегодня также идут работы по новому танку, разрабатываемому на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. Сообщения на эту тему появляются с 2000 года. Машина с предположительным названием Т-95 была показана руководству страны в первый год президентства В. Путина.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Андрей Аксенов

Будет логичным предположить, что на новой машине в качестве стандартной комплектации будут использованы как минимум все известные новшества, включая комплексы «Арена», «Штора», тепловизор, технологии «стеле» в виде маскирующих напылителей или упоминавшейся выше «Накидки». Двигатель Т-95 наверняка превзойдет по количеству лошадиных сил параметры, достигнутые на Т-80У, — 1 250 л.с. В России ведутся работы над перспективной дизельной силовой установкой мощностью 1 400—1 500 л.с. Не исключено появление на новом танке газовой турбины следующего поколения, способной развить мощность до 2 000 л.с.

По недавнему заявлению начальника Главного автобронетанкового управления генерала С. Маева, перспективный танк получит совершенно другие информационные возможности. Речь идет о новом уровне автоматизации управления, что откроет перспективу интеграции танков будущего в единое «информационное», или «цифровое», поле боя с самолетами, ударными вертолетами, артиллерией и разведывательными комплексами. Все это на порядки повысит эффективность всех боевых средств, объединенных подобной системой, когда информация о противнике в реальном масштабе времени будет передаваться по защищенным линиям связи на дисплей телевизионного типа у командиров танков и других боевых машин.

Универсальные машины: как устроены танки начала XX века
Источник:

Архив журнала «Вокруг света»

Конечно, подобный уровень техники сделает невозможным ее использование специалистами срочной службы, что буквально заставит перейти к профессиональному принципу комплектования танковых войск будущего.

В заключение можно сказать: ведущиеся в передовых странах перспективные разработки в области новых танков и их орудий свидетельствуют об одном — бронированные динозавры продолжают эволюционировать и совсем не собираются вымирать, как это предрекают вот уже почти 30 лет.»

Александр Коршунов

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2003

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения