Среди стремительно увеличивающегося количества автомобильных марок и моделей лишь единицы могут похвастаться яркой и узнаваемой индивидуальностью, так что на глаз идентифицировать проносящиеся мимо авто затруднительно. Однако есть по крайней мере одна такая машина, которую сразу опознает по грозным военным формам даже человек, абсолютно равнодушный к автомобилям, —
История этих автомобилей началась всего-то тридцать лет назад, именно тогда, в 1979 году, Транспортное управление армии США объявило тендер на создание высокомобильного многофункционального колёсного транспортного средства (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle Model 998, HMMWV M998). За право получить большой военный заказ боролись три компании — Teledyne, Chrysler и AM General.
Первые две представили уже готовые модели — Cheetan и Defence, соответственно. Несмотря на то, что проект военного автомобиля от AM General на тот момент был только на бумаге, компании удалось собрать его всего за одиннадцать месяцев. И в 1980 году начались официальные испытания, которые должны были выявить, насколько автомобиль хорош для перевозки людей и вооружения, легко ли его ремонтировать в полевых условиях, способен ли он буксировать прицепы и пушки и превращаться в транспортное средство по перевозке ранненых. Испытания, растянувшиеся на три года, состояли из трёх этапов: первый — полигонные испытания на проходимость, тягово-скоростные свойства и долговечность; второй — испытание солдатами действующей армии в полевых условиях; третий — тесты в специфических условиях пустынь, джунглей и морского побережья.
Результаты военных порадовали: Humvee — а именно так было назван автомобиль от AM General — отвечал абсолютно всем требованиям и стандартам армии США. Министерство обороны поставило очень жёсткие рамки, заранее установив все габариты и показатели заказанного вседорожника. Teledyne, главный конкурент AM General, не смог уложиться в эти рамки и проиграл. Поэтому в марте 1983 года заказ на поставку первой партии пятидесяти пяти тысяч вседорожников HMMWV M998 получила компания AM General.
Были среди Humvee двухдверные и четырёхдверные варианты с жёстким или мягким верхом. На некоторые версии устанавливались лебёдки, носители оружия бронировались. Общим для всех ранних модификаций были восьмицилиндровый V-образный 6,2-литровый дизель мощностью 150 л.с, трёхдиапазонная автоматическая коробка передач , двухступенчатая раздаточная коробка, обеспечивающая постоянный полный привод, блокируемые дифференциалы, независимая пружинная подвеска всех четырёх 36-дюймовых колёс, 95-литровый основной и 64-литровый дополнительный баки.
В 1991-м AM General усилила раму автомобиля, опорные площадки пружин, заменила задние пружины на более жёсткие, модифицировала амортизаторы, в результате чего полезная нагрузка автомобиля возросла до двух тонн. В начале 1994 года прошла следующая модернизация (А1), заключавшаяся в переделке интерьера, электросхемы, изменении передаточных чисел трансмиссии, установке новых задних полуосей и переходе на колёса большего размера. Ещё через год, в 1995-м, в серии А2 заменили мотор на 6,5-литровый дизель мощностью 170 л.с., коробку передач — на четырёхдиапазонную с электронным управлением, установили центральную систему регулирования давления в шинах.
Беспечный ездок для настоящего мужчины
Популярным среди гражданского населения автомобиль стал после успешного завершения в 1991 году операции «Буря в пустыне» в Персидском заливе , когда обошли весь мир кинокадры, в которых грозные армейские вездеходы Humvee шутя преодолевали крутые склоны барханов, оставляя далеко позади суперсовременные танки M1A Abrams.
Это послужило прекрасной рекламной кампанией, и AM General стала получать заказы на автомобиль от частных лиц. Но продавать им Humvee, военный автомобиль, компания не имела права. Тогда руководство компании пришло к решению наладить производство новой модели. Так появился гражданский HUMMER H1, целиком базирующийся на военном. От милитаристского варианта H1 отличался отсутствием брони и вооружения, а также новым, более благозвучным именем — High-Utility Maximum Mobility Easy Rider (HUMMER), что можно перевести как «высокополезный максимально подвижный беспечный ездок». Кроме того, «hummer» на английском что-то вроде «жужжалки», а «humming-bird» — колибри.
К тому моменту, когда гражданская модификация HUMMER H1 должна была поступить в продажу, компания получила более трёх тысяч заказов. В 1993 году выпустили первую «гражданскую» сотню. Это были четырёхдверный комбилимузин с брезентовым верхом, а также варианты двух- и четырёхдверного пикапа .
Высокая цена обеспечила автомобилю место в элитарном сегменте, годовой объём продаж составляет около двух тысяч штук. Одним из самых первых владельцев HUMMER стал голливудский киногерой Арнольд Шварценеггер (
Кстати, первых покупателей гражданских модификаций приглашали на завод и обучали некоторым навыкам вождения в условиях бездорожья. На каждом автомобиле из первой тысячи в салоне укреплялась пластина с выгравированным номером и именем владельца.
