Стремительный
Тяжелый моральный удар пришелся по старшеклассникам и студентам колледжей, для которых давно единственная мыслимая форма, например, пригласить одноклассницу в кино — это «я за тобой заеду». Многим из них в этом году пришлось отказаться от передвижений на машинах, да и вообще сама мечта о машине стала несбыточной. Хотя рынок подержанных автомобилей огромен и стремительно дешевеет, затраты на содержание ещё одного транспортного средства семье не по силам. В борьбе за сохранение своего образа жизни тинэйджеры все чаще жертвуют каникулами, чтобы устроиться на временную работу, и соглашаются пользоваться одной машиной с братьями и сестрами.
В некоторых округах штатов Кентукки, Нью-Мексико и Миннесоты, где плотность населения значительно ниже, чем вдоль восточного и западного побережий, и соответственно ниже и уровень доходов, школы перешли на
В прессе цитируют слова директора по федеральным вопросам Национальной ассоциации школьных советов (
По земле на двух колесах
Дополнительную остроту проблеме придает разворачивающийся параллельно
Муниципалитеты даже самых маленьких городов все чаще вынуждены обсуждать транспортные вопросы. Привыкшие к значительно большей самостоятельности не только в сравнении с Россией , но и даже с большинством стран Европы , они сами ищут выход из сложившегося положения. Теперь пришла их очередь заняться развитием сети велосипедных дорожек. В приморских городах организуются паромные перевозки. Тем не менее мэры убеждены: без решений, принятых на федеральном уровне, не обойтись. Ведь вся послевоенная градостроительная стратегия заключалась в перемещении значительной доли городского населения в дальние пригороды, и там велось активное жилищное строительство. Но уже при стоимости бензина в $3, а то и в $2 за галлон (а она уже сейчас превысила $1) поселившиеся там люди окажутся в ситуации, когда все их жалование уходит исключительно на то, чтобы иметь возможность добраться до своего офиса в даунтауне.
Ещё в 2006 году продавцы мототехники в США отметили увеличение спроса на новые бензиновые скутеры и легкие мотоциклы. За предшествующие десять лет продажи скутеров возросли десятикратно: с 12 тыс. в 1997 году до 120 тыс. в 2006 году. По их же данным, средний возраст покупателей скутеров составлял 26 лет в 1990 году и уже 46 лет в 2003 году. Не мудрено: галлона топлива хватает на сто миль.
Большинство поклонников скутеров живут в таких городах как Майами, Сиэтл или Нью-Йорк , однако растет число передвигающихся на двух колесах в штатах Техас и обеих Каролинах. Самые популярные производители скутеров в США Honda, Yamaha и Vespa, однако на моторынок приходят и другие, менее именитые марки. Уровень цен колеблется от $1800 за скутер с двигателем до 50 см³ до $8000 за более мощную и удобную модель.
По воздуху
Кризис заставил крепко задуматься и авиаперевозчиков. Ещё год назад две авиакомпании США — Юго-Западные Авиалинии (
В июле 2008 года американские авиаперевозчики объявили об общем сокращении рабочих мест на 26 тысяч и парковке около 460 старых самолетов, поскольку они расходуют слишком много горючего. Соответственно сокращается число рейсов, ликвидируются наименее загруженные маршруты. Экономия авиационного керосина благодаря этим мерам составила 1,8 млн. баррелей, или 4,4%.
Но у этой экономии есть своя оборотная сторона — уже сейчас не менее шести авиакомпаний находятся на грани разорения. Всем авиакомпаниям без исключения пришлось пересмотреть свои системы скидок и ввести дополнительные ограничения на провоз багажа. Во многих из них багаж и вовсе приходится оплачивать отдельно, а также отдельно платить за завтрак и возможность получить скидку в будущем. Грешат этим преимущественно относительно небольшие или вовсе мелкие авиаперевозчики, но даже при таком раскладе пользоваться ими выгоднее: полет из Далласа в Детройт и обратно обойдется пассажиру Southwest Airlines в $415, что окажется всего на 30% дороже такого же путешествия год назад. Но если лететь компанией
Сокращение общего числа рейсов приводит к тому, что мест не хватает. И если раньше, покупая билет непосредственно перед вылетом, можно было рассчитывать на большие скидки, то теперь чем позже куплен билет, тем выше стоимость места. Такая перемена отрицательно отразилась прежде всего на тех, кто отправляется в срочные деловые поездки. Хотите место получше? Платите. Отказались от полета? Вам возвратят половину стоимости билета. Руководители мелких авиакомпаний в один голос заявляют, что должны возвратить стоимость керосина и компенсировать прочие издержки.
