От науки люди чаще всего ждут прогнозов и рецептов . Но люди науки, как правило, стараются ни того, ни другого не давать. Кому из нас не приходилось слышать от экспертов в той или иной области: «Прогнозов делать не буду, они все равно не сбываются». С рецептами немного проще, но и они часто не помогают. Успех в подобных практических вещах иногда случается, но скорее в виде премии: науке приходится долго и внимательно изучать процесс, для того чтобы её добиться.
Нынешний
Однако теория критических процессов была в свое время создана — сначала на уровне феноменологии, а потом и на более глубоком теоретическом уровне. Речь о термодинамических системах вблизи точек
Мысль о перенесении успехов физических наук на социологию имеет уже давнюю историю. Можно сослаться на относительно успешные идеи Рене Тома (
Если взять для простоты физический газ в равновесном состоянии, то для него достаточно трех макроскопических величин — температуры, давления и объема. Эти величины не являются независимыми, потому что их связывают друг с другом
Гладкость этой поверхности не гарантирует, что при плавном изменении одной переменной, две другие тоже меняются плавно. В самом деле, лыжник, подъезжающий к обрыву, движется по достаточно гладкой поверхности, и одна из его пространственных координат изменяется достаточно гладко. Тем не менее за обрывом одна из оставшихся координат должна измениться скачком — иначе лыжник оторвется от поверхности. Нечто подобное происходит и с водяным паром при охлаждении. В какой-то момент давление при фиксированном объеме не может больше меняться плавно, и падает скачком. Происходит «катастрофа».
Рене Том рассматривал относительно несложные социальные системы. Например, коллектив заключенных одной большой тюрьмы. Том показал, что даже при плавном ухудшении условий содержания заключенных количества протестных акций и насильственных действий против охраны и конвоя изменяется нерегулярным и скачкообразным образом. С математической точки зрения, функция, связывающая вероятность бунта с такими величинами, как средняя продолжительность ежедневной прогулки, калорийность суточного рациона, вероятность заключения в карцер, непрерывна и даже довольно гладкая. Но у нее есть особенности типа сборки, вблизи них и происходят «катастрофы».
Успехи теории Рене Тома воодушевили многих математиков в конце 80-х годов. Стали поговаривать даже о новой науке
…Я не разделяю веры других авторов в возможность описания социальных явлений средствами физической теории. Имеет место чисто эмпирический факт, который представляется фундаментальным: физики предпринимали уже множество попыток описать социальные явления средствами физики, однако это им до сих пор не удалось .
Отсутствие количественной (физической) теории критических процессов в обществе и тем более предполагаемая невозможность ее построения делает практически невозможными ни оценку вероятности изобретаемых сценариев, ни даже сколько-нибудь основательные суждения по поводу рецептов. Однако в истории применяются и более мягкие средства, которые позволяют увидеть аналогии между весьма разнесенными во времени явлениями, и на основании этих аналогий сделать хотя и расплывчатые, но все же довольно сильные суждения относительно происходящего.
Несчастные небеса XVII века
Впервые о глобальном кризисе XVII века заговорил в 1954 году британский политэкономист марксистского толка Эрик Хобсбаум (
В распоряжении Хобсбаума оказались статистические данные, которые показывали, что рост населения Европы в это время практически прекратился, и на демографических графиках XVII век выглядит как едва наклоненное плоское плато между двух довольно динамично растущих кривых — за XV и за XVIII века. «Буржуазный аромат, — пишет Хобсбаум, — витал над Европой с XIV века, но только в XVII-м он стал доминирующим». Однако, замечает он дальше, для этого крестьянам пришлось оставить свои плуги и встать к станку, предопределяя будущую индустриализацию. А прежде чем это сделать, они взялись за топоры и вилы и встали за свои права.
Число всевозможных мятежей резко возрастает во всем мире. Смутное время наступает не только в Москве : одновременно с этим украинские казаки непрерывно сражаются с Польшей . Даже в миролюбивой Аквитании, где за весь период с 1590 по 1634 год прошло всего 47 бунтов, то есть примерно по одному в год, в следующие четверть века их уже под триста, то есть больше десяти в год. Восстания расползаются по планете словно какая-то таинственная эпидемия. Пожар революции приходит в Англию из Голландии , потом перекидывается на Францию , Италию и Швейцарию . Португальские колонисты успевают восстать против испанских властей в Бразилии , Мозамбике , Индии и на Цейлоне , а потом принимаются воевать с голландцами…
Современный историк университета штата Огайо Джоффри Паркер (
Середина XVII века видела больше случаев одновременных крушений разных государств, чем любая другая предшествовавшая или последующая историческая эпоха, и поэтому была названа историками «Глобальным кризисом». В 1640-х годах пала династия Мин в Китае — на тот момент это было самая населенная страна в мире; распалось Польско-литовское королевство — самое крупное государство в Европе; от Испанской монархии — первой в истории трансатлантической империи — отпало значительно количество колоний; восстания охватили всю империю Стюартов — включая Англию, Шотландию, Ирландию и американские колонии. Кроме того, именно в 1648 году покатилась волна городских восстаний по России — крупнейшему государству мира, Фронда парализовала Францию — наиболее населенное государство в Европе, а в Стамбуле — крупнейшем городе мира — подданные задушили султана Ибрагима, и впервые в истории король (Карл I Английский) предстал перед судом за военные преступления .
Но многие из его коллег и единомышленников, принимая в целом идею, что в XVII веке мы имеем не серию никак не связанных между собой социальных катаклизмов, а единый всемирный процесс, отказываются принять предложенные Хобсбаумом объяснения его механизма. По мнению британского политэкономиста, все проходит в полном соответствии с теорией о
Однако уже через два года после публикации статьи Хобсбаума известный французский историк Фредерик Моро (
Новая модель старого
Фредерик Моро вообще упрекал Хобсбаума в «недостаточном использовании цифры». Между тем, вся эта теория была бы невозможна без новых демографических и экономических данных , опубликованных только к середине ХХ века. При всем том, что источники были доступны, взглянуть на них с позиций статистического учета долгое время не приходило в голову. Вообще теоретические основы статистики появились с работами Пьера Ферма (
Но дело не только в этом. В самой концепции «общего кризиса», охватившего весь мир и далеко уходящего за рамки одной только экономики, нетрудно услышать отзвук развиваемой последователями Маркса идеи
В этом отношении Хобсбаум действовал, с одной стороны, вполне логично, предполагая, что расцвету капитализма должна предшествовать агония и гибель феодализма, а с другой стороны, он явно отступал от логики самого Маркса, считавшего, что переход власти от феодалов к буржуазии должен был проходить гораздо менее болезненно, чем переход власти от буржуазии к пролетариату . Все-таки буржуазия, захватывая политическую власть, уже имеет опыт экономического руководства, а пролетариат такой опыт может приобрести только после того, как возьмет власть в свои руки.
Довольно оптимистично интерпретировалась идея «мирового кризиса» и мистиками. Один из самых авторитетных мистиков ХХ века Рене Генон (
ХХ век стал, пожалуй, самым веселым и беспечным в человеческой истории. И даже две мировых войны вряд ли могут поменять этот вывод. На протяжении всего века сильно росли доходы населения и при этом странным образом нарушался один из основных экономических законов классической теории о том, что с ростом доходов сокращается норма потребления и растет норма накопления. Евгений Сапожников в своей статье, опубликованной в журнале
Социум как целое стал вести себя очень агрессивно и превратился в настоящую геологическую и даже почти космогоническую силу. Из-за деятельности человека в ХХ веке появились не только новые острова и поменяли русла старые реки , но вокруг планеты образовались новые радиационные пояса. За то же время примерно втрое сократилось количество рыбы в мировом океане, причем некоторые её виды исчезли окончательно — как каспийские виды осетровых, — а некоторые на 90% — как, например, промысловые виды тунца. Но 80% сократились площади девственных лесов . Достигнута максимальная в истории скорость роста пустынь . Во многих густозаселенных районах все резче встает проблема пресной воды , все сложнее становится бороться с удушающими города помойками .
А ради чего все это делается? К началу ХХI века выяснилось, что 80% всей мощной мировой индустрии работает исключительно на диверсификацию досуга и техническое обеспечение новых форм развлечений . Однако, как отмечает Сапожников в цитируемой статье, «насыщения не происходит, происходит обратное — стремительное увеличение потребности покупать — пищу, одежду, автомобили, бытовую технику, недвижимость. Данное поведение имеет сходство с поведением человека, больного различного рода маниями — к наркотикам, азартным играм, алкоголю».
К 1990 году США вышли на первое место по числу самоубийств, а психическое расстройство стало самой популярной проблемой со здоровьем среднестатистического американца. Общество как целое несомненно страдает тяжелым социопсихическим расстройством. Однако аналогичный диагноз можно поставить не только к США — просто в США лучше работает статистика, и эта страна во многих отношениях первая среди равных.
Наивно думать, что такой режим социальной эволюции может продолжаться долго и закончиться чем-то иным кроме «общего глобального кризиса». Это было ясно и в 29-м Генону, и в 53-м Хобсбауму, и большинству социологов сегодня. Вопрос заключается только в том, как произойдет смена эволюционного режима: сможет ли социум силой разума перейти на иные рельсы, или смена режима пройдет естественным образом после неизбежной катастрофы.
Большинство авторов, — пишет Сергей Хайтун в книге «Социум против человека», — уверены в том, что человечество оказалось сегодня на краю пропасти из-за того, что необдуманно перешло когда-то [то есть в XVII–XVIII веках] на индустриальный путь развития. Общество потребления должно уйти в прошлое. На мой взгляд, очевидно, однако, что сколько-нибудь существенно торможение потребления относительно максимально возможных на текущий момент времени значений принесло бы человечеству гибель. […] Надвигающаяся катастрофа — рядовая для эволюционирующих систем, подобных в истории биосферы Земли было уже немало. Эволюция происходит в сторону наращивания эволюционных «этажей», причем переход на новый «этаж» происходит, когда исчерпываются эволюционные возможности старого и когда эволюционирующую систему сотрясает кризис .
Эрик Хобсбаум использовал модель разворачивающегося кризиса для того, чтобы найти исторические прецеденты и оценить меру «катастрофичности» перехода с предыдущего «эволюционного этажа». Многие историки отмечают, что XVII век образует в исторической перспективе своего рода «границу прозрачности»: этот век ещё понятен современному человеку, а век предыдущей — уже нет. Многие социальные институты и институции ведут свою историю именно от него . Это лишь отчасти связано с разразившимся кризисом — завершившаяся тогда Научная революция затронула не только само научное сообщество. Перемены коснулись мировоззрения как социального фактора: в XVI веке общественное сознание ещё было религиозно-мистическим, а в XVII веке оно становится рационально-натуралистическим. Человек XVI века ищет объяснения природных и социальных явлений в осознанной воле сверхъестественных сил, а человек XVII века сводит те же самые явления к законам природы и воле людей. Второе нам пока ещё понятнее первого.
Я не могу в полной мере разделить оптимистичную уверенность Сергея Хайтуна, что следующий «эволюционный этаж» гарантированно находится выше предыдущего, и не знаю, какая модель могла бы этот его вывод подтвердить. Безусловно одно: наши потомки, живущие в конце XXI века, получат мир, не узнаваемый с наших сегодняшних позиций. Так же, как был бы не узнаваем мир в конце XVII века для того, кто видел его начало.