«Озоновые дыры» и снижение содержания озона в глобальной атмосфере Земли уже давно вызывают законную тревогу. Основной озоновый слой в стратосфере находится на высоте 20–25 км и защищает живые организмы на Земле от вредной ультрафиолетовой радиации Солнца.
Иная роль озона в приземном воздухе. Как сильнейший окислитель, даже более сильный, чем пары соляной кислоты, озон определяет химический состав воздуха , которым мы дышим. Свежий воздух со средним уровнем озона человеку полезен, потому что в организме хорошо идут обменные процессы. Если озона мало, то обмен веществ и окислительные процессы слабеют. Воздух с высокой концентрацией озона воздействует на слизистые оболочки, обжигая органы дыхания. Если долго дышать таким воздухом, то начинаются необратимые изменения в органах дыхания.
Ситуации, когда эта опасность превращается из гипотетической в реальною, отнюдь не редки. В Биробиджане и в городах Дальнего Востока летом, в солнечную жаркую погоду, когда загрязненный воздух идет из Китая и Японии , концентрация приземного озона намного превышает опасный уровень. То же наблюдалось в Москве летом 2002 года, когда к антропогенным загрязнениям добавились продукты горения леса и торфа. Высокие концентрации озона нередко образовываются в помещениях, где работает оргтехника, особенно старые копировальные приборы, или источники ультрафиолетового излучения. Такие же явления могут быть в соляриях.
В последние годы уровень озона в приземном слое активно рос во всех странах, и контроль за его содержанием вблизи поверхности земли считается одной из основных экологических задач. Чем страна более экономически развита и чем южнее она расположена, тем сильнее выросла там концентрация приземного озона: по оценкам американских специалистов, за прошлое столетие в Северном полушарии она увеличилась примерно в 2–2,5 раза. Ежегодные потери в экономике США — прежде всего, в сельском хозяйстве и рыболовной отрасли, — из-за повышенной концентрации озона и связанной с ней деградации растительности оцениваются ими в $ 3–4 млрд.
Наша страна находится севернее, здесь нет такой активной генерации озона. Более того, замечено даже некоторое снижение. Однако в последние годы растет концентрация озона в городах и промышленных районах, где высоки выбросы в атмосферу окислов азота и летучих органических соединений.
Дело не только в количественном росте этих выбросов, но и в существенном изменении их состава. Раньше наше производство ориентировалось на довольно инертные вещества и компоненты (определенные марки бензина, топлива, масла, краски, различные растворители), которые разрушались в атмосфере медленно. Выбросы транспорта или промышленности влияли на загрязнение не столько города, сколько региона, расположенного ниже по шлейфу, и это влияние из-за быстрого перемешивания было весьма умеренным.
Теперь легкие и реактивные примеси и вещества, на которые переходят строительная промышленность и транспорт, разрушаются в атмосфере значительно быстрее и трансформируются в другие соединения. У лаков и красок часто нет запаха, они быстро высыхают. Однако в городах усиливаются химические процессы и вообще окислительные свойства атмосферы. Чаще и в большем объеме образуются и токсичные соединения. Поэтому по уровню токсичности наши города сравниваются с западноевропейскими и американскими, хотя средняя концентрация приземного озона у нас ещё существенно ниже, чем в Северной Италии , на юге Франции , в США.
Изменения климата, загрязнение окружающей среды, ухудшение качества воздуха требуют постоянного наблюдения за состоянием атмосферы. Такую информацию собирает сеть Глобальной службы атмосферы (
В 1995 году ученые ИФА РАН при поддержке нобелевского лауреата, директора Института химии им. Отто Гана Общества научных исследований им. Макса Планка (
Название вагона-лаборатории TROICA (TRanscontinental Observations Into the Chemistry of the Atmosphere) в переводе означает «трансконтинентальные данные наблюдений химии атмосферы». Научный руководитель экспериментов TROICA — заведующий отделом исследований состава атмосферы ИФА РАН профессор
Основные маршруты лаборатории TROICA: Калининград — Москва — Владивосток (Транссиб), Калининград — Москва — Комсомольск-на-Амуре — Ванино (БАМ) , Мурманск — Москва — Кисловодск , Воркута — Нижний Новгород — Волгоград — Махачкала, Новый Уренгой — Екатеринбург — Астрахань . В конце октября 2009 года завершилась тринадцатая экспедиция, которая проходила по Рязанской и Тульской областям, а затем по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока и обратно.
Важное новшество лаборатории в том, чтобы следить не просто за высокими концентрациями определенных веществ в определенном месте, а зафиксировать малые колебания концентрации на фоновом уровне. Химический, элементный и изотопный анализы позволяют не только проследить распределение примесей и вклад различных источников (антропогенных и природных) в загрязнение атмосферы, но и определить, откуда пришли эти загрязнения, а также оценить эмиссии таких парниковых газов как метан, CO2, CO, закись азота. Наблюдения ведутся по обе стороны от железнодорожного полотна и в местах, где достаточно хорошая видимость. Приборы дистанционного контроля дают возможность оценивать выбросы от промышленных источников, расположенных в приземном слое на расстоянии 5–8 км от железной дороги. Через каждые 10 или 60 секунд измеряются 40–50 параметров. Все данные поступают в единую базу. Поэтому их очень важно сразу сортировать — полученные в городах, в шлейфах городов, в чистых условиях, — и по отдельности анализировать характерные особенности для разных условий.
