
У этой выставки было довольно обычное название: «Шедевры искусства гобелена XIV—XVI вв.». Организовали выставку два музея: нью-йоркский Метрополитен-артс-мьюзеум и парижский Лувр.
Так попали на одну выставку гобелены «Охота на единорога» из французского города Клюнй и «Дама с единорогом» из Нью-Йорка. Вместе с ними выставлены были еще семьдесят четыре шедевра, вытканных в период 1370—1520 годов, получивший в истории искусств имя «Золотого века гобеленов». Привезли их на выставку из самых разных городов: Гонолулу, Заморы, Бостона, Амстердама, Брюсселя и Ленинграда.
Нас, однако, интересуют только те гобелены, где изображен был единорог.
Средневековые зоологи описывали единорога так: «...Се зверь, коню зело подобный, с копытом раздвоенным, брадою козьею, коего лоб длинным витым рогом увенчан. Быстр он весьма и дик. Охотникам зверя сего схватить никогда не удается. Единый же к сему способ таков: молоденькая непорочная девица, в лесу сев и ласкою к себе неукротимого зверя приманив, положит главу его к себе на колени. Зверь же, ласкою плененный, тут же немедля и уснет. Ловцы тогда им без усилий великих овладевают...»
История не сохранила для нас имен охотников, которым все-таки удалось поймать единорога. Зато описаний этого, очевидно, все-таки никогда не существовавшего животного осталось предостаточно.
«Быстрота и проворство его невероятны. Вы видите, как он нападает на какого-нибудь из своих исконных врагов (льва или слона, например) и страшным рогом своим разносит их на куски. Рог сей к тому же и упруг — окружат единорога охотники у края пропасти, вмиг мощным прыжком взнесется над скалами и вот уж летит в пропасть, выставив рог. Согнется рог и тут же распрямится. Зверь сей мудр, а потому любит одиночество и тишину. Укротить его нельзя, и пищу из чьих бы то ни было рук не приемлет».
В довершение ко всему единорогу приписывали способность распознавать фальшь и зло. А вера в лечебные свойства единорожьего рога пришла в Европу с Востока. (Естественно, что рогом торговали. И конечно же, это был не рог столь невероятного существа, а обычный бивень кита-нарвала — весь витой и длинный — метров до двух.) В начале XVII века процветала в Париже у Нового моста лавчонка, где торговали обыкновенной водой, но в кадку погружен был кусок «единорожьего рога». Вода считалась лекарственной, и ее охотно покупали...
Так что вполне естественно, что единорог был непременным действующим лицом многих средневековых легенд, а также составным элементом в гербах самых знатных домов Европы. Неудивительно было потому обилие гобеленов с изображением единорогов.
Сначала искусствоведы интересовались обычными вещами. Что изображено на гобеленах? Для кого были изготовлены? Кто автор?
Семь гобеленов изображали охоту на единорога — самый обычный оредневековый сюжет. На других шести — дама с единорогом. Было высказано предположение, что гобелены с охотой выткали в качестве свадебного дара королю Людовику XII в 1499 году, когда он собирался жениться на вдове короля Карла VIII Анне. На каждом из гобеленов можно разобрать буквы АЕ — первую и последнюю буквы ее имени: ANNE.
В 1728 году гобелены «Охота на единорога» попали в замок Вертэй. Во время Великой французской революции с них убрали королевские гербы.
Гобелены же «Дама с единорогом», по мнению французской специалистки Женевьевы Сушаль, принадлежали знатному роду Ле Вист. Доказательством служит изображенное на них наклонное синее бревно с тремя серебряными полумесяцами — гербом Ле Вистов. Эти гобелены, кстати, сохранились лишь благодаря счастливой случайности.
В 1833 году родовой замок, где они хранились, стал помещением вице-префектуры, и бесценные произведения искусства долго служили... обычными половиками, по которым ходили префектурские писаря. И когда семнадцать лет спустя вице-префектуру случайно посетили Жорж Санд и Проспер Мериме, они-то и спасли гобелены, заметив под слоем пыли и грязи единорога и прекрасных дам.
На первый взгляд оба гобеленных цикла не имеют, не считая единорога, ничего общего. Техника их изготовления различная: горизонтальная основа в «Охоте», вертикальная — в «Дамах». У «Охоты» богаче материал: тонкая шерсть, множество металлических нитей, богатые оттенки цветов. В «Охоте» вытканы одни мужчины, в «Дамах» — женщины.
Тем не менее сходство рисунков — а именно оно бросилось в глаза в первую очередь, когда оба цикла поместили рядом, — бесспорное: тот же единорог, те же собаки. Но особенно веским аргументом тождества стало мнение ботаников: на гобеленах насчитали сто один вид цветов и трав. И все они совпадают.
Это могло означать лишь то, что «сценарий» обоих циклов принадлежит одному и тому же художнику.
А это значило, что и те и другие гобелены составляют единое целое.
Но кто создал их и почему их разделили, знает лишь единорог.
А благородный зверь умеет хранить тайну...
По материалам иностранной печати подготовил Л. Ольгин