Новая жизнь любимого автобуса
Историю транспорта приятнее всего создавать своими руками
![]() Модель автобуса ЗИС-8. В известном сериале «Место встречи изменить нельзя» в роли милицейского автобуса по прозвищу «Фердинанд» выступил именно такой автобус. Фото автора |
У некоторых людей детский интерес к игрушечным машинкам со временем перерастает в коллекционирование масштабных моделей. Сейчас мир масштабных моделей, пожалуй, немногим уступит по разнообразию миру настоящих машин. По моделям даже можно проследить развитие определённого вида транспорта и конструкций
Именно так произошло у меня с моделью отечественного автобуса
Первые попытки создать общественный транспорт были предприняты во Франции ещё в середине XVII века, но вплоть до 18
![]() Модель автобуса Fiat 18 BL. Реальный автобус был довольно комфортабельным для своего времени. Фото автора |
Когда в первой четверти XIX века появились работоспособные паровые автомобили, стали собирать и паровые омнибусы, которые использовались в основном на междугородных маршрутах. Однако интенсивное развитие общественного транспорта началось только с внедрения двигателя внутреннего сгорания. Вот
Фирма Fiat в начале ХХ века выпускала различную транспортную технику, в том числе и автобусы, которые строились тогда, как правило, на шасси грузовых автомобилей. Такой способ изготовления был более рентабельным. Количество изготавливаемых автобусов по сравнению с выпуском легковых автомобилей было небольшим, и проектировать автобус с чистого листа было нецелесообразно.
С
Характерный представитель городского автобуса первого десятилетия ХХ века — немецкий автобус с империалом Daimler Typ DM. Этот автобус имел двигатель мощностью около 30 л.с., карданную передачу и колёса со сплошными шинами, которые иногда называют грузолентами. Пластиковую модель автобуса выпускала берлинская компания VEB Plastspielwaren. Модель по конструкции простая, но отличается качественным литьём. Масштаб, увы, производитель не указал, но, похоже, он близок к 1:50.
![]() Двухэтажные автобусы — символ Лондона. Дверей на задней площадке не было, поэтому в таких автобусах не возбранялось запрыгивать даже между остановками, за что их особенно любили жители британской столицы. Фото (
|
В скором времени у автобусов с империалом появилась верхняя крыша, и автобус превратился в двухэтажный. Наибольшее распространение такие
Такие машины проворно сновали по лондонским узким улицам. На них работали опытные профессионалы, которые лихо поворачивали на перекрёстках, едва не задевая соседние машины и всё остальное, что попадалось на их пути. Сидеть на верхнем этаже такого автобуса с непривычки было страшно.
Двухэтажный автобус AEC Regent вышел в производство в 1938 году. Первоначально планировалось построить 338 автобусов этой серии, но полностью осуществить планы помешала война. В 1946 году началась постройка автобусов серии RT. Послевоенные автобусы незначительно отличались от своих довоенных собратьев. В период с 1947 по 1954 годы было построено более четырёх с половиной тысяч экземпляров. В основном они оснащались
В 1954 году на смену модели RT пришел новый автобус Routemaster с кузовом из алюминиевых панелей, который выпускался до 1968 года и работал на лондонских маршрутах до 2005 года. И сегодня существуют два маршрута центрального Лондона, оставленные в память об этих удивительных машинах, ставших одним из символов британской столицы.
В США развитие автобусного сообщения шло своим путём. После Второй мировой войны технология производства кузовов позволила сделать автопромышленности решительный шаг вперёд. Широкое распространение получили автобусы вагонной компоновки с алюминиевыми клёпанными несущими кузовами обтекаемой формы. К тому времени скорости автомобилей возросли, и аэродинамикой уже нельзя было пренебрегать, потому что автобусы со старыми угловатыми кузовами с большой площадью поперечного сечения затрачивали на преодоление сопротивления воздуха больше мощности, а соответственно и топлива, чем автобусы с кузовами обтекаемой формы.
![]() Модель автобуса PD 4501 Scenicruiser в масштабе 1:50. Фото автора |
Большие расстояния между населёнными пунктами и наличие разных климатических зон привели к созданию междугородных быстроходных лайнеров, снабжённых кондиционерами. Наиболее необычным из них по компоновке был автобус корпорации
В нашей стране в то время ходили между городами незаурядные в плане дизайна автобусы Ikarus 55, оснащенные дизельным двигателем, расположенным сзади. Изготавливались эти машины на старейшем венгерском предприятии, основанном ещё в 1895 году. Тогда оно называлось Uhri Imre Kovács- és Kocsigyártó Üzeme, что в переводе с венгерского означает: Предприятие экипажей кузнеца Ури Имре. С 1913 года это предприятие стало выпускать автобусные кузова. Во время мирового кризиса производство было остановлено и возобновлено только в 1935 году. После войны предприятие было объединено с фирмой Ikarus, имеющей отношение к авиации, и национализировано. Оно стало выпускать автобусы под маркой Ikarus. Одним из них и был Ikarus 55. Он имел мягкую комфортабельную подвеску и приличную для того времени скорость. Автобусы Ikarus 55 славились репутацией надежных машин. Они могли проходить без капитального ремонта более 1 000 000 км. Модель этого автобуса в масштабе 1:87 в свое время выпускала фирма SES Automodelle из ГДР. Автобусы Ikarus 55 имели необычную коралловую окраску, но, к сожалению, модель её не передаёт.
![]() Модель автобуса Ikarus 55. Фото автора |
С послевоенного времени вагонная компоновка в конструкции всех типов автобусов стала доминирующей во всех странах. Вот пластиковая модель французской фирмы Norev в масштабе 1:43 городского автобуса SC 10, выпускаемого в
В 1970–90-е годы королём дорог был популярнейший автобус
Все перечисленные выше модели автобусов представляют собой изделия массового производства. Но есть и такие модели, которые выпускаются в нескольких экземплярах. Например, модель автобуса
![]() В 2004 году титул «Автобус года 2004» («Coach of the Year 2004») достался сразу двум участникам конкурса — MAN Lion's Star и Scania Irizar PB. Туристический автобус Scania впервые удостоился такой награды. Этому в значительной мере способствовало партнерство компанией Irizar, в результате которого и появился на свет автобус наивысшего класса. Фото: © Scania CV AB (publ) |
Масштабных моделей современных автобусов производится много. Одна из последних разработок фирмы Corgi — испанский лайнер Irizar в масштабе 1:50. Irizar может базироваться на разных шасси: IVECO, MAN, Scania,Volvo. Например, на шасси Scania, автобус оснащается двигателем мощностью 420 л.с. В конструкции кузова применены алюминий и стеклопластик. На крыше установлен мощный кондиционер, а в салоне есть телевизор.
При желании можно собрать коллекцию моделей разного периода и любых масштабов, от 1:18 и до 1:160.
Сергей Рохлин, 26.07.2008
Новости партнёров