
На страницах «Вокруг света» появлялись заметки о необычных музеях в разных странах мира. Соблазнительно собрать подобные музеи воедино так лучше можно представить их разнообразие. Но ограничимся пока Германской Демократической Республикой, весьма богатой на музеи, связанные с традиционными занятиями населения.
...Есть на юго-востоке ГДР гористый район, именуемый Саксонской Швейцарией. Он славится не только красотами природы, не только прекрасными городами Дрезденом, Лейпцигом, Карл-Маркс-Штадтом, не только мейсенским (саксонским) фарфором, но известен еще и тем, что здесь когда-то зарождалось производство пряников. В городке Пульсниц уже в конце XVI века существовала пекарня по выпечке пряников. Она, к сожалению, не сохранилась, зато дожила до наших дней старинная пекарня в крохотном городке Вейсенберге (здесь всего-то 1250 жителей), и именно в ней расположен Музей пряников единственный в своем роде и уж точно единственный в стране. Вейсенбергская пекарня всегда выпускала пряники и, только пряники, но в огромном количестве и в широчайшем ассортименте. Сейчас здесь можно увидеть все стадии технологического процесса, когда-то секретного, от ручного замеса теста в огромных чанах и до раскраски и глазуровки выпеченных изделий. Особое место в музее занимают пряничные доски на них резчики изобразили людей, рыб, зверей, небесные светила, сказочных персонажей, героев фольклора... Пряники хранятся довольно долго, их развозили по всей Саксонии: на любой ярмарке можно было отведать несравненную вейсенбергскую выпечку.
Двухэтажное фахверковое здание на торговой площади, которому уже больше трехсот лет, узнается сразу хотя бы по кованым решеткам на окнах, изображающим все те же фигурные пряники...
Тоже на юге страны, в тюрингенском городе Вейсензе (округ Эрфурт), существует Музей молока. Перерабатывать этот древнейший продукт питания в масло, сыр, творог, сметану человек начал, наверное, сразу же, как надумал доить коров и овец. Экспозицию разместили в цехах старенькой (конечно, отреставрированной) молокоперерабатывающей фабрики. Впрочем, «фабрика» для этого бывшего полукустарного производства слишком громкое слово. Это собрание не претендует на охват всей истории молокоделия, но заглянуть с его помощью в глубь столетий можно. Здесь и маслобойки, и прессы, и формы для сыров, сепараторы, центрифуги, всевозможные чаны для скисания и брожения вся молочная «алхимия» перед глазами.
Нас окружает множество привычных, даже тривиальных, предметов. Но когда подобные предметы люди рассматривают в координатах географии и истории, каждая вещичка обретает значительность и может раскрыть удивительные тайны.
Музей обуви расположен в городе Вейсенфельсе, который в республике недаром называют «главным городом сапожников». Четыреста лет назад в Вейсенфельсе существовала сапожная мастерская на потребу немногочисленному тогда населению. Сейчас Вейсенфельс с населением всего 43 тысячи человек попал в современные энциклопедические словари. Музей обуви занимает Новый замок Августа. Экспонатов здесь около трех тысяч: античные котурны и современные туфли, обувь знати и простолюдинов, купцов и крестьян, обувь вычурная и простенькая, изящная и грубая... Бальные туфельки соседствуют с тяжелыми башмаками рабочего люда, сапоги с сандалиями... Сабо, кломпе, тэта, мокасины... всякая обувь, со всех концов света.
Следующий экспонат нашего «Музея музеев» Музей стульев в небольшом городе Рабенау под Дрезденом. Почему именно здесь? Дело в том, что с начала XVII века этот город и его окрестности были в Германии центром производства стульев. Из множества мастерских выходили стулья различнейших стилей и разновидностей: с прямыми и гнутыми ножками, мягкие обитые дорогой материей, кресла, банкетки, пуфики, табуретки, скамьи... Все подобные предметы начал собирать в начале нынешнего века пастор местного прихода. Сейчас гордость коллекции (и ее старейшие экспонаты) простые крестьянские стулья, сколоченные ремесленниками в середине далекого XVII века...
Для множества людей очки предмет не менее необходимый, чем стулья или обувь. Истории очков всего-то около 1000 лет. В труде «Сокровище оптики» арабского ученого Ибн аль-Хайсама, жившего в XXI столетиях, говорится: «Если перед объектом наблюдения близко и прямо держать стеклянный сегмент, то объект будет представляться увеличенным». Правда, еще у Нерона была изумрудная «чечевица», с помощью которой император рассматривал мелкие предметы, но это все же штучное изделие античных времен, а толчок к массовому появлению очков в Европе нового времени дал именно труд Ибн аль-Хайсама. Лет через двести этот трактат был переведен на латинский язык и стал доступен европейским мудрецам. Лишь в XI11 веке были изготовлены первые «камни для улучшения чтения». Далее дело пошло быстро. Спустя век люди научились получать стеклянные линзы и отлично их шлифовать. И наконец, родилось приспособление, которое с долей условности можно назвать очками, лорнет.
Очки с дужками были созданы... лишь в XIX столетии. В Германии первыми обладателями столь ценного новшества были поэт Фридрих Гёльдерлин и знаменитые ученые один из основоположников бактериологии, Роберт Кох, и основатель клеточной патологии Рудольф Вирхов. Именно их очки сейчас на почетном месте в экспозиции Музея очков в Йене. Очки, оптические стекла, театральные и полевые бинокли, лорнеты, пенсне более 4 тысяч экспонатов подобного рода со всего мира собрано в Йенском музее. Витрины уже не в состоянии вместить коллекцию, как не в состоянии даже самая полная экспозиция охватить всю историю оптики, историю человеческого прозревания.
Городок Демиц-Тумиц, близ Дрездена, известен своим Музеем гранита. Здесь экспонируются образцы камня, инструменты, использовавшиеся при добыче и отделке камня в прошлые времена, а также показаны современные методы обработки. Музей дает представление о деятельности крупного народного предприятия «Лаузитцер-Гранит», которое выпускает более 100 наименований гранитных изделий.
28 июля прошлого года было знаменательным днем для Айзенхюттен-штадта. Праздновалось 30-летие этого молодого города и торжественно открывался... Музей пожарного дела. По улицам двигался автомобильный парад: «старички» пожарные машины и насосы совершали почетный круг, прежде чем занять места в просторных залах музея. Здесь был и насос 1903 года, когда-то влекомый быстроногими лошадьми, и насос 1922 года, удивлявший в свое время публику могучей производительностью тысяча литров воды в минуту. Пожарные рукава, брандспойты, лестницы, надраенные медные каски пожарников прошлого для всего нашлось место в доме № 103 по Губенерштрассе молодого города Айзенхюттен-штадта.
О необычных музеях можно писать много. В ГДР есть еще музеи игрушек, гончарного дела, аистов... Но для первого раза достаточно. Кунсткамера временно закрывается.
А. Глебов