
В первый же день стоянки в столице Сенегала Дакаре мы, участники океанической экспедиции, пошли в центр города. Он застроен современными зданиями; по архитектуре — Европа, да и только, никакого «местного колорита».
Центр резко отличается от средневековых кварталов, где нет водопровода, канализации, мусор убирают редко, где кособочатся жестяно-дощатые лачуги. Наследие колониализма уничтожить сразу трудно, хотя правительство и отпускает средства на плановое строительство жилья. На окраине уже выстроены новые домики — бетонные, порой однообразные, но с бытовыми удобствами.
Именно здесь и услышали мы ритмичные звуки: тук-тук, тук-тук... Дятел? Нет, какой дятел в Дакаре? Мы подошли ближе и увидели: пожилой негр выдалбливает лодку. Топорик его с удивительной ритмичностью поднимался и опускался. Щепки, шурша, отлетали в стороны, и все явственнее проступали из ствола очертания бортов. Любо было смотреть, как он работает. Не хотелось отрывать его от дела расспросами, и мы ждали, когда он остановится передохнуть. А пока переговаривались между собой, гадая, какой национальности строитель лодки. Дело в том, что большую часть населения Сенегала составляет народность волоф. Эти рослые люди считаются самыми темнокожими в Африке. В Сенегале живут также народности серер, фульбе, тукулер, менде, диола и другие.
— Я сенегалец,— со спокойным достоинством ответил старик самому нетерпеливому из нас.
— А сколько времени уходит на то, чтобы выдолбить лодку?
— Если не помешает дождь, то можно выдолбить за несколько дней.
— А что, часто бывают дожди?
— Да нет, уже два года не было. Все сгорело,— горько заметил он.
Помолчав, спросил:
— А вы откуда?
— Мы русские.
— А,— улыбнулся старик. — Саня! Саня!
Сенегальцы знакомы с русскими именами — ведь в Дакарский порт нередко заходят наши корабли.
И он снова взялся за топорик.
На другой день в рыбацкой деревушке Нгор мы вышли на берег. Ослепительно светило солнце. Накануне сильно штормило, и песок был усеян рыбами-ежами. На краю деревушки стоял навес на непропорционально толстых столбах. Неподалеку от него лежали лодки. Хотя все лодки были ярко выкрашены и каждая имела название, все они оказались очень похожими на ту, что строил старик в Дакаре.
Позже увидели мы лодки «в работе». Рыбаки забрасывали сети, вытягивали их и тут же, на берегу, продавали рыбу. Женщины — стройные, в ярчайших тюрбанах и одеяниях из целых рулонов тканей, но почти все босоногие — уносили улов. Тазы, корзины, узелки на их головах вовсе не меняли походки — величавой и горделивой, как у большинства сенегалок.
В последние годы страна стала закупать современные рыболовные суда, в том числе и в Советском Союзе.
Но долго еще будет слышен на здешних берегах стук топора мастера, возвещающий о том, что скоро в океан выйдет новая лодка.
Юрий Житковский