Демилитаризация
HUMMER H1 был по сути тем же «воякой». Поэтому, когда в 1999 году концерн
Сердцем автомобиля стал мощный 322-сильный шестилитровый бензиновый двигатель V8. Все версии оснащают системой постоянного полного привода Borg Warner с демультипликатором, которой под силу «вытащить» машину и из ямы, и из зыбучего песка. Противобуксовочная система контролирует работу всех четырех колёс одновременно. Если одно из них теряет сцепление с дорогой, то крутящий момент перекидывается на другие три, и так вплоть до полной потери сцепления трёх колёс одновременно. Тогда весь крутящий момент направляется только на одно колесо. При активации функции TCS2 крутящий момент подаётся на колёса до того, как противобуксовочная система вступит в действие. Это позволяет HUMMER H2 передвигаться по глубокому снегу или песку, когда колёса словно гребут на рыхлой поверхности.
В H2 предусмотрено четыре режима полного привода — 4HI, 4HI Lock, 4LO Lock и 4LO Lock с блокировкой заднего дифференциала . Первый используется при движении по обычным дорогам, когда крутящий момент распределяется от передней к задней оси в отношении 2:3. Второй режим подходит для скользких покрытий, он блокирует межосевой дифференциал, обеспечивая равные моменты на передних и задних колёсах. Режим 4LO Lock работает так же, как и предыдущий, с одной лишь разницей — передаточное число АКПП становится ниже, что позволяет держать мощность двигателя на максимуме при преодолении самого серьёзного бездорожья. Режим 4LO Lock используется для принудительной блокировки заднего дифференциала, когда колёса задней оси получают одинаковый крутящий момент от двигателя.
В 2004 году H2 стали собирать в Калининграде, на заводе «Автотор». До этого все автомобили этой марки делали исключительно в США, в штате Индиана . Примечательно, что вес калининградского HUMMER H2 составляет по паспорту 3 493 кг, тогда как «американец» весит на 400 кг больше. На российском заводе смогли уменьшить вес довольно простым способом — чтобы вписаться в рамки категории «B», автолюбителю дозволено управлять только автомобилем, весящим менее трёх с половиной тонн, все утяжеляющие конструкцию элементы вроде порогов, дополнительного кресла, огромного запасного колеса были обозначены как опции.
В 2005 году с появлением H3 модельный ряд HUMMER расширился. H3 ещё компактнее и современнее, чем Baby HUMMER. HUMMER — это единственный представитель марки автомобилей, который от поколения к поколению «ужимается». Длина HUMMER H3 — 4,40 м, ширина — 2,05 м, высота — 1,97 м, то есть на 43 см короче, на 16,5 уже и на 15 см ниже, чем гражданская версия знаменитого армейского вездехода. По задумке, более скромные габариты и масса должны сделать H3 удобнее и практичнее для городских условий — для перемещения по бездорожью HUMMER покупают единицы, большая часть этих машин никогда не съезжает с асфальта.
В движение автомобиль приводит 3,5-литровый двигатель Vortec 3500 мощностью 220 л.с. У этого мотора по два распредвала в головках цилиндров и система изменения фаз газораспределения. По данным GM, автомобиль расходует около 11,8 л на 100 км — такие цифры больше характерны для легковушек среднего класса, а не для полноприводного авто в две тонны весом. Полноприводная трансмиссия у H3 примерно такая же, как у его предшественника Н2. Всё управляется электроникой , включая блокировку заднего дифференциала. Кроме того, у Hummer H3 присутствуют системы контроля тяги и стабилизации движения GM StabiliTrac.
Какой HUMMER бывает «зелёным»?
На автосалонах прошлого года в Детройте и Женеве GM продемонстрировала концепт HUMMER HX. Двухдверный HX уступает по размерам H3: длина — 4343, ширина — 2057, высота — 1829, база — 2616 мм. Любопытно, что работу над внешним видом автомобиля доверили молодым умам — выпускникам детройтского колледжа (
Шеф-дизайнер корпорации Эд Уэлбурн (
В связи с тем, что автомобили повышенной проходимости, большинство из которых отличается прожорливостью, переживают сегодня не лучшие времена, инженерам General Motors пришлось пойти на некоторые уступки. Так в HUMMER HX Concept появился новый двигатель FlexFuel, который работает на биоэтаноле Е85 — смеси бензина и спирта . Его мощности 304 л.с., а токсичность отвечает экологическим требованиям.
В прошлом году HUMMER привёз в Лас-Вегас три концепта на базе Н3: пикап H3T Weekend Warrior, предназначенный для любителей активного отдыха, H3X Alpha и H3 Alpha Four Wheeler Project Trailhugger Partnering, который создавался в сотрудничестве с американским изданием
А вот будущее у HUMMER неопределённое. Сегодня в связи с тем, что концерн GM проводит реструктуризацию компании, было принято решение избавиться от убыточного бренда. Продажи этих легендарных вездеходов в Америке стремительно падают. К тому же реализация их осложняется трудной системой производства — H2 собирают в штате Индиана на заводе AM General, который производит и военные машины Humvee. Менее габаритный H3 собирают на заводе в Луизиане , где на той же платформе производятся Chevrolet Colorado и GMC Canyon. Эти машины HUMMER собирает также с 2006 года в Южной Америке и с 2004 в России .
В последнее время в СМИ просочились слухи о ведущихся переговорах по поводу продажи бренда крошечной китайской автокомпании. Отчасти официальные лица эту информацию отрицают, отчасти признают, что «поиск инвесторов» идёт. «Сейчас идёт процесс оценки стоимости предприятия, и в конце первого квартала она будет уточнена», —