Кнут и пряник для культурного водителя
Наказания не помогли навести порядок на дорогах. Теперь в ход пошли хитрые психологические уловки
![]() Как научить водителей и пешеходов уважать права друг друга? Задача до сих пор остается нерешенной, хотя им время от времени приходится меняться ролями. Фото (
|
Дорога была и остаётся зоной повышенной опасности для жизни и здоровья человека. Выражение «война на дорогах» почти перестало быть метафорой: данные о жертвах дорожно-транспортных происшествий зачастую напоминают сводки с поля боя. Чтобы исправить ситуацию, в России ужесточают правила дорожного движения и вводят более суровые наказания за их нарушения. Европейцы самоотверженно сражаются за безаварийное вождение, придумывая разные программы типа «пространства общего пользования» или стратегии «нулевой цели». В целом в последние годы наблюдается смена ориентиров — если раньше прививать привычку к аккуратному вождению пытались с помощью суровых мер наказания, то сейчас специалисты пытаются разобраться в психологии водителей и пешеходов и «принудить» их к вежливости и аккуратности с помощью хитрых психологических уловок.
Зри в корень!
Водители жалуются друг на друга и на пешеходов. Пешеходы жалуются на водителей. Всем интересно, почему люди на дороге и в автомобилях видут себя так, а не иначе. Чем объяснить грубость, безответственность, безудержное стремление к самоутверждению, которые часто приводят к трагедии? На эти вопросы пытаются ответить и специалисты — инженеры, дизайнеры, психологи, культурологи и социологи. Подобными проблемами даже занимается обширная область современной психологии — психология вождения и дорожного движения (
Многие исследователи подчеркивают: чтобы всерьёз бороться с возникновением опасных ситуаций на дороге и их следствием, дорожно-транспортными происшествиями, необходимо учитывать типичное поведение водителей и изучать психологию их поведения. Например, ещё в начале
Современный австралийский исследователь Сара Редшоу (Sarah Redshaw) подходит к проблеме поведения с культурологических позиций. Она утверждает, что ценности, установки, ожидания и убеждения людей по поводу вождения связаны не только с особенностями конкретного человека, а зависят от культуры. Это значит, что можно говорить об особой «культуре вождения», характерной для общества, и о том, как она влияет на поведение водителей. Именно культура определяет, какие действия считаются приемлемыми или, например, считается ли вождение удовольствием или же опасным и рискованным занятием.
![]() Шумовая разметка на дорогах США сообщает уснувшему или зазевавшемуся водителю, что он съехал на обочину. Фото: United States Department of Transportation - Federal Highway Administration |
Чем сложнее, тем безопаснее?
Обширный труд Тома Вандербильта (Tom Vanderbilt) «Транспорт: почему мы ездим так, а не иначе» (
Труд Вандербильта изобилует парадоксами. Изучая особенности вождения в США, автор пришёл к выводу, что больше всего аварий происходит
Другой парадокс связан с самооценкой водителей. Как правило, она необоснованно завышена просто потому, что водитель не замечает своих промахов на дороге и созданных им опасных ситуаций, если все кончается благополучно. Большинство водителей считает, что они ездят лучше всех тех, кто их окружает. Даже с точки зрения простой логики понятно, что этого не может быть. Вандербильт не отличается наивным оптимизмом — он считает, что водители недостаточно ответственны на дороге: регулярно создают опасные ситуации, преувеличивают свои возможности и отвлекаются. В целом Вандербильт, придерживаясь мнения, что люди биологически не слишком приспособлены для движения на таких высоких скоростях и принятию молниеносных решений, указывает на существование конфликта в психике водителя биологического и культурологического.
Специалисты по культуре и психологии вождения не только изучают поведение людей за рулём, но и предлагают различные новаторские проекты. Например, многие считают, что в большинстве современных городов складываются не самые лучшие отношение между водителями и пешеходами. Преимущество остаётся за водителями, а пешеходам приходится лишь приспосабливаться. В итоге появляются радикальные проекты наподобие «пространства общего пользования» (
На перекрёстке интересов
Опасным участком остаются места пересечения интересов пешеходов и водителей —
В Бостоне создан специальный отдел, сотрудники которого непрерывно наблюдают за поведением автомобилей и пешеходов на перекрёстках. Задача специалистов состоит в том, чтобы изучать распространённые способы поведения, «желаемые» траектории при переходе улицы, обнаруживать наиболее опасные участки и вносить коррективы в устройство улиц. Проектировщикам других городов тоже стоило бы задуматься — возможно, сама организация движения провоцирует водителей и пешеходов на рискованное поведение.
Этим летом в американском городе Филадельфия решили провести необычный эксперимент – примерно на ста перекрёстках разместили особые высокотехнологичные изображения, которые создают трёхмерную иллюзию «лежачего полицейского». Как
Судя по первым отзывам, уловка срабатывает. Водители замечают некое препятствие на дороге и тормозят, чтобы разобраться. Возможно, в дальнейшем начнёт сказываться привыкание. Однако расчёт строится на том, что, даже подозревая об обмане, большинство водителей предпочтёт затормозить. Что и требуется городским властям.
![]() В России запрещено разговаривать за рулём без использования гарнитуры. Однако специалисты по дорожной безопасности утверждают, что и с гарнитурой риск аварий снижается незначительно. Беседа с удалённым собеседником отвлекает внимание водителя в любом случае. Фото (
|
Многие специалисты стремятся привлечь внимание общества к несчастьям, случившимся только из-за того, что водитель на ходу разговаривал по мобильному телефону, отправлял SMS, менял диск в проигрывателе или жевал гамбургер. Вот, например, что обнаружили американские исследователи из университета Юты (
Снижение внимания — один из ключевых факторов, повышающих риск аварии. В США каждый год погибает более двух с половиной тысяч человек и получают ранения более трёсот тысяч человек
Однако не только новые искушения одолевают современного водителя, но и вполне традиционные. Вождение в нетрезвом состоянии — одна из самых серьёзных проблем. И, к сожалению, нет надежды, что повышение «культуры питья» поможет решить проблему. Исследователи из Вашингтонского университета в Сиэтле (
Психологи объясняют это так: мозг водителя должен быстро обрабатывать большие объёмы разнообразной информации. Водитель должен следить за скоростным режимом, за дорожными знаками, за движением других автомобилей, а также замечать появление на дороге «посторонних объектов» (например, пешеходов). Даже небольшая доза алкоголя подрывает такую способность. Водитель полностью сосредоточивается на чём-то одном, например, на том, чтобы чересчур не разогнаться и не врезаться в идущий впереди автомобиль. И не видит пешехода, который идет по переходу. Психологи называют это «слепотой от невнимательности».
![]() Для водителей первых автомобилей управлять современными машинами, вероятно, было бы также сложно, как и современному водителю управлять самолётом. Сегодня автомобили «напичканы» электроникой, призванной облегчить им жизнь. Но, чтобы следить за ней и управлять ею, водителю приходится отвлекаться от дороги. Фото (
|
Автомобиль стал настолько массовым и всем привычным видом транспорта, что многие недооценивают риски, связанные с вождением. Для российского общества ситуация усугубляется тем, что отношения между дорожной инспекцией и водителями далеко не всегда построены на взаимопонимании. Поэтому не редкость водители, для которых нарушение правил становится доблестью, а то и своеобразным видом спорта. Похоже, чтобы всерьёз бороться с аварийностью на дорогах, придётся серьёзно изучать психологию вождения. По сути, современный водитель должен одновременно быть и аскетом, и атлетом. Он должен забыть об алкогольных напитках, контролировать свою усталость, тренировать внимание и быстроту реакции, а за рулём полностью сосредоточиться на дороге.
Юлия Вертгейм, 23.08.2008
Новости партнёров