Страшный суд в конце эволюции
Те, кто слишком серьезно относится к теории Дарвина, отказываются в нее верить
![]() Новая работа скульптора Энтони Смита, изображающая молодого Чарльза Дарвина, присевшего на скамейку во дворе Крайст-колледжа Кембриджского университета. Скульптура установлена в связи с началом торжеств по поводу 200-летия создания эволюционной теории. Фото (
|
Дарвин как культурная икона
Кончающийся год оказался богат на юбилеи. Кроме одного настоящего, крупного и круглого — 500-летия Жана Кальвина (
По словам очевидцев, празднования дарвиновского юбилея в англоязычном мире просто поражают своей грандиозностью. За год прошли тысячи больших и малых мероприятий — от крупных международных конгрессов до собраний студенческих товариществ и семейных торжеств. Первая и одна из самых крупных выставок, посвященных жизни и творчеству Дарвина, открылась в связи с надвигающимся юбилеем ещё в 2005 году в Американском музее естественной истории на Манхэттене, а за ней последовали аналогичные выставки в Бостоне, Оклахоме, Кембридже, Сиднее.
Подлинным центром юбилейных торжеств стал Кембриджский университет (
В феврале в Крайстс-колледже состоялся симпозиум, посвященный выходу в свет двухтомника «Восприятие Дарвина в Европе», в котором собраны материалы о реакции на учение Дарвина в разных странах и отраслях наук. Причем главное внимание было уделено воздействию Дарвина не на биологию, а на физику, католицизм и протестантизм, поэзию, музыку и литературу. Магистр колледжа устроил прием в честь участников симпозиума, во время которого свои новые стихи о Дарвине читала поэтесса, писательница и сценаристка Эмили Бэллоу (
Уже в ноябре в родном городе Дарвина Шрусбери завершился песенный фестиваль «Песни о Дарвине» (
На какое-то время Дарвин стал вездесущим. По словам Джеймса Секорда (
![]() Центральный зал Музея естественной истории в Лондоне. У задней стены — статуя Дарвина работы сэра Джозефа Бёма (Sir Joseph Boehm), установленная там в 1885 году. Правда, с 1927 по 2009 год она стояла в другом месте, а тут была установлена статуя основателя музей Ричарда Оуэна (Richard Owen). Фото (
|
Однако, по словам того же Джеймса Секорда, быть иконой означает одновременно служить и мальчиком для битья. Трудно представить себе другого человека науки, по отношении к кому так явно проявлялись бы симпатии и антипатии. Критики дарвиновской теории эволюции есть как в академической, так и в не академической среде. Особенно это заметно в США. Например, её последовательных противников объединяет Ассоциация христиан в математических науках (
В России критики и апологеты разошлись по разным социальным стратам. Научные конференции и ученые заседания, проходившие в учреждениях
По мнению известного российского биолога-эволюциониста
Комментировавшая первый и менее антидарвиновский фильм научный журналист
Люди, боги, обезьяны
В очень большой степени приятие, а в ещё бóльшей — неприятие Дарвина определялось краткой характеристикой его учения: «человек произошел от обезьяны». На детских играх в свое обезьяноподобие построены многие художественные экзерсисы, в том числе музыкальные, и даже псевдофилософские сочинения действительно довольно циничных авторов. На существовании принципиальной разницы между людьми и всеми прочими представителями живой природы настаивают и теологи, и — даже с определенной обидой — просто обыватели, в особенности религиозно настроенные.
![]() Обложка нотного издания шуточной песенки Грейс Карлтон «Слишком худ, или шуточка Дарвина» (1874), слова которой приписываются человеку по имени О’Ронгутанг, очевидно ирландского происхождения. Обезьяний хоровод окружает молящегося человека, явно напоминающего Авраама Линкольна, которого в желтой прессе нередко обзывали «обезьяной». Вдали ещё одна компания обезьянок учится маршировать и пользоваться дубинками, а на переднем — босоногий афро-американский юноша в жабо, фраке и полосатых брюках, а-ля «дядя Сэм» с недвусмысленной нежностью держит за руку самку шимпанзе |
А ведь сходство человека и животных было очевидно уже в античные времена. Платон, демонстрируя метод определения через сходства и различия, уподобляет человека птице: и человек, и птица — двуногие, но у птицы есть перья и хвост, а у человека нет. Аристотель в «Частях животных» (De partibus animalium) ясно демонстрирует анатомическое сходство людей и животных. Да и то, что одни животные исчезают, а другие на их месте появляются, тоже стало известно задолго до Дарвина. Задолго до него обсуждался и вопрос о том, можно ли расположить живущих одновременно на Земле в линию — так, чтобы предшествующие оказались предками последующих. Судя по тому, что мы видим у Дарвина, его этот вопрос не интересовал. Ему было интересно другое: почему живой мир проявляет столь большое согласие внутри себя — всякая, как мы сказали бы сегодня, экологическая ниша заполнена, причем порой с такой ювелирной подгонкой, что чудится рука опытного мастера, удачно приладившего одни части целого к другим.
У средневековых схоластов подробно обсуждался вопрос об искусственном и естественном, также восходящий ещё к Аристотелю. В частности: может ли наблюдатель, не знающий историю возникновения вещи, определить, появилась ли она естественным путем или была создана каким-то мастером. Аристотель дает отрицательный ответ: всякая вещь существует с определенной целью, которая и определяет её природу. Искусный мастер также сделает вещь, служащую этой цели, — насколько хорошо, определяет его искусство. Конечно, такой ответ не мог понравиться в Средние века, и философам того времени хотелось отыскать способ отличить «разумный план» от «слепой природы».
В определенном смысле, Дарвин вернулся к старой аристотелевской идее, только заменил цель (
Может ли в результате такого усовершенствования появиться человек? В биологическом смысле, наверное, да. Но можно ли человеческие функции свести к биологическим? Этот вопрос следует считать философским: то есть дать на него ответ невозможно. Его можно по-разному обсуждать и переформулировать, высказывая то или иное к нему отношение. Можно надеяться, что рано или поздно он приобретет форму, в которой ответ на него станет возможным. Иначе говоря, превратится в научный вопрос. Но не исключено, что он так и останется философским.
Но на него можно искать и теологический ответ. Он, конечно, зависит от «теоса», но в большинстве случаев — отрицательный: человека создает бог (
[Люди] сделали бы Божество не сущим, если бы Оно не было телом, обладателем лица и рук, […] разве что более крупным и великолепным.
Однако слово «образ» не имеет отношения к телесности и вообще к материи. Согласно Маймониду, человеческий «эйдос», то есть его способность к постижению, и это и есть божественный образ:
В человеке эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение; именно в виду этого интеллектуального постижения сказано [о человеке]: «Он сотворен по образу Божию».
Так ли это? Опять вопрос философский. А может, даже вопрос веры.
![]() Божественное просвещение: и сказал Он: «Да будет свет», и был свет». Одна из шуточных иллюстраций Джорджа Фута (George William Foote, 1850–1915) к Библии, опубликованных в основанном им журнале «Freethinker» (Вольнодумец) |
Российский антиаверроизм
С очевидным противопоставлением одних истин другим европейской научной мысли впервые пришлось столкнуться на рубеже X и XI веков, когда в христианскую культуру Европы широким потоком потекла античная ученость. Причиной тому стал тесный контакт с так называемым арабским Востоком, основные культурные центры которого в тот момент располагались на территории современной Испании. Натурфилософию Аристотеля, математические трактаты Авиценны (Ибн Сины,
Выход был найден в теории современника Маймонида и даже уроженца того же города Аверроэса (Ибн Рушд,
Один из самых ярких примеров использования теории Аверроэса в риторике
Галилей на это возражал, что Библию нельзя читать слово в слово. Ведь тогда бы мы должны были признать, что у Бога есть руки и ноги, что он может прогуливаться и смеяться, а иногда даже обнаруживать невоздержанность, впадая в гнев. Библия написана для простых людей, и они должны были понять из нее главное, не отвлекаясь на детали. Это книга о том, как попасть на небеса, а не о том, как небеса движутся
В Россию Научная революция пришла на гребне европейского просветительства, в тесной связке с французским атеизмом и итальянским антиклерикализмом. Воинственно-атеистическая и в особенности антихристианская идеология марксизма попадает тут на хорошо подготовленную почву. Именно из этого обстоятельства и следует, что обратный процесс очень быстро приводит от социальной критики марксизма к социальной критике научной рациональности в целом. Основными конкурирующими философскими системами оказываются, таким образом, две: прагматическая — то есть
По словам цитированного выше Александра Маркова, «называть тот комплекс представлений о биологической эволюции, которые сейчас признаны научным сообществом либо как твердо установленные, либо по крайней мере как гипотетические „теорией эволюции Дарвина“ — это как если всю современную космологию и астрофизику назвать „теорией Коперника“». Однако призыв судить Дарвина вместе с Галилеем, Коперником и прочими великими учеными («Место Дарвина, место дарвинизма в аду с грешниками, с другими творцами современной картины мира, и суд над Дарвином, воспроизводящий на культурно-историческом уровне российского самосознания Страшный суд, обязательно свершится!» — говорит в фильме «Обвиняется Дарвин» идеолог-националист Александр Дугин) — это вовсе не призыв к рациональной критике устаревшей теории и тем более не призыв вернуться к Средневековью. Это призыв погрузиться в бессмысленное и бездумное состояние — в забвение о человеческом эйдосе.
Дмитрий Баюк, 09.12.2009
Новости партнёров