«Не наше дело производить гаджеты, мы лишь создаем новые технологии», — скромно сказал о достижениях своих коллег европейским журналистам глава Немецкого исследовательского центра искусственного интеллекта (DFKI,
Однако сами эти «гаджеты» журналистам также были представлены: магазин будущего, «умная» квартира и машина, компьютерные игры нового поколения. Всё это последние совместные разработки DFKI и Института информатики Общества им. Макса Планка (
Поговорите со своей техникой
Представьте, вы на машине торопитесь в офис, продираетесь сквозь запруженные улицы проснувшегося города и мечтаете начать рабочий день с песни «Queen», причем любимой. Вам даже не придется отрывать руки от руля, достаточно четко произнести миникомпьютеру: «Поставь мне „I’m Going Slightly Mad“!», и зазвучит музыка. И если песни не окажется в вашей коллекции дисков, компьютер быстро выудит её из «всемирной паутины». Неплохо?
Современные MP3-плейеры могут хранить огромное количество данных, но возможности пользовательских интерфейсов, которые, собственно, должны потребителя направлять в информационных «джунглях», ограничены. Ученые из DFKI предлагают свою разработку для общения с техникой под названием
Для разработки новых пользовательских интерфейсов, значительно упрощающих общение человека с техники, при DFKI в. июле 2008 года была создана специальная компания
Эта технология поможет превратить вашу гостиную в интерактивный информационно-развлекательный центр. «Вы можете спокойно уйти вечером в гости, дав указание телевизору перед выходом: «Запиши мне вечером последнюю серию «Симпсонов», — пояснил нам её преимущества в обыденной жизни разработчик интерактивных интерфейсов Йохен Штайгнер (
Виртуальный покер
Систему речевого синтеза, да ещё способную передавать эмоции, можно увидеть в действии в виртуальном казино: там вам предложат сыграть в покер с компьютерными персонажами — Сэмом и Максом. Вы получаете в руки 52 покерные карты, которые отличаются от обычных встроенными чипами — RFID-метками . Технология RFID позволяет идентифицировать объект с помощью радиосигналов. Занятно наблюдать, как во время игры, в зависимости от развития ситуации, меняется эмоциональное состояние виртуальных игроков, они синтетическими голосами по-разному комментируют развитие игры, и, как настоящие игроки, иногда блефуют.
Это одно из достижений в рамках проекта
Для того чтобы подчеркнуть выразительность виртуальных персонажей в компьютерной игре, разработчики использовали новейшие методы системы речевого синтеза и усовершенствованное моделирование эмоций. В сочетании с авторскими разработками получается неплохой результат — гибко построенный диалог и улучшенные реакции виртуальных персонажей. Структура речевого синтеза строилась на основе системы MARY (
«Наша цель — создать виртуальных персонажей, которые смогут полноценно участвовать в разговоре с пользователем, то есть реагировать не только на содержание фраз, но и на выражение лица собеседника, тембр и интонации голоса, поведение, и, в конце концов, способных разобраться, когда человек улыбается, а когда злится. Для этого вместе с европейскими коллегами мы разрабатываем систему «внимательного искусственного слушателя» (
Полет над Google Earth
«Не хотите за пару минут слетать в Москву из Саарбрюккена, прямо до своего дома и прямо сейчас?» — спрашивают симпатичные ребята у экрана Google Earth. Матье Дерю (
Недорогое входное устройство, удобное в использовании — это небольшая платформа со встроенными датчиками движения. Они отслеживают, как человек меняет свое положение — наклоняется вперед, назад, вправо или влево — и передают компьютеру, на котором установлено специальное программное обеспечение. Встаешь на доску, смотришь на экран с картой Google Earth и, меняя положение корпуса (как заядлый серфер), направляешься к родному дому, пролетая над Европой . Нажимая на кнопочки, можно менять высоту полета. А фанат компьютерных игр в стерео-очках перед экраном-полусферой почувствует себя участником виртуального сюжета.
Надо отметить, что большой интерес к блестящей разработке ученых проявили не только музеи и авторы компьютерных игр. В больницах прибор можно использовать для реабилитации пациентов с нарушениями вестибулярного аппарата. «Мы не сомневаемся, что нашему примеру последуют многие ученые, подхватят и разовьют наши идеи», — уверены ребята.
Бетховен и миллиарды байт: поисковая служба в мире музыки
Забыл название песни, которая крутится в голове с утра? Или автора прозвучавшей мелодии? Насвисти или напой её компьютеру, и он выдаст тебе все, что «знает»: автора, название, всех исполнителей произведений, которые есть в его музыкальной базе данных. Такую удивительную поисковую систему разрабатывает Майнард Мюллер (
Как найти нужные музыкальные диски в базе данных по нескольким тактам — небольшому аудио фрагменту? Можно ли сравнить разные исполнения музыкального произведения, синхронизовать их по времени? Как автоматически обработать на компьютере структуру музыкального произведения? Эти вопросы интересуют и любителя музыки, и профессионального музыканта.
«Математика дает нам необходимые средства, чтобы выработать способы решения этих проблем и использовать их для конкретных мелодий. Мне в этом помогают наши прежние исследования в группе Михаэля Клаузена (
Немецкие консерватории заинтересовались необычными разработками — хорошее подспорье на занятиях по музыкальной литературе.
Магазин будущего
«Умная» тележка для продуктов поможет выбрать нужный товар из составленного вами списка, проведет к нужной полке и выдаст всю
Этими новшествами вы скоро сможете воспользоваться в магазинах немецкой торговой сети GLOBUS SB. В сотрудничестве с её представителями в DFKI была создана Лаборатория торговых инноваций (
Разумеется, для такого магазина нужно много разнообразной электроники — сенсорных экранов, RFID-меток на продуктах и в полу (для навигации), антенн на полках, датчиков температуры… Но главное — это специализированное программное обеспечение.
Знакомство с «сomputer science» по-немецки завершилось для нас в знаменитом замке Дагштуль или Центре Лейбница по информатике (