
Сильные взмахи весел, гребцы замирают, и нос корабля благополучно проходит через невысокие Бронзовые ворота. Южная стена дворца-крепости нависла прямо над морем император Диоклетиан пожелал вступать в собственные покои, не сходя с палубы.
Корабль медленно проходит между колонн и останавливается среди сводчатых помещений нижнего яруса. Император тяжело спускается на каменный пол дворца и, переходя из зала в зал, направляется к лестнице.
На голове Диоклетиана нет лаврового венка символа императорской власти. Совсем недавно он добровольно отказался от трона в пользу наследника и поселился здесь, на самом берегу моря, в Иллирийской провинции Рима...
Трудно представить, что на нижнем ярусе дворца, где я нахожусь, когда-то была вода, и корабль императора останавливался где-то меж этих колонн.
Я вхожу под высокие каменные своды. Окна в нижних залах дворца расположены под потолком на случай, если поднимется вода, и свет даже днем слабый, неровный. При встрече бывшего императора рабы освещали ему путь факелами.
Со временем море отступило, а вокруг дворца поднялся город.
Диоклетиану перевалило за шестьдесят, когда он поселился на берегах Адриатики. Двадцать один год у власти, неудачная попытка возродить славу «Вечного Рима» все это позади. Но надо учитывать и характер императора. Вот что писал об этом римский историк и священник Орозий в первой половине V века:
«...Диоклетиан был человек хитрого нрава, прозорливый и очень разборчивый... Это был государь усердный и искусный... Именно он, первый из всех, после Калигулы и Домициана, разрешил открыто называть себя владыкой, обожать и обращаться как к богу. Драгоценные украшения он принял на платье и обувь. Раньше отличительным признаком высшей власти была только пурпурная хламида, остальное было как у всех людей...»
Историки могут назвать немало причин, по которым столь могущественный тщеславный владыка удалился в провинцию. Но я думаю, Диоклетиан просто пожелал провести остаток дней там, где когда-то прошло его детство.
В городе Солин, совсем рядом с нынешним Сплитом, в 245 году в семье писца родился сын, которого назвали Диоклесом. Мальчик вырос и стал легионером. Отличали его среди других храбрость и способность быстро принимать решения. Диоклес становится царским советником, потом консулом и затем начальником царской стражи. После трагической гибели императора Нумериануса сын писца провозглашает себя императором Восточной Римской империи под именем Кая Аврелия Диоклетиана.
Сейчас увидеть дворец и окружающие его строения, какими они были в конце III столетия, можно только в археологическом музее на территории старого города. Планировка напоминает римские военные лагеря: четырехугольник наружных стен, симметричные кварталы с короткими неширокими улицами. Последнее прибежище Диоклетиана а умер он именно здесь, прожив во дворце около десяти лет, настоящая крепость на берегу моря.
В город вели четверо ворот: Золотые с севера, отсюда уходила дорога в Солин, Серебряные с востока, Железные с запада, и Бронзовые с юга. Сами ворота, конечно, не сохранились, но стоят еще каменные резные столбы и остатки арок. А вот крытую галерею с сорока двумя аркадами, откуда Диоклетиан любовался морем, с трудом могу себе представить. На втором этаже дворца остатки водопровода. Это выдолбленные стволы деревьев, почерневшие от времени; хуже сохранились глиняные трубы. Прокладывались они под землей в тоннелях, а оттуда выводились во внутренние покои. Для того чтобы устранить в случае необходимости неисправность, строили вертикальные колодцы, по которым можно было спуститься в тоннель. Диоклетиан любил покой, и здесь было все, чтобы обеспечить ему комфорт.
...В старом городе холодно. Чуть скрылось солнце и белый прохладный камень домов как будто усилил это ощущение. На сплошь мощенных улицах нет места растениям, лишь цветочные горшки на подоконниках да увитые плющом маленькие балкончики.
Прямо у стен дворца ярмарка. Вышитые национальные блузки и безрукавки продаются рядом с современными женскими украшениями, впрочем, стилизованными под традиционные хорватские мониста, которые носили в былые времена. Кожа, шерсть, обилие цветов и детских игрушек. Здесь можно купить и миниатюрную копию дворца Диоклетиана, и фигурку охранявшего вход в покои императора черного сфинкса.
После смерти Диоклетиана город пришел в запустение, и только в VII веке вокруг дворца начинается новое строительство. Итальянцы называли город Спалатто, а пришедшие позже сюда славяне-хорваты на свой лад переименовали его в Сплит.
Мавзолей Диоклетиана был перестроен в христианский собор, а рядом с ним поднялась пятиярусная колокольня. В бывшем дворцовом храме Юпитера христиане стали совершать обряд крещения. Трудно себе представить, сколько античных ценностей погибло с тех пор. Бесследно исчез из мавзолея и саркофаг самого Диоклетиана. О его судьбе до сих пор ничего не известно.
Средневековый Сплит находился под властью Венеции и Византии, из-за него ссорились хорватские и венгро-хорватские короли. В конце XVIII века им завладела Австрия, а в начале XIX века наполеоновская Франция, потом снова Австрия. После распада Австро-Венгрии Сплит переходит в Королевство сербов, хорватов и словенцев, а с 1929 года принадлежит Югославии.
Нарядны и опрятны центральные улочки Сплита. Но стоит свернуть во дворах видны обломки камня, растрескавшаяся кладка стен, обломанная черепица на крышах. У каждого памятника есть срок жизни, и в современном мире его укорачивают не только годы, но и экологические невзгоды, а также развитая индустрия туризма. Надо остановить процесс разрушения, провести объемные реставрационные работы, а для этого требуются немалые средства. Хватит ли их у федерального правительства Югославии, чтобы сохранить это последнее прибежище Диоклетиана?..
Так же, как те дороги, что ведут в Рим, улочки Сплита вновь и вновь приводят к дворцу римского императора Диоклетиана. Очередной раз оказавшись рядом с ним, я спустилась в перистиль внутренний дворик, окруженный пышной колоннадой.
Днем здесь часто слышны звуки скрипки это молодые музыканты приходят сюда поиграть и подработать. Но самое интересное начинается здесь вечером, когда мраморные и гранитные колонны, увенчанные коринфскими капителями, подсвечиваются разноцветными гирляндами, а интерьеры дворца превращаются в прекрасные декорации. На каменных ступенях появляются люди в римских тогах, и их торжественные голоса гулко отдаются под сводами.
От эпохи Диоклетиана в Сплите осталось немного дворец, восьмигранное строение мавзолея императора, остатки крепостных стен и ворот. Остальная территория старого города застроена белокаменными зданиями разных времен и стилей.
Людмила Журова