Плавучие АЭС на Крайнем Севере
С переводом строительства первого в мире плавучего энергоблока из Северодвинска в Санкт-Петербург мирный атом быстрее доберется до окраин России
![]() Проектирование первой в мире атомной теплоэлектростанции малой мощности (АТЭС ММ) было закончено в 2006 году. В соответствии с проектом, принятым к исполнению на северодвинском заводе «Севмаш», а теперь переместившимся на Балтику, она должна состоять из плавучего энергоблока (ПЭБ-1), гидротехнических и береговых сооружений. Иллюстрация: ПО «Севмаш» |
В середине августа этого года
Вместе с тем такой перенос должен немного подтолкнуть и застопорившуюся реализацию идеи плавающей АЭС. Разговоры о них ведутся уже
Исходная идея была высказана ещё в 1991–1994 годах и кажется совершенно простой и очевидной: если взять обычный российский атомный ледокол и поставить его на прикол у берега, то всю ту энергию, которую он тратит на ломку льда, можно будет использовать для обогрева домов и выработки для них электроэнергии. Тогда же по горячим следам Минатому (преобразованному в Росатом в 2004 году) были предложены первые проекты плавучих станций, но дело шло медленно: на их дальнейшую разработку и серийное строительство ресурсов не выделялось, у них нашлись серьезные оппоненты и в Думе, и в правительстве. Сейчас политические сложности оказались преодоленными, осталось преодолеть только технические и экономические. «Севмаш» приступил к постройке первой станции, получившей название «Академик Ломоносов», ещё в 2007 году. И если она после начала эксплуатации докажет свою рентабельность, то практически сразу будут построены ещё семь таких же станций.
Преимущества плавучих станций для России очевидны. Только европейскую часть страны можно считать развитой в энергетическом отношении, а за Уралом — в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, — ситуация со снабжением теплом и электричеством
Стоящий на приколе у береговой линии ПЭБ будет представлять собой
![]() На Кабо-Верде уже ждут, когда можно будет приступить к строительству первой АТЭС ММ. Фото (
|
Мобильность ПЭБов предполагает принципиально новую тактику в энергетике: станция строится совсем не там, где её будут эксплуатировать. К объектам, нуждающимся в вырабатываемой энергии, их доставляют на буксире. Такой объект может быть и сам по себе «блуждающим» — например, если речь идет о разведанных, но до сих пор не разработанных месторождениях полезных ископаемых. В этом случае, как полагают специалисты, возможность скорректировать положение «энергетического центра» стройки дает важные технологические преимущества. Так что, если с «Академиком Ломоносовым» дела пойдут хорошо, то уже к 2015–2016 году плавучие атомные станции будут ждать у берегов Вилючинска, Певека и Находки. Кроме того, чиновники Росатома рассчитывают на активный экспорт по договору лизинга услуг таких станций в страны Азии (Индонезию, Филиппины, Вьетнам) и Африки (Алжир, Намибия), и, при условии запуска и работы плавучей атомной станции в России, уже получена заявка на поставку электроэнергии и пресной воды от правительства
С технологической точки зрения, сама по себе идея плавающего атомного реактора особых вопросов не вызывает — подобные агрегаты уже давно используются на российских атомных ледоколах. Однако есть две специфические проблемы, которые надо решить попутно, и именно с ними связаны и главные возражения против всего проекта в целом и беспокойство правозащитников. Первая сложность — в передаче энергии потребителю. Предполагается, что плавучий энергоблок будет устанавливаться у специального оборудованного
Вторую сложность обойти труднее. Она связана с необходимостью как-то обеспечить безопасную эксплуатацию станции. Прежде всего, нужно регулярно загружать ядерное топливо и выгружать радиоактивные отходы. К счастью, это можно делать достаточно редко: раз в 12–15 лет снимать станцию с прикола, подменяя при необходимости другой, и отправлять на завод для перезагрузки. В этом она вполне аналогична атомной подлодке, с той только разницей, что после полутора десятилетий простоя у этой «лодки» могут появиться дополнительные основания утонуть по пути. Жизнь ПЭБа также будет заканчиваться в полной аналогии с жизнью атомной подлодки вырезанием реактора и захоронением его в обычном ядерном могильнике.
Изъятое из реакторов облученное топливо также будет проходить по стандартному — и все еще остающемуся проблемным — циклу. Топливные элементы должны несколько лет вымачиваться в специальных бассейнах на тех же самых заводах, где их извлекают. Дело в том, что после пребывания в течении нескольких лет в активной зоне уровень радиации топливных элементов сильно увеличивается. 5–10 лет с ними вообще ничего нельзя делать. А потом встанет обычная дилемма: захоронение или переработка? Однако это дилемма будет решаться вне всякой зависимости от наличия или отсутствия в стране ПЭБов.
Уровень безопасности при нештатных ситуациях и авариях на ПЭБах должен быть несколько выше, чем у ледоколов, поскольку предполагается их близость к промышленным объектам и населенным пунктам. Разработчики тут ссылаются на печальный опыт подлодки «Курск»: авария и взрыв на подлодке не привели ни к авариям в активной зоне, ни к утечкам радиоактивных материалов. Все проблемы первых советских атомоходов, где такие утечки время от времени случались даже безо всяких взрывов, были благополучно разрешены. Теперь и хранилище, и реакторный отсек надежно защищены от столкновений и ударов, и баржа с энергоблоком может выдержать не только сильный шторм, но и даже падение на неё самолета! В случае же аварии в активной зоне меры гражданской обороны понадобятся только в радиусе одного километра от станции, а радиационное же воздействие не превысит 75% от дозового предела, установленного для населения.
![]() Фрагмент атомной подлодки с силовой установкой на верфи Нерпа близ Мурманска. Фото: Federal Ministry of Economics and Technology |
Но кроме аварий требуется учитывать и возможность террористической атаки. Тут мнения специалистов расходятся: одни считают, что для эффективной охраны АТЭС ММ от террористов понадобится не более роты солдат внутренних войск, а по мнению других — для этого нужны будут сотни людей. При этом стоимость физической защиты такой атомной станции по сравнению с наземной увеличивается
Ожидается, что затраты на строительство «Академика Ломоносова» окупятся за 13 лет. В Росатоме называют и меньшие сроки. При строительстве новых станций и передаче их другим странам сами станции будут оставаться во владении РФ, а
Правозащитные организации считают, что стоимость станции определяется не только затратами на её строительство и эксплуатацию, но и на окончательный демонтаж и утилизацию отходов. Однако то же самое справедливо и в отношении обычных АЭС: по прошествии определенного проектом срока эксплуатации АЭС должна быть разобрана, а занимаемая территория доведена до состояния, как говорят, «зеленой лужайки». Однако в Росатоме пока эта идея не очень прижилась. Летний выпуск журнала
Однако даже официальные оценки различаются в три раза: от $98 до $300 млн.
Несмотря на то, что в мире на данный момент не существует плавучих атомных станций, Россия не является пионером в деле их строительства. Ещё в 1961 году
![]() Плавающие атомные электростанции могут доставить много хлопот не только белым медведям. Фото (
|
Больше всего протестов относительно строительства первого российского ПЭБ исходит от населения городов, где её строят или строили, то есть из Северодвинска и
Можно ожидать, что вопрос об экономической и экологической целесообразности строительства плавающих энергоблоков будет поставлен на мероприятиях, организуемых завтра в рамках
Мария Коренюк, 19.09.2008
Новости партнёров