В те времена, когда европейские парусники плавали на восток, к берегам богатой Индии, над зданием голландской Ост-Индской компании не раз поднимались траурные флаги.
Так, в 1664 году пропал в Северной Атлантике голландский корабль «Кармелан», отправившийся за пряностями; в том же году исчезло торговое судно «Кеннермерландт», груженное дорогим китайским фарфором... В ноябре 1711 года из голландского порта Тексела в Батавию, на Яву отплыл торговый корабль «Лифд», также принадлежавший Ост-Индской компании. На борту было 299 пассажиров, а в бочках его трюмов — более 500 тысяч серебряных гульденов. Корабль, как и предыдущие два, исчез в водах океана. Понятно, эти три судна не были единственной потерей для компании, а говорим мы о них по той причине, что их постигла общая судьба.
Два с половиной века холодные воды Атлантики хранили тайну погибших кораблей. Впервые завеса над ней приподнялась в 1965 году. Англичане, братья Джон и Питер Бэнноны, еще с двумя опытными аквалангистами решили попытать счастья у островов Аут-Скеррис, входящих в группу Шетландских. После нескольких погружений в небольшой скалистой бухте лейтенант Кэвен поднял со дна старинную датскую монету. Это было уже что-то.
В следующую экспедицию братья Бэннон, используя высокочувствительный магнетометр, обнаружили 600 монет и осколки фарфора. А затем была удача — 5 тысяч серебряных гульденов (самая большая находка в Европе!), 20 золотых монет, пушка с ядрами разной величины и целая куча мелочей — от гвоздей до обломков старых кувшинов. Найден также кусок парусины, пролежавшей под водой 260 лет.
Серебро, железо и тем более парусина смогли сохраниться на протяжении двух с половиной веков по той причине, что были покрыты плотным слоем смолы. Ее возили на кораблях для смазывания деревянного днища...
Пока что в бухте у островов Аут-Скеррис поднята лишь сотая часть гульденов, которые были на борту «Лифда». Не обнаружены пока остовы кораблей, не найдены золотые слитки.
Почему же голландские корабли огибали Британские острова с севера, вместо того чтобы идти куда более коротким путем — через Ла-Манш? На то были две причины: европейские войны и западные ветры. В узком проливе голландские купцы опасались встречи с английскими корсарами, с французскими и испанскими военными судами. Что касается ветров, то они не пускали парусники в океан, и те иногда месяцами ждали погоды. По этим причинам корабли Ост-Индской компании выбирали кружной путь через Северную Атлантику. Дольше, зато надежней, считали они.
Но тут, у скалистых островов Аут-Скеррис, их нагоняла буря. Опасаясь налететь на рифы, суда укрывались в небольших скалистых бухточках. Они-то и оказывались ловушкой. Штормовая волна, врываясь в бухты, в щепы разбивала парусники как раз в тот момент, когда капитаны считали, что опасность позади.
С. Чичков