Ранее небольшие авиакомпании привлекали пассажиров доступными каждому ценами, получавшимися за счет более низких эксплутационных расходов и недорогого в обслуживании авиапарка. Большой охват территории, множество маршрутов и высокая конкуренция на внутреннем авиарынке США способствовали снижению цен на билеты. «Существующая действительность такова, что мы вынуждены повышать плату за проезд, — приводит слова старшего вице-президента Southwest Airlines Дэвиса С. Ридли (
По прогнозам экспертов, вскоре ценовая разница между мелкими и крупными авиаперевозчиками исчезнет вовсе. Так, Джет-Блю недавно подключился к крупной системе резервирования билетов, что является уникальным шагом для авиакомпании с невысокой стоимостью билетов. Руководитель перевозчика объяснил этот шаг тем, что системой пользуются деловые клиенты, которые при необходимости готовы переплатить за место в салоне самолета.
К слову заметить, наметившаяся тенденция к банкротству авиакомпаний не обойдет, вероятно, и Россию. По данным главы
По шпалам
В выигрыше от повышения цен на бензин и авиационный керосин железнодорожники. Амтрак (
Теперь Амтрак бьет все рекорды. Спрос на поезда дальнего следования вырос многократно. По популярным летним маршрутам билеты распродаются на 2–3 недели вперед. В прошлом году железная дорога перевезла 25 млн человек, в 2008 году планируется перевезти более 27 млн пассажиров. Если бы корпорация Амтрак была авиаперевозчиком, то она бы заняла 8-е место, пропустив вперед Continental Airlines и American Airlines, однако опередив AirTran Airways и JetBlue. Большинство новых пассажиров ранее пользовались самолетами.
Однако Амтрак по-прежнему требует государственных вливаний. Сегодня затраты на топливо составляют 11% бюджета Амтрак против 6% в 2004 году. Тем не менее железная дорога экономичнее авто и авиатранспорта. Для того, чтобы переместить 1 пассажира на расстояние в 1 милю, поезду требуется на 17,4% топлива меньше, чем машине, и на 32,9% меньше, чем самолету. У Амтрака есть возможность стать рентабельной компанией, если корпорация разовьет сеть междугородних перевозок на короткие и средние расстояния, став реальным конкурентом для авиакомпаний.
Без топлива
В современной социологии ставится знак равенства между понятиями постиндустриальное общество (
В августе стоимость барреля нефти начала падать на фоне увеличения добычи Саудовской Аравией и снижения спроса на нефтепродукты в США и других развитых странах. События на Кавказе пока не оказали никакого влияния на нефтяные цены. Многие уже вздохнули с облегчением — кризис миновал. По данным министерства энергетики США (
В традиционном радиообращении к нации президент США Джордж Буш подверг критике законодателей, которые отказались рассматривать вопрос снятия ограничений на добычу нефти на континентальном шельфе и на севере Аляски. Он в очередной раз потребовал от конгресса разрешить добывать нефть, для чего необходимо отменить мораторий, введенный на законодательном уровне в 1982 году. В ответ спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелози (
В самом деле, тенденция наметилась, и небольшие колебания её уже не изменят. В Мексиканском заливе начался очередной сезон ураганов: на пути штормов находятся ключевые объекты нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающий промышленности США. Наступающей осенью эксперты прогнозируют ещё более мощный топливный кризис, который затронет не только США, но и Европу.