Дарвин как культурная икона
Кончающийся год оказался богат на юбилеи. Кроме одного настоящего, крупного и круглого — 500-летия Жана Кальвина (
По словам очевидцев, празднования дарвиновского юбилея в англоязычном мире просто поражают своей грандиозностью. За год прошли тысячи больших и малых мероприятий — от крупных международных конгрессов до собраний студенческих товариществ и семейных торжеств. Первая и одна из самых крупных выставок, посвященных жизни и творчеству Дарвина, открылась в связи с надвигающимся юбилеем ещё в 2005 году в Американском музее естественной истории на Манхэттене, а за ней последовали аналогичные выставки в Бостоне, Оклахоме, Кембридже , Сиднее .
Подлинным центром юбилейных торжеств стал Кембриджский университет (
В феврале в Крайстс-колледже состоялся симпозиум, посвященный выходу в свет двухтомника «Восприятие Дарвина в Европе», в котором собраны материалы о реакции на учение Дарвина в разных странах и отраслях наук. Причем главное внимание было уделено воздействию Дарвина не на биологию, а на физику, католицизм и протестантизм, поэзию, музыку и литературу. Магистр колледжа устроил прием в честь участников симпозиума, во время которого свои новые стихи о Дарвине читала поэтесса, писательница и сценаристка Эмили Бэллоу (
Уже в ноябре в родном городе Дарвина Шрусбери завершился песенный фестиваль «Песни о Дарвине» (
На какое-то время Дарвин стал вездесущим. По словам Джеймса Секорда (
Однако, по словам того же Джеймса Секорда, быть иконой означает одновременно служить и мальчиком для битья. Трудно представить себе другого человека науки, по отношении к кому так явно проявлялись бы симпатии и антипатии. Критики дарвиновской теории эволюции есть как в академической, так и в не академической среде. Особенно это заметно в США. Например, её последовательных противников объединяет Ассоциация христиан в математических науках (
В России критики и апологеты разошлись по разным социальным стратам. Научные конференции и ученые заседания, проходившие в учреждениях
По мнению известного российского биолога-эволюциониста
Комментировавшая первый и менее антидарвиновский фильм научный журналист
Люди, боги, обезьяны
В очень большой степени приятие, а в ещё бóльшей — неприятие Дарвина определялось краткой характеристикой его учения: «человек произошел от обезьяны». На детских играх в свое обезьяноподобие построены многие художественные экзерсисы, в том числе музыкальные, и даже псевдофилософские сочинения действительно довольно циничных авторов. На существовании принципиальной разницы между людьми и всеми прочими представителями живой природы настаивают и теологи, и — даже с определенной обидой — просто обыватели, в особенности религиозно настроенные.
А ведь сходство человека и животных было очевидно уже в античные времена. Платон , демонстрируя метод определения через сходства и различия, уподобляет человека птице: и человек, и птица — двуногие, но у птицы есть перья и хвост, а у человека нет. Аристотель в «Частях животных» (De partibus animalium) ясно демонстрирует анатомическое сходство людей и животных. Да и то, что одни животные исчезают, а другие на их месте появляются, тоже стало известно задолго до Дарвина. Задолго до него обсуждался и вопрос о том, можно ли расположить живущих одновременно на Земле в линию — так, чтобы предшествующие оказались предками последующих. Судя по тому, что мы видим у Дарвина, его этот вопрос не интересовал. Ему было интересно другое: почему живой мир проявляет столь большое согласие внутри себя — всякая, как мы сказали бы сегодня, экологическая ниша заполнена, причем порой с такой ювелирной подгонкой, что чудится рука опытного мастера, удачно приладившего одни части целого к другим.
У средневековых схоластов подробно обсуждался вопрос об искусственном и естественном, также восходящий ещё к Аристотелю. В частности: может ли наблюдатель, не знающий историю возникновения вещи, определить, появилась ли она естественным путем или была создана каким-то мастером. Аристотель дает отрицательный ответ: всякая вещь существует с определенной целью, которая и определяет её природу. Искусный мастер также сделает вещь, служащую этой цели, — насколько хорошо, определяет его искусство. Конечно, такой ответ не мог понравиться в Средние века, и философам того времени хотелось отыскать способ отличить «разумный план» от «слепой природы».
