
Даже самые смелые европейские модницы, несомненно, выглядели бы весьма скромно рядом с девушкой из племени чимбу в Папуа — Новой Гвинее. А уж на празднике зинг-зинг, когда папуасы демонстрируют свои наряды, в дело идет все, что можно найти в безбрежных джунглях второго по величине острова Земли: перья райских птиц, мох, трава и листья папоротника, человеческие зубы и яркие плоды... А иногда даже куски синтетических тканей или пластика, выброшенные к берегам далекого острова волнами западной цивилизации.
Шотландец Манкольм Кирк ездил в Новую Гвинею на протяжении тринадцати лет и провел среди разных племен этой страны в общей сложности семь месяцев. Он собрал богатейший материал и впоследствии издал книгу под названием «Человек как произведение искусства. Новая
Гвинея», которая рассказывает о раскраске и масках меланезийцев и папуасов и о тех магических свойствах, которые эти племена приписывают цветам и рисункам на своих лицах. По наблюдениям Кирка, воины-папуасы к праздникам превращают лица в изумительные и неповторимые шедевры. Причем раскраска любого персонажа ритуального танца результат творчества, и каждый член племени исполняет ее в манере, присущей только ему, и никогда не повторяет другого.
Свои редковолосые подбородки суровые папуасы научились «облагораживать» травяной бородой, окрашивая ее под седину. Если по сценарию празднества меланезийскому или папуасскому воину предстоит быть птицей, он украсит голову перьями курицы, райской птицы или орла; другие преображаются с помощью кабаньих клыков, не говоря уже о пальмовых листьях и бамбуковых булавках.
Раскраска женщин — зрелище одновременно и притягательное и отталкивающее. Под толстым слоем краски черты лица узнать невозможно, тем более что рисунки меняются только к следующему празднику. Сочетание красного и черного цветов отличает невесту. Черный символизирует душевное, красный — материальное благополучие в будущей супружеской жизни. Но горе той, которая смешает эти цвета.
Вдова сообщает соплеменникам и духам-покровителям о своем горе, раскрашивая серой глиной лицо, руки и тело. Ее траурный наряд состоит из множества нитей, на которые нанизаны «слезы Иова» — высушенные плоды местного растения. Ежедневно вдова изготовляет по нитке и, закончив работу через три месяца, носит двадцатипятикилограммовые жгуты «слез» два года.
Многие из семисот племен, населяющих остров, еще сохраняют верность богам и традициям предков, держат в строгой тайне секреты магии цветов и рисунков ритуальной раскраски. Однако год от года все бесцеремоннее вторгаются в их жизнь бесчисленные «цивилизаторы». Может быть, с этих фотографий на нас глядит одно из последних поколений, живущих по законам предков.
По материалам журнала «Гео» подготовил С. Бура