Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Заезд по формуле тщеславия

Пока крупнейшие автосалоны оспаривают своё первенство, новые медийные технологии ставят под угрозу само их существование

23 июня 2021
Заезд по формуле тщеславия
General Motors представляет журналистам концепт-кары Buick Centieme, Chevy SS, Chevy Cheyenne и Pontiac G6. Детройтский автосалон, 5 января 2003 года.
Источник:
(Creative Commons license): © GM Corp. / John F. Martin

Автомобильные выставки привлекают к себе огромное внимание, львиная доля которого достаётся «звёздам» — новым серийным автомобилям и концепт-карам. Иногда кое-что перепадает и профессионалам: дизайнерам, инженерам, топ-менеджерам. А сам салон, эта ярмарка автомобильного тщеславия, чаще всего остаётся лишь фоном.

Некоторые автомобильные выставки — ровесники первых серийных машин, они появились в начале XX века. Юность даже самых прославленных автошоу была весьма скромной. Так, в 1907 году в организации первого Детройтского автосалона (North American International Auto Show) приняли участие всего 16 автомобильных дилеров, а на суд публики было представлено лишь 33 автомобиля.

В Англии первая официальная автомобильная выставка (British International Motor Show) состоялась в 1903 году в лондонском Хрустальном Дворце, расположенном в Гайд-парке. В общей сложности на шоу побывало около десяти тысяч человек; цифры по тем временам впечатляли. Далеко не каждый посетитель мог позволить себе автомобиль, и зрители с вожделением изучали удивительные достижения прогресса. Сегодня же на подобные мероприятие собираются сотни тысяч посетителей со всего мира.

Значимость современных автомобильных выставок трудно переоценить. Самые престижные смотрины достижений автомобильной отрасли собирают богатый урожай мировых премьер серийных автомобилей и концепт-каров. Главные задачи выставок — демонстрация новинок потенциальным покупателям, а также привлечение внимания и повышение «лояльности бренду» со стороны потребителей.

Обычно автошоу начинаются с «дней для прессы», когда журналисты и эксперты придирчиво изучают новинки в металле. Самые громкие премьеры обычно анонсируются заранее. Первое впечатление от нового автомобиля зачастую зависит исключительно от того, на каком шоу и насколько удачно он дебютировал, какие отзывы экспертов получил.

Заезд по формуле тщеславия
Выставка специального автомобильного оборудования и аксессуаров SEMA в Лас-Вегасе — одна из крупнейших в мире. Ежегодно в выставке принимают участие более сотни тысяч компаний из сотни стран мира.
Источник:
Specialty Equipment Market Association

Однако этим значение автомобильных выставок вовсе не исчерпывается. Существует немало выставок для узкого круга специалистов, цель которых — познакомить представителей отрасли между собой и с их новейшими разработками. Самые яркие события — SEMA (Specialty Equipment Market Association) и Automechanika. Очень популярны в последние годы выставки олдтаймеров , классических автомобилей, кастомов — автомобилей, сделанных на заказ, часто в единичном экземпляре или ограниченной серией.

Разнообразие выставок объясняется масштабами и сложностью самой отрасли. Процветает вторичный автомобильный рынок (это не рынок подержанных автомобилей, а производство автокомпонентов независимыми компаниями), рынок аксессуаров, комплектов для тюнинга. Мощным центром притяжения для их производителей стала выставка SEMA, которая проходит в Лас-Вегасе . Её проводит Ассоциация производителей специального оборудования. Начало этой ассоциации положил мелкий бизнес — в 1963 году объединились производители, которые занимались специальным оснащением для хотродов . Сегодня на SEMA можно найти всё необходимое для автомобилей с улучшенными характеристиками, для гоночных болидов, кастомизированных авто. SEMA — это шоу для профессионалов; здесь не только выставляются, но и проводят семинары, дискуссии, показы новых разработок.

Чтобы привлечь внимание публики, организаторы салонов не ограничиваются исключительно демонстрацией моделей. Часто автомобильная выставка превращается в настоящее шоу, и выставляемые машины уступают перед прочими развлечениями.

