Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Гергов день в Рибариште

13 января 2007
Гергов день в Рибариште

Рибариште — деревушка не большая и не маленькая, таких много разбросано по пологим склонам Родоп. И люди здесь живут обычные, и песни поют, и табак тот же сажают, и виноград, и пшеницу. Разве что больше здесь пастухов — охрестные горные луга с сочной травой самой природой созданы, чтобы овцы набирали вес. Деревня — чабанская, и самый главный здесь праздник — пастуший, Гергов день.

Приходится он на начало мая, и празднуют его на широком лугу прямо за околицей. Над лугом встает дуга гор, поросших лесами, а вместе все это напоминает античный театр с амфитеатром и сценой.

На этой сцене и разыгрывается главное действо Гергова дня.

Затемно идут девушки и парни в лес, чтобы нарвать цветов для венков, нарезать гибких прутьев. С восходом они возвращаются и привязывают к яблоне на лугу качели, а на них сажают самую красивую девушку селения. Честь быть избранной первой красавицей Гергова дня столь велика, что память о ней сохраняется на всю жизнь.

И столетний дядо Христо Арнаудов, похваляясь перед юным правнуком, говорит:

— Бабку твою, бабу Лиляну, на Гергов день на качелях качали. Ее бы каждый взял, да только стала моей.

А правнук глядит на высохшую бабу Лиляну и впрямь видит стройный стан, русые косы и белозубую улыбку: на Гергов день зря не выберут...

Взлетит красавица повыше — так, чтобы ее увидели стоящие за стогами сена люди,— зазвучит «топан», большой барабан. Ему вторят барабаны поменьше и гайды — пронзительные волынки. На луг выходят музыканты, многократно опоясанные красными кушаками, а за ними — вся деревня от младенцев до старцев.

С гор спускается овечье стадо, ведомое чабаном с посохом в руках. Этот чабан — главное действующее лицо Гергова дня. Молодые его помощники — актеры. А зрители... А зрителей на Гергов день нет: весь рибариштский люд участвует в празднике.

Два пастуха кладут на плечи жердь, на ней огромные овечьи весы. Сегодня на их чаши становятся парни-женихи. Дело очень важное: кто перетянет — будет в браке главой семьи. Побежденному же придется туго — жена им будет крутить-вертеть как ей вздумается.

Дядо Христо Арнаудов, между нами, на этих весах легковат в свое время оказался. Потому, наверное, и случилось, что баба Лиляна ему лишний часок посидеть, поболтать не давала. Это уж всей деревне известно.

Соседи переглядывались-перемигивались: вот, мол, что такое на первых красавицах жениться. А дядо Христо опять за работу, так всю жизнь и проработал. Может, потому он и дожил до ста лет?..

Овцу, которую первой доят на Гергов день, чабаны выбрали из стада за высокую продуктивность и примерное поведение. Она в венке из полевых цветов, и из ее молока сделают брынзу, которой хватит на весь год (если есть, конечно, понемножку). Такая брынза — самая вкусная и, считается, даже целебна.

Еще вчера уважаемые старики — чабаны с многолетней практикой — наметили в горах несколько маршрутов, трудных и запутанных. Молодые пастухи должны прогнать свои стада в одиночку, только с овчаркой-помощницей. На каждом из этапов сидит комиссия — по два деда-чабана. Не то чтобы они не доверяли молодежи — в такой праздник никто правил не нарушит, углов не срежет, пойдет где положено,— но приятно посидеть, потолковать о былых временах. А главное — к советам, на которые старики, ох, как не скупы! — в Гергов день все прислушиваются.

На пастуха, пригнавшего стадо первым, надевают венок, а на поляне начинается состязание стригалей. Никаких электрических машинок для стрижки в этот день не допускают, только огромные, деревенским ковалем кованные ножницы.

Победителю достается венок и вся шерсть с сегодняшнего настрига.

Между тем женщины расстелили на траве длиннющее белое полотно и уставили его яствами. Старейшему пастуху — место около самого большого барашка, зажаренного целиком на рожне. Барашек украшен колосьями, а у головы его стоит солонка с крупной белой солью — символы пожелания удачи на весь год.

Поют за столом, наверное, больше, чем едят, хотя с Гергова дня в Рибариште голодным еще никто не уходил. «Ой, Родопе наш, хубави»,— несется над лугом, эхом отзывается в горах.

Здешний луг похож на античный театр не только горным склоном-амфитеатром, а и всем, что на нем происходит. Болгарский народ соединил в себе три начала: древнее фракийское, славянское — самое сильное — и протоболгарское, от тех своих предков, что пришли тысячу триста лет назад с берегов далекой Волги. И все три слились воедино — тесно и органично.

С незапамятных времен праздновали вот так же родопские пастухи победу весны над зимою. И весенний этот обряд связывал человека с землей, с природой.

Пусть утратили ритуалы свой древний магический смысл — они стали незаменимой частью богатейшего культурного наследия болгар.

Совсем недавно появилось в Рибариште еще одно соревнование: по выучке овчарок. Занесли его парни, служившие на границе, а потому и образование у собак куда шире, чем нужно при стаде.

На лугу осталась молодежь. А пожилых людей почтительно отвели по домам отдыхать.

Перед входом в дом дядя Христо задерживает правнука:

— Невестку в дом приведешь ту, что на качелях первая была. Понял?

П. Мартынов

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения