Почти две сотни старшеклассников из шестидесяти шести субъектов России , перекинув через плечи ярко-оранжевые сумки, повязав банданы с символикой «Вокруг света» и вооружившись компасами, разбегались небольшими группами по деревне Внуково Торжокского района Тверской области . Им предстояло пройти маршрут длиною в семь-восемь километров вдоль реки Тверца, обойти все контрольные точки, провести различные наблюдения и, выполнив задания, добраться до села Спас. Вроде, похоже на какие-то военно-патриотические игры. Но в действительности так проходил полевой тур заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии.
Надо сказать, что попытки сесть на хвост юным географам и поговорить по душам особым успехом не увенчались — уж очень ребята увлечены процессом! Сверкая пятками, бодро движутся к финишу. Поспеть за ними совсем непросто, а задаваемые вопросы и вовсе интерпретируются как попытка злоумышленника — быть может, даже засланного соперниками — отвлечь их от дела и выкрасть бесценные минуты. Впрочем, те из ребят, с кем удалось переговорить, утверждают, что задания, которые придумывают для них организаторы, невозможно выполнить, опираясь исключительно на школьные знания. — «Такое в школе не проходят. Что-то и изучают, но очень поверхностно».
К примеру, чтобы ответить на один из вопросов на контрольной точке, нужно было неплохо разбираться в том, как проходят потоки энергоносителей в нашей стране. Предполагалось, что участники заключительного тура знают, что Тверская область — это крупнейший энерготранспортный узел, что регион пересекают два магистральных нефтепровода: Балтийская трубопроводная система (Ярославль-Приморск) и нефтепровод «Ухта — Торжок — Полоцк», что здесь проходят несколько магистральных газопроводов: «Торжок — Валдай», «Белоусово — Санкт-Петербург» и «Серпухов — Санкт-Петербург».
Конечно, вопросы касались не только экономической географии — приходилось изучать и микроклимат местности, демонстрировать навыки ориентирования по GPS-навигаторам, описывать особенности ландшафта, картировать местность. И всё это на время! «Всё отлично, только очень мало времени на задания», — жаловались они и, разрумяненные, спешили через овраги, луга, лес на следующую точку.
Что любопытно, несмотря на вызывающую искреннее восхищение увлечённость ребят, немногие из них планируют связать свою жизнь с географией. Эту же особенность
«Я много общаюсь с участниками Международной олимпиады из других стран, и мне очень нравится, что среди них не только те, кто хочет стать именно географами. Они хотят стать, например, экономистами, дипломатами, экологами. Один мальчик из Мексики завоевал золотую медаль, но при этом собирался стать врачом».
Алексей опрашивал участников международной олимпиады 2006 года и подсчитал, что лишь каждый четвёртый планировал поступать на географический факультет. Большинство, в том числе победители той олимпиады — ребята из Польши , Нидерландов , Румынии , Эстонии — собирались изучать международные отношения, журналистику, компьютерные науки и даже философию.
Те же, кто планирует посвятить себя географии, участвуя во всероссийской олимпиаде, получают возможность продолжить образование в лучших вузах страны. Раньше победу в олимпиаде засчитывали при поступлении как высший балл по профильному предмету, сейчас призёров принимают на географические и геоэкологические специальности и вовсе без экзаменов. Есть и ещё один приятный бонус — победители олимпиады, которые становятся студентами, получают именную стипендию от издательства «Вокруг света», которую им выплачивают на протяжении всего периода обучения в университете. Издательство с 2004 года выступает генеральным партнёром этого мероприятия и организует для ребят полевую кухню во время проведения полевого этапа. Кроме того, все участники получают памятные призы — банданы, футболки, журналы, компасы.
В этом году Всероссийской олимпиаде по географии исполняется 20 лет. Но история интеллектуальных соревнований по географии началась гораздо раньше, в послевоенные годы, когда на геофаке МГУ стали проводить олимпиаду для москвичей. Однако вскоре выяснилось, что в этих состязаниях желают участвовать школьники и из других городов, поэтому их сделали открытыми. В 1992 году прошла первая Всероссийская олимпиада по географии, которая проводится с тех пор ежегодно. Костяк её организаторов сформирован из преподавателей и сотрудников географического факультета МГУ, которые все эти годы придумывают задания для теоретических и практических туров олимпиады, решают организационные вопросы и готовят ребят к участию в международных состязаниях.