В определенном смысле, Дарвин вернулся к старой аристотелевской идее, только заменил цель (
Может ли в результате такого усовершенствования появиться человек? В биологическом смысле, наверное, да. Но можно ли человеческие функции свести к биологическим? Этот вопрос следует считать философским: то есть дать на него ответ невозможно. Его можно по-разному обсуждать и переформулировать, высказывая то или иное к нему отношение. Можно надеяться, что рано или поздно он приобретет форму, в которой ответ на него станет возможным. Иначе говоря, превратится в научный вопрос. Но не исключено, что он так и останется философским.
Но на него можно искать и теологический ответ. Он, конечно, зависит от «теоса», но в большинстве случаев — отрицательный: человека создает бог (
[Люди] сделали бы Божество не сущим, если бы Оно не было телом, обладателем лица и рук, […] разве что более крупным и великолепным.
Однако слово «образ» не имеет отношения к телесности и вообще к материи. Согласно Маймониду, человеческий «эйдос», то есть его способность к постижению, и это и есть божественный образ:
В человеке эйдосом является то, из чего происходит человеческое постижение; именно в виду этого интеллектуального постижения сказано [о человеке]: «Он сотворен по образу Божию».
Так ли это? Опять вопрос философский. А может, даже вопрос веры.
Российский антиаверроизм
С очевидным противопоставлением одних истин другим европейской научной мысли впервые пришлось столкнуться на рубеже X и XI веков, когда в христианскую культуру Европы широким потоком потекла античная ученость. Причиной тому стал тесный контакт с так называемым арабским Востоком, основные культурные центры которого в тот момент располагались на территории современной Испании. Натурфилософию Аристотеля, математические трактаты Авиценны (Ибн Сины,
Выход был найден в теории современника Маймонида и даже уроженца того же города Аверроэса (Ибн Рушд,
Один из самых ярких примеров использования теории Аверроэса в риторике
Галилей на это возражал, что Библию нельзя читать слово в слово. Ведь тогда бы мы должны были признать, что у Бога есть руки и ноги, что он может прогуливаться и смеяться, а иногда даже обнаруживать невоздержанность, впадая в гнев. Библия написана для простых людей, и они должны были понять из нее главное, не отвлекаясь на детали. Это книга о том, как попасть на небеса, а не о том, как небеса движутся
В Россию Научная революция пришла на гребне европейского просветительства , в тесной связке с французским атеизмом и итальянским антиклерикализмом. Воинственно-атеистическая и в особенности антихристианская идеология марксизма попадает тут на хорошо подготовленную почву. Именно из этого обстоятельства и следует, что обратный процесс очень быстро приводит от социальной критики марксизма к социальной критике научной рациональности в целом. Основными конкурирующими философскими системами оказываются, таким образом, две: прагматическая — то есть
По словам цитированного выше Александра Маркова, «называть тот комплекс представлений о биологической эволюции, которые сейчас признаны научным сообществом либо как твердо установленные, либо по крайней мере как гипотетические „теорией эволюции Дарвина“ — это как если всю современную космологию и астрофизику назвать „теорией Коперника“». Однако призыв судить Дарвина вместе с Галилеем, Коперником и прочими великими учеными («Место Дарвина, место дарвинизма в аду с грешниками, с другими творцами современной картины мира, и суд над Дарвином, воспроизводящий на культурно-историческом уровне российского самосознания Страшный суд, обязательно свершится!» — говорит в фильме «Обвиняется Дарвин» идеолог-националист Александр Дугин) — это вовсе не призыв к рациональной критике устаревшей теории и тем более не призыв вернуться к Средневековью. Это призыв погрузиться в бессмысленное и бездумное состояние — в забвение о человеческом эйдосе.