Фестиваль скорости в Гудвуде (Goodwood Festival of Speed) отличается своей молодостью (ему всего 16 лет) и аристократическим происхождением. Его организовал лорд Чарльз Марч (Lord Charles March) на территории своего поместья. Автопраздник создан в память о гонках, которые здесь проводил дед нынешнего владельца поместья. Особенности фестиваля в Гудвуде можно долго перечислять. Прежде всего, это гонки по извилистой дороге, идущей в гору. Сейчас такие состязания вышли из моды. Гудвуд славится и показами автомобилей прежних лет с участием звёзд автоспорта. Проводится аукцион, на котором можно приобрести редкие автомобили. Празднуются особые события — например, столетняя годовщина Гран-приФранции в гонках по формуле-1 1908 года (Grand Prix de France 1908) и юбилей Porsche .

Заезд по формуле тщеславия
Скульптура Land Rover в честь 60-летнего юбилея вcедорожника на фестивале скорости в Гудвуде. Композиция работы Джерри Джуда (Gerry Judah) представляет собой 34-метровывй карскас, на котором закреплены некоторые автомобили из модельного ряда Land Rover, а на вершине установлен концепт Land Rover LRX.
Источник:
(Creative Commons license): Darren aka estoril

Оценить достоинства дизайна редких моделей можно на показе старинной и современной автомобильной красоты, который называется Cartier «Style et Luxe». В этом году гости любовались несколькими автомобилями Ford T, модель отпраздновала столетний юбилей. Также показывали редкий для Европы автомобиль Tucker Torpedo. А лучшим был признан выставляемый с 1993 года Mercedes Benz SSK Trossi Roadster.

Олдтаймеры привлекают внимание публики и сами по себе, а конкурсы красоты для раритетных автомобилей становятся всё более популярными. Одним из наиболее престижных событий такого рода является Pebble Beach Concours d’Elegance, который проводится в Калифорнии . Здесь оцениваются коллекционные автомобили — довоенные и послевоенные. Значение имеют подлинность, функциональность, история и стиль. Впервые эта выставка состоялась в 1950 году и дополняла гонки Pebble Beach Road Race. Судьба гонок оказалась трагичной — в 1956 погиб пилот Эрни Макафи (Ernie McAfee), и состязания прекратились. Однако Concours d’Elegance процветает и успешно проводится до сих пор.

В созвездии мировых автосалонов появляются и новые имена. Одно из таких мероприятий — это Московский международный автомобильный салон. Кроме того, в автомире проявляется тенденция «поворота на Восток» — популярность набирают автомобильные выставки в Пекине и в Шанхае . Причины такого изменения курса понятны — шоу следует за рынком. Жители России и Китая демонстрируют покупательскую активность, поэтому автопроизводители заинтересованы в показах новых моделей именно в этих регионах.

Стремительно расширяющееся семейство автомобильных выставок не всегда уживается мирно. Автошоу соперничают между собой, и организаторы ревностно следят за успехами конкурентов. Великий спор американских автосалонов давно напоминает диспут о том, кто из богинь прекрасней, — некогда Парис не слишком удачно разрешил такой спор. Не будем даже пытаться.

Главным претендентом на корону является автосалон в Детройте, однако выставки в Чикаго (Chicago Auto Show) и Нью-Йорке (New York International Auto Show) не отстают, а то и обгоняют автомобильную столицу США . Чикаго гордится тем, что первая выставка здесь состоялась в 1901 году, а сейчас автосалон является самым крупным в штатах.

Заезд по формуле тщеславия
Самую яркую премьеру на Детройтском автосалоне в 2008 году провел Chrysler, представляя новое поколение своего бестселлера — пикапа Dodge Ram. Культовые в США машины подкатили к зданию выставочного комплекса в сопровождении эскорта из десятка ковбоев и стада из 120 быков, прибывших из Оклахомы.
Источник:
North American International Auto Show, LLC

Опасным конкурентом для Детройта, Нью-Йорка и Чикаго становится Лос-Анджелес (Los Angeles Auto Show). Чтобы опередить конкурентов, в 2006 году его организаторы решились на необычный шаг — перенесли время проведения шоу. Обычно эта автомобильная выставка проводилась в январе, почти одновременно с мероприятием в Детройте. Организаторы ожидали, что при переносе выставки на декабрь в Лос-Анджелесе состоится больше премьер и показов интересных моделей. Так и вышло — некоторые новинки в Детройте оказались не первой свежести.