Олимпиада проходит в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и общероссийский (заключительный). Причём, заключительный этап проводился по «кочевому» принципу, в разных городах: Тамбове , Ульяновске , Новгороде , Твери , Смоленске, Владимире, Пензе, Орле, Туапсе, Нижнем Новгороде , Липецке, Калуге, Рязани, Железноводске, Белгороде , Кисловодске. И надо сказать, время показало, что решение это было верным — каждый раз олимпиада подогревала интерес к предмету и часто ребята из региона, где проходил заключительный этап, в следующие годы оказывались в числе победителей. Всероссийская олимпиада — вроде разминки перед «большой» международной, лучшие участники получают право представлять нашу страну на международных состязаниях.
Интернациональные олимпиады по географии стали проводить с 1990-х, причём, что интересно, сразу две организации проявили интерес к этой теме. Одна олимпиада проводится по инициативе Национального географического общества США . Она проходит раз в два года, в ней принимают участие школьники не старше 16 лет. Вторая — это олимпиада по версии Международного географического союза, с 2011 года она стала ежегодной. По условиям, участники должны быть школьниками, а не студентами.
Как отмечает Алексей Наумов, для российской команды такое условие — это минус. Во многих странах принята двенадцатилетняя система образования, и в этих командах участники зачастую старше 18 лет. К тому же на той ступени обучения, которая соответствует нашей средней общеобразовательной школе, в ряде стран географии отводится минимум 4 часа, в то время как у нас — не более 2 часов в неделю. Если на высшей ступени довузовского образования ученик выбрал для себя географию как профильный предмет — ей может отводиться и 6 часов в неделю. Эти часы отдают, например, на курсы общего землеведения или биогеографии, которые у нас преподают студентам географических факультетов. За рубежом в старших классах также изучают страноведение, географию населения и этногеографию — у нас же это предметы программы первого, а то и второго курсов университетов.
Стоит иметь в виду и такую особенность: официальный язык олимпиады — английский . Школьники, для которых английский не родной, получают дополнительное время и, кроме того, для них составляется глоссарий терминов. Жюри не оценивает орфографию и синтаксис, учитывается лишь правильность ответов. Тем не менее, очевидно, что носители языка всё же получают некоторое преимущество.
Приходится к тому же часто сталкиваться с такой сложностью, как климатическая адаптация.
«Прошлым летом наша команда из Тверской области от жары и торфяных пожаров уезжала на Тайвань, где такая же жара, но ещё и почти стопроцентная влажность. Добавьте к этому разные часовые пояса, новую языковую среду, непривычную кухню. Ладно, теоретические задачи решаются в аудитории с кондиционером, но полевой-то тур нужно пройти под этим солнцем, когда через каждые десять метров рубашку можно буквально выжимать. В 2008 году олимпиада проходила в Тунисе. Сахара, август, 2 часа дня. У автобусов, которые нас возили, есть в салоне градусник. У градусника шкала до 49 °С, если больше — он показывает просто две чёрточки. Так вот он всё время показывал эти две черточки».
Несмотря на все эти сложности, нам есть чем гордиться: наши ребята завоёвывали бронзовые медали на олимпиадах в Лондоне (1993), в Вашингтоне (1997), в Торонто (1999), серебряные в Гдыне (2004) и Будапеште (2005). Комплект из золота, серебра и бронзы привезли из Туниса (2007), золото из Тайбэя (2010).
По идее, такие тематические олимпиады должны выявлять ребят, заинтересованных в предмете, и давать им возможность изучить его углублённо, проявить свои таланты. В «копилке» географической олимпиады немало достойных историй. Например, победитель II Всероссийской олимпиады Денис Калашников из города Шахты Ростовской области , первым получивший право поступить без экзаменов в университет, с отличием закончил геофак МГУ и стал известным специалистом по Китаю . Алексей Серёгин, серебряный призёр VII Всероссийской олимпиады, после окончания кафедры биогеографии геофака защитил уже на другом факультете МГУ — биологическом — диссертацию, посвященную распространению рода Allium (чеснока) во флоре Восточной Европы , продолжив вавиловскую традицию исследований на стыке ботаники и географии. Иван Лазарев, призёр VIII Всероссийской олимпиады, закончил экономический факультет МГУ, стал кандидатом экономических наук; сейчас он докторант Стэнфордского университета в США.
Жюри уже подвело и объявило итоги заключительного этапа этого года. Абсолютным победителем стал десятиклассник Егор Шустов из Иркутской области. Следом за ним — одиннадцатиклассник Александр Панченко из Новгорода, ему и будет выплачиваться стипендия от издательства после зачисления на геофак МГУ.
17 лучших участников с 23 июня начнут подготовку в лагере «Компьютерия», что под Тверью. Из них будет сформирована команда для участия во Всемирном чемпионате по географии, который пройдёт в июле Сан-Франциско , и региональной международной олимпиаде, которая пройдёт в августе в Брно.