
Машина, в которой я ехал, везла экспедиционное снаряжение на плато Тайнгуен, где совместно с вьетнамскими учеными вели исследования советские зоологи. Отправляясь в путь, я рассчитывал хотя бы проездом осмотреть Хюэ, прежнюю вьетнамскую столицу. Но обстоятельства сложились иначе...
В Хюэ мы ворвались ночью на большой скорости. Машина вдруг запрыгала, как на стиральной доске. Оказалось, мы мчались по снопам риса, разложенным прямо на дороге для просушки и обмолота. Выхватываемые светом фар одинокие велосипедисты и рикши нехотя уступали дорогу. Они почти не обращали внимания на наши непрерывные сигналы.
Мы оказались на современном длинном мосту через Хыонг Ароматную реку. В черной спокойной воде отражались редкие огни большого города. Едва занявшийся рассвет чуть приоткрыл водную гладь и окутанные утренним туманом заросшие островки. Я увидел, как у берега тихо покачивались лодки в форме дракона. Не так уж далеко от нас то время, когда в «драконовой ладье» плавал вьетнамский император. Только он мог иметь такое судно. Ведь дракон являлся символом верховной власти. Он же считался олицетворением доброго начала и приписываемого императору нравственного совершенства. А теперь подобные диковинные лодки предназначены для развлечения туристов, которых Хюэ принимает немало.
Основал Хюэ четыре с половиной столетия назад родоначальник последней династии вьетнамских императоров Нгуен Хоанг. Легенда гласит а легендами, кажется, пропитан сам воздух Вьетнама, что Нгуен Хоанг однажды отправился в Тхуанхоа, как традиционно называли центральную часть страны, и вблизи одного из холмов на берегу Ароматной реки встретил старую женщину. Она была одета во все белое и подпоясана шелковым платком. Нгуен Хоанг сразу признал в ней посланницу Небес. Женщина дала ему благовонную палочку и сказала: «Держи ее и ступай себе с Богом! Там, где палочка погаснет, закладывай новый город!» Нгуен Хоанг взял палочку в руки и отправился вдоль реки. Палочка потухла, когда правитель находился возле деревушки Фусуан. Отсюда открывался широкий вид на плавно текущую реку и на прибрежную гряду холмов. Здесь и повелел Нгуен Хоанг строить крепость. Но это еще не вся легенда. На том самом месте, где Нгуен Хоанг встретил старую женщину, он велел воздвигнуть самую высокую в стране пагоду и назвал ее Линьму Пагода Небесной женщины.
Однако столицей Хюэ стал лишь в самом начале прошлого века. Первый из императоров династии Нгуенов Зя Лонг оставил в 1804 году древнюю вьетнамскую столицу Тханглонг, после этого она получила свое сегодняшнее название Ханой, и переселился в Хюэ.
... Вскоре мы оказались возле массивных крепостных стен. За ними находился «Запретный город» резиденция императоров из династии Нгуенов. Последний из них, Бао Дай, в августе 1945 года отрекся от престола, передал государственную печать и меч представителям народа и уехал во Францию.
Первый луч солнца упал на крышу двухъярусного павильона, завершающего надвратную башню Нгомон, или, как ее называют еще, Полуденные врата. Колоннаду и крышу павильона обильно покрывают рельефные фигурки мифических существ. Я не удержался и попросил водителя сделать остановку.
Через один из пяти проходов в башне мы прошли внутрь «Запретного города». Нашим глазам открылся парк с причудливо стриженными в виде пагод деревьями. Под листьями лотоса почти не видно было воды в прудах, берега которых выложены подобранными один к одному камнями. Мы прошли по кирпичному мосту и оказались на главной аллее. В ее начале и конце возвышались одинаковые бронзовые арки с рельефными изображениями драконов.
Аллея упиралась в главный императорский дворец Тхайхоа. Он весь из дерева, и, если верить здешним путеводителям, не сыскать ему равных по легкости конструкции, изяществу убранства и обилию позолоты. Вокруг множество вазонов с неизвестными мне экзотическими растениями, силуэты которых весьма близко напоминают разнообразных животных.
Недалеко от дворца высятся, как два великана, огромные бронзовые котлы. Я принялся разглядывать рельефные изображения на его стенках: различные птицы, олени, свиньи, ветви деревьев. Трудно было поверить, что это орудие жестокой казни. Ушли в прошлое времена, когда в котлах разогревали масло и бросали туда осужденных...
Пагода Небесной женщины стремительно возносится к небу множеством убывающих ярусов. Поблизости от нее вход в монастырь. Его охраняют стоящие перед дверью раскрашенные фигуры небесных воинов со свирепыми лицами и с оружием в руках, которые должны устрашать злых духов. Возле дорожки, ведущей к храму, я увидел кумирни, куда многочисленные паломники с севера и юга Вьетнама ставят дымящиеся благовонные палочки. Здесь же стоит пьедестал с позолоченной скульптурой Будды грядущего.
Густой гул вдруг расплылся в неподвижном воздухе. Удары огромного, в рост человека, колокола призывали к молитве.
Из храма послышались нежные и чистые звуки колокольцев и монотонное чтение сутр. А мы стояли и смотрели на величественную реку, на которой уже окончательно рассеялся туман и заскользили по глади воды быстроходные джонки. Казалось, ничего не изменилось с тех пор, как Нгуен Хоай встретил здесь Небесную женщину.
Пора было отправляться в дорогу. Но по пути мы еще не раз останавливались, привлеченные тем или иным сооружением. Мавзолей Кхай Диня, предпоследнего вьетнамского императора, стоит на холме. К нему мы поднялись по каменным лестницам. Они украшены скульптурами извивающихся драконов, держащих во рту шары символы Земли, а маршевые площадки скульптурами людей и животных.
Некогда стены этой императорской усыпальницы покрывали мозаичные картины. История их создания неповторима, как, наверное, и они сами.
Затеяв строительство собственного мавзолея, Кхай Динь в 1920 году приказал разбить тысячи хранившихся в императорском дворце ваз и другой фарфоровой посуды XVIIXIX веков, которые за свою красоту называли «Голубой Хюэ». Из мелких осколков искусные мастера составили мозаики, стиль которых получил название «чань мань сань» погребальное искусство из разбитых ваз. Большинство их, к сожалению, погибло в 1968 году, когда Хюэ подвергся бомбардировке.
Рискуя опоздать в Дананг, успели заглянуть и на территорию мавзолея Ты Дыка, прадеда Кхай Диня. Это место знаменито своим уединенным парком, созданным для ностальгического созерцания: заросшие лотосом пруды, островки на них, соединенные изящными деревянными мостиками, извилистые дорожки с плавными поворотами. Но мы торопились и думали ближайшем будущем о джунглях Тайнгуена, где нас ждала работа.
Вячеслав Рожнов | Фото автора
Ханой Хюэ Дананг