В Европе наиболее влиятельными автомобильными выставками являются салоны в Женеве (Geneva International Motor Show) и во Франкфурте (Internationale Automobil-Ausstellung). Если сравнить американские и европейские выставки, то различия до недавнего времени были очевидными: американцы предпочитали большие и мощные автомобили, а европейцы — маленькие и «зеленые», с использованием экологически безопасных технологий. Однако нынешние экономические трудности и рост цен на бензин постепенно превращают европейские особенности в общемировую тенденцию. В этом году смотром «зеленых» технологий и крошечных автомобилей стало автошоу в Женеве, где даже в качестве мощного автомобиля предлагалась усиленная версия городского автомобильчика Fiat Abarth 500. Дебютировал здесь также крошечный и оригинальный Toyota iQ. В таком подходе к организации показов нет ничего удивительного — по данным консалтинговой компании J. D. Power, более 35% европейцев предпочитают маленькие и экономичные машины.

Автомобильные выставки дают компаниям возможность найти потенциальных покупателей и партнёров. Однако далеко не всегда отношения между автосалонами и автопроизводителями складываются безоблачно. Например, с трудностями сталкивается автосалон в Детройте. Демонстративный отказ компании Suzuki от участия в автошоу в январе 2009 года вызвал обсуждения в прессе. Тем более что Suzuki не первой отказалась от чести представлять свои новые модели в Детройте, в прошлом году так же поступила компания Porsche.

Поводы назывались разные: немецкий производитель роскошных автомобилей сетовал на нехватку покупателей в Штатах, а представители Suzuki заявили о том, что компанию не устраивает отведенное для неё помещение — слишком тесно. Тем не менее эксперты видят общую причину отказа компаний: трудности автомобильной отрасли в США из-за экономического кризиса и роста цен на бензин. А нет потенциальных покупателей — нет смысла и автошоу.

Большие трудности переживали автомобильные шоу в Англии. Почти четверть века, с 1978 года, местом проведения главной автомобильной выставки был Национальный выставочный центр в Бирмингеме. Однако отказы крупных автопроизводителей от участия, дорогие билеты и, как следствие, сокращение количества посетителей привели к тому, что автосалон «переехал» в Лондон в 2006 году.

Заезд по формуле тщеславия
Водкасты от BMW TV можно просматривать в своем мобильном коммуникаторе, не выходя из своего BMW.
Источник:
BMW AG

Упомянутые трудности сводятся к необходимости выбора автопроизводителями между многочисленными автомобильными выставками, которым приходится отдавать предпочтение тем или другим. Американский авторынок переживает трудные времена, и автопроизводители готовы бежать из Детройта на другие выставки. Это печально для организаторов конкретного салона, но не подрывает сам бизнес по организации автовыставок.

Потенциально гораздо более опасной выглядит конкуренция с новыми способами продвижения автомобильных брендов и моделей — например, с помощью Интернета. Новые технологии — подкасты, видеоролики, интернет-телевидение сулят много интересных возможностей для автопроизводителей. Одним из поклонников таких технологий является компания BMW. Сначала был запущен сайт с водкастами (видео подкастами), а сейчас активно используется новый сайт с видеоматериалами и Интернет-телевидением.

Отношения между новыми и традиционными способами представления автомобилей могут складываться по-разному. Пока рано говорить о том, что Интернет-продвижение положит конец эпохе автошоу. Скорее, рекламные и маркетинговые стратегии станут более сложными, поскольку приходётся интегрировать разные методы. Это напоминает ситуацию со СМИ — печатные издания не исчезают, зато появляются интернет-версии газет, онлайновые издания, колонки блоггеров. При этом выигрывают те, кто раньше и удачнее других сочетает новое со старым. Несмотря на кризисы и поиск новых методов продвижения, пока за судьбу автосалонов можно не беспокоиться — шоу будет продолжаться!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения