
Атлантический океан разделил не только Старый и Новый Свет: узкая полоска его вод всегда мешала единству Европы, отделив Англию от континента. Наверное, исключительно из чувства протеста французы и англичане постоянно пытаются пересечь эту «лужу» (так некоторые пренебрежительно называют Ла-Манш) на подручных плавсредствах: в тазиках, ваннах и другой малоподходящей для океанских переходов домашней утвари. В конце концов, как известно, под проливом прорыли даже туннель для поездов, но, увы, автомобилям до сих пор приходится пересекать Ла-Манш на железнодорожных платформах. Нынешний июль, однако, положил всему этому конец: сразу два четырехколесных экипажа своим ходом пересекли пролив, оживив тем самым угасший было интерес к амфибиям — автомобилям, способным не только ездить, но и плавать.
Человек начал «пристраивать» автомобиль к воде почти сразу после его изобретения. Первые сведения об амфибиях датируются… 1899 годом, когда появилась датская модель Margelen Amphibium. С тех пор не проходило и двух-трех лет без очередной новинки. Новинки, однако, если и не тонули, то ездили до обидного плохо — не в пример обычным катерам и автомобилям. Уж слишком разные «качества» воды и суши нужно было объединить в «одном флаконе». Даже щедрое финансирование военных ведомств, благодаря которому появился «швиммваген» у немцев,
В чем проблема?
Обеспечить плавучесть автомобилю совсем не сложно: если сделать двери герметичными (хотя бы до уровня стекол), «законопатить» отверстия в полу, он будет держаться на воде. Заставить машину двигаться вперед тоже довольно просто — небольшой винт сзади поможет делу. А вот дальше начинаются проблемы. Во-первых, двигатель воды не любит, стало быть, надо герметизировать и моторный отсек. Но тогда возникают сложности с охлаждением мотора. У катеров для этого используют забортную воду, но ведь у нас не катер! Точнее, не все время катер. Хорошо, допустим, мы начали двигаться и разгоняться — капот быстро зароется в воду и утащит на дно весь автомобиль, а значит, нужно придать кузову лодкоподобную форму. А такая форма — совсем не лучшая с точки зрения аэродинамики и устойчивости на суше. И, наконец, куда девать колеса? Они в воде только мешают, да еще и требуют тщательной герметизации ступиц и приводов — в соленой воде обычные подшипники и тормозные механизмы долго не протянут. После этого даже неудобно говорить о таких мелочах, как светотехника, — законы дорожного движения не допускают зеленых и белых огней, тогда как для судна они обязательны! Вот и получается, что проще пересесть у воды с автомобиля на катер или гидроцикл, тем более что их можно, в конце концов, привезти с собой на прицепе. И все же идея полноценной амфибии не умерла за прошедшее столетие. Напротив, технологические достижения сделали ее воплощение абсолютно реальным. Были бы… деньги!
Наше время, конец июля
Итак, вернемся на берега Ла-Манша. 21 июля 2006 года в 10.15 близ Фолкстона (графство Кент) в воду плюхнулась Panda Terramare 4, созданная миланцем Маурицио Заниси на базе полноприводной Fiat Panda. Она должна была переплыть пролив и далее уже по суше отправиться на родину в Италию. Описанные выше проблемы Маурицио решил не мудрствуя лукаво: он просто окружил машину надувными понтонами и поставил сзади водомет с приводом от заднего моста. Автомобиль оказался как бы на плоту, что решило проблемы с мотором. Но, конечно, приличной скорости такая амфибия развить не могла, так что на 25 миль ей потребовалось чуть более 6 часов. 4 узла — это примерно 7,5 км/ч. Немного. К тому же салон «изуродован» хитросплетением трубок и ручек управления надувными подушками. Они, конечно, впечатляют, но о привычном комфорте можно забыть.
Не прошло, однако, и недели, как из Дувра отправился во французский Сангат совсем другой «катер на колесах» — швейцарский
На воде, отойдя от берега на необходимую глубину, Splash опускает вниз крылья и ходовой винт, капитан дает «полный вперед», и амфибия начинает разгон. 50… 80… км/ч. Есть отрыв! Колеса уже в воздухе, машина несется над водной гладью, распугивая гидроциклистов. Пожалуй, и они не смогут ее догнать, ведь скорость зашкаливает за 45 узлов (83 км/ч). Кто плавал — знает, что значит такая скорость на воде.
Вообще-то, Splash нельзя назвать новинкой: впервые он был представлен на Женевском автосалоне 2004 года и уже тогда мог плавать. А вот летать по волнам — увы. Складные крылышки оказались самым уязвимым элементом конструкции с точки зрения прочности. На озере, в полный штиль — пожалуй, но Ла-Манш, хотя и «лужа», все же часть океана. Так что два года ушли на доводку. В итоге пролив был форсирован за… 193 минуты 47 секунд. Есть рекорд для Книги рекордов Гиннесса, но, позвольте, где же 80 км/ч? Дело в том, что плавание напоминало горнолыжный слалом между многочисленными кораблями, разводившими к тому же волну. И уже в конце первой трети пути крылья все же не выдержали ударов и крутых маневров. Пришлось опуститься «на брюхо» с заметной потерей скорости. Тем не менее Риндеркнехт не оставил надежды «отбить» затраченный на проект миллион евро и сделать свой Splash серийной амфибией. Спрос-то на нее будет еще какой, тут никаких сомнений нет.
Единственная серийная
До сих пор мы говорили о концептах, но неужели сегодня невозможно купить гражданскую серийную амфибию? Ну почему же, на всякий спрос обязательно есть и предложение. И, кстати, можно обойтись вполне разумными деньгами. Начиная от 50 000 долларов (здесь и далее мы не учитываем таможенные сборы).
«Если вы хотите узнать, что такое одиночество, начните делать автомобили-амфибии» — эти слова принадлежат Тиму Даттону, разработчику и производителю «Даттон Коммандера». Под слоганом No beach out of reach («Нет недосягаемых пляжей») он продал уже около сотни амфибий, а портфель заказов не становится тоньше. В основе его Dutton Commander либо небольшой джип Suzuki Samurai, либо в версии 2WD Ford Fiesta.
Впрочем, кузова амфибий не имеют ничего общего с кузовами автомобилей-доноров. Вместо стали — стеклопластик на трубчатом каркасе. Многие детали выполнены из нержавейки, что неудивительно. В целом же Commander — яркий пример решения задачи «в лоб». На воде он остается автомобилем. Отсюда и скорость лишь до 10 км/ч: большего из плоскодонки с торчащими колесами и мотором 1,3 л выжать не удалось. В плюсах — цена, причем можно отлично сэкономить, если вы уже являетесь счастливым обладателем машины Suzuki Samurai. Тогда за 22 000 долларов можно заказать набор Mariner, позволяющий самостоятельно превратить автомобиль в амфибию. Если верить инструкции, на это уйдет не более 150 часов работы.
Хотите поплавать с ветерком? Пожалуйста, но счет обрастет «нулями». Американец Дейв Мэрч предложит вам Watercar на базе Chevrolet Camaro. Кузов Camaro — тоже стеклопластиковый на трубчатом каркасе из нержавеющей стали. Колеса во время движения в воде не мешают: их подтягивают вверх специальные гидроцилиндры. От этого и сопротивление движению получается меньше, да и мотор под капотом тут помощнее: 2,5-литровый «оппозитник» от Subaru с турбонаддувом. 300 «лошадок» разгоняют Watercar по шоссе до 200, а на воде — до 72 км/ч! Мест, правда, поменьше — «2+2», а цена побольше — от 150 000 долларов.
Все это, однако, не более чем самодеятельность. Единственная по-настоящему серийная и полностью сертифицированная одновременно в качестве автомобиля и катера амфибия — это Gibbs Aquada. Энтузиасты из Новой Зеландии Алан Гиббс и англичанин Нейл Дженкинс создавали ее долгих 7 лет практически с нуля, совершив за это время не один десяток изобретений. Трехместный кузов не имеет дверей, колеса в воде убираются вверх, причем весь процесс превращения автомобиля в глиссер и обратно идет под управлением компьютера. Водителю (или, лучше сказать, капитану?) достаточно лишь нажать кнопку. Двигатель в 175 л. с. обеспечивает Aquada разгон на шоссе до 160 км/ч, в воде — до 48 км/ч. Запас хода на полном баке составляет 550/90 км. Цена, однако, кусается — 220 000 евро. Есть в гамме амфибий Gibbs Technologies машины побольше и поменьше, чем Aquada. Например,
Ну, а если брать с собой попутчика не обязательно, а экстрим у вас в крови — стоит обратить внимание на… плавающий квадроцикл Quadski той же фирмы. Технические детали производители пока не раскрывают, но известно, что он идет по воде, как по суше: максимальные скорости в обеих средах равны и составляют 72 км/ч!
К далеким островам
Есть, однако, и совершенно уникальное предложение — яхта и… автобус, два в одном. Называется это чудо света
Есть, правда, одно серьезное «но»: геометрическая проходимость этого автобуса — понятие, скорее, условное, и потому съезжать и особенно выезжать из воды он сможет лишь по пологому и достаточно твердому спуску. Понятно, почему на снимках из пресс-пакета изображен специальный бетонированный съезд. Но на каждом ли острове есть такой? Впрочем, можно ведь и остаться на рейде, а к берегу добираться в надувной шлюпке — она входит в комплект.