Наблюдения вдоль железной дороги — это не просто ниточка из данных. Трехмерные фотохимические и транспортные модели позволяют растянуть материалы наблюдений на всю территорию, которую пересекает железная дорога, оценить состояние и состав атмосферы, выявить источники загрязненных воздушных масс и их химическую трансформацию во время движения. Чтобы по наблюдениям можно было построить реальную картину, необходимо задать все базовые источники выбросов.
Европейские страны уже провели такую инвентаризацию. В России инвентаризация источников не проведена (даже в Москве) из-за того, что не принята национальная программа по мониторингу состояния окружающей среды. Есть модели для каких-то регионов, но достаточно взять территорию побольше, и источники загрязнений приходится вводить очень приблизительно.
Имея несколько автоматизированных станций, можно было бы заменить традиционную сеть типа Глобальной службы атмосферы на подвижную — существенно более дешевую и эффективную. В этом направлении ученые сейчас и работают. Тринадцатая экспедиция TROICA опиралась уже на автоматизированную систему. Приборы передают все данные на единый сервер, часть данных через спутниковую систему поступает в Москву. Если прибор зарегистрирует возникновение экстремальной условия, то режим работы станции автоматически переключится, информация о загрязнении сразу пойдет в местную администрацию или МЧС. Такое случалось во время экспедиций в Биробиджане: там пришедшие из-за рубежа загрязненные воздушные массы встречаются с оксидантами, которые выбрасываются в атмосферу в наших городах, и очень быстро формируются высокие концентрации приземного озона, а также токсичные соединения.
Часто, особенно в 90-х годах, ученые видели мощные утечки метана из газопроводов. В пятой экспедиции TROICA в 1996 году был отмечен очень высокий уровень концентрации метана на газопроводе между Омском и Новосибирском. Через полгода в этом месте произошел взрыв. В последние годы таких утечек стало намного меньше, хотя полностью избежать их нельзя. «Шапку» метана над Западной Сибирью раньше практически безоговорочно связывали с устаревшей технологии добычи и переработки газа, а потом оказалось, что на 98% она формируется за счет болотного газа.
Естественные источники метана в России очень велики, поэтому одна из важнейших задач мониторинга — исследовать соотношение между естественными и антропогенными источниками парниковых или токсичных газов. Наблюдения в поезде хороши тем, что, прорезая шлейф от какого-то источника (от локального предприятия, от города или даже от выноса загрязненного воздуха, который распространяется на несколько сотен километров), можно оценить количество выброшенного вещества. TROICA — пока единственная лаборатория, которая позволяет это делать. Если регулярно ходить вдоль западной и южной границ России, то можно довольно точно оценивать вынос всех загрязнений на нашу территорию, то есть подсчитывать ущерб, который несут наша природная среда и наше хозяйство. В основном загрязненные воздушные массы сбрасываются на нашей территории, а от нас уходит более или менее чистый воздух. Получается, что в общем мировом балансе Россия атмосферу чистит. «В странах западной Европы из-за высокой концентрации приземного озона в больших городах перестали вырастать хорошие оперные певцы, — пояснил Еланский. — У нас она пока ниже. Может быть, поэтому наши певцы пока что ярче выглядят, и их больше».
Традиционно загрязнение в городах определялось по четырем основным параметрам: озон, окислы азота, двуокись серы и аэрозоль. Методики контроля загрязнения были рассчитаны на измерение их концентраций. За последние годы выяснилось, что для определения качества воздуха этого недостаточно, потому что имеется много веществ, воздействие которых на человека и на природную среду даже при небольших концентрациях весьма разрушительно. К ним относятся многие органические соединения. У нас они практически нигде не контролируются. Эти анализы дороги и выполняются очень редко и в отдельных местах — в районе свалки или мусоросжигающего завода . В TROICA установлены приборы, которые наблюдают все основные химически активные органические составляющие, определяющие химическую активность атмосферы.
Чтобы судить о качестве воздуха в городе и предсказать его изменение, надо иметь хорошую модель. Она должна учитывать городскую застройку, зеленую зону, расположение предприятий, орографические эффекты и все остальное. Базовая модель должна быть одна и та же для разных городов, а конкретная — своя для каждого. Если загрязнение превышает определенный критический уровень, население города надо оповестить и дать конкретные рекомендации. Для этого нужно рассчитать изменение состава приземного воздуха на территории города и спрогнозировать его изменения — в каком направлении будет развиваться чрезвычайная ситуация. Таково современное решение проблемы. Однако для его реализации необходимо создать постоянно действующие лаборатории не только в Москве — одним-единственным вагоном для всей остальной страны тут не обойтись.
Предельные допустимые концентрации (ПДК,