Состязание покорителей бордюров
Женевский автосалон этого года положил начало жесткой конкуренции между производителями компактных вседорожников
![]() До недавнего времени модели компактных вседорожников было не так много, BMW X3 был самым престижным из них. Но совсем скоро Х3 придётся подвинуться, в этом классе машин намечается значительное пополнение. Фото: BMW AG |
Существует старое и вполне логичное разделение транспортных средств по степени проходимости. В соответствии с ним вездеходы, которым дорога скорее даже мешает передвигаться, имеют высокую проходимость, а привычные нам автомобили типа 4×4 — всего лишь повышенную. Как ни крути, без дороги они не проедут — либо зароются в песок, либо утонут в болоте. Но к качеству дороги они вполне неприхотливы. Поэтому их правильнее называть «вседорожниками», резервируя термин «внедорожник» для вездеходов.
На этом терминологический разнобой не кончается. Даже говоря о вседорожниках, многие используют самые разные и совсем не синонимичные термины — «джип», «паркетник», «кроссовер». В середине прошлого века все автомобили с приводом на четыре колеса называли «джипом», но сегодня это неверно:
Однако классифицировать вседорожники ничуть не легче, чем обычные легковые автомобили. Если позиционирование «легковушки» производителем, её внутренние и внешние габариты определяют принадлежность к тому или иному классу, то вседорожники достаточно сложно классифицировать исключительно по габаритам. В США, например, распространены модели вседорожников с приводом только на одну ось, а не на все четыре колеса. А в Европе распространены вседорожные модификации легковых моделей.
Принято выделять три класса вседорожников — полноразмерные, среднеразмерные и компактные. Иногда, правда, отдельно рассматривают ещё и кроссоверы. Самые распространенные до недавнего времени модели — среднеразмерные вседорожники наподобие Land Rover Discovery. Такие вседорожники, как правило, обладают приличным запасом проходимости и разработаны как отдельные модели, в отличие от кроссоверов. Кроссоверами называют модели, сочетающие характеристики нескольких типов автомобилей — например, легкового универсала и вседорожника, как Audi Allroad Quatro, или минивэна и вседорожника, как Renault Scenic RX4. Четкой границы между кроссоверами и компактными вседорожниками, или «паркетниками», как таковой не существует. Недавний отличительный признак, согласно которому кроссовер разработан на базе существующей легковой модели, а компактный вседорожник — на собственной базе, с появлением последних новинок уже недостаточен для классификации. Компактные вседорожники теперь всё чаще строятся на базе легковых моделей, однако проходимость их внушает доверие, хоть и ограничена отсутствием блокировок дифференциалов и понижающих передач. Так что, кроссовер сегодня — это, скорее, легковой кузов на шасси вседорожника, такой как Subaru Legacy Outback. В США распространен ещё один класс — полноразмерные вседорожники, такие как Chevrolet Suburban или Nissan Armada с непомерными габаритами. Но, как и в случае с компактными вседорожниками, полноразмерные вседорожники также обладают ограниченной проходимостью —
Достаточно быстро любовь автомобилистов завоевали компактные вседорожники, или «паркетники». Женевский автосалон этого года, на котором сразу несколько мировых лидеров представили свои новые модели в этом классе, лишний раз подтвердил, что это весьма перспективный сегмент авторынка. Одновременная премьера нескольких моделей в одном классе практически всегда приводит к серьёзной конкуренции. В такой ситуации компании потратят основные силы на то, чтобы не дать ни одному из участников борьбы получить существенную выгоду. Именно поэтому давние конкуренты, например
![]() Audi Q5 остаётся одним из самых загадочних «паркетников». Новинку уже неоднократно обещали показать на различных автомобильных салонах, в том числе и в Женеве, но компания откладывает премьеру и ограничивается демострацией фотографий. Известно, что некоторые черты Q5 унаследует от Audi Cross Coupe quattro, который компания уже продемонстрировала. Фото: AUDI AG |
До настоящего момента достойные модели в этом классе можно было пересчитать по пальцам одной руки: родоначальник — Suzuki Grand Vitara, бестселлер — Toyota RAV4, маленький проходимец — Land Rover Freelander, самый престижный — BMW X3 и новичок — Volkswagen Tiguan. Модели появлялись в разное время и существенно отличаются друг от друга. Есть ещё и «паркетники» корейских производителей
О том, что вслед за внушительным Q7
Разработан Audi Q5 на платформе модели A4. Сказать
Станет ли Q5 заменой модели Allroad или же дополнит модельный ряд, пока не понятно. Первоначально Audi Q5 появится в версиях с мощными многолитровыми моторами. Позже будут представлены модели с более экономичными двигателями и с меньшим оснащением. Делается это для того, чтобы «развести» близкие модели Tiguan и Q5. К тому же, выход на рынок с престижными двигателями существенно повысит имидж модели Audi и поможет конкурировать с единственной престижной моделью в классе компактных вседорожников от BMW.
![]() 26 февраля на заводе Ford в Германии началось производство нового кроссовера — Ford Kuga. Так что совсем скоро начнутся продажи этой машины на европейском рынке. Фото: Ford Motor Company |
А вот английский
![]() Концептуальный «паркетник» Land Rover LRX. В Женеве был представлен экологичный вариант автомобиля с двухлитровым гибридным турбодизельным двигателем. Фото: Ford Motor Company |
Если Range Rover — это джентельмен, RR Sport — спортсмен, то LRX — настоящий хулиган в высокородном семействе. Врочем, хулиган весьма симпатичный. Пока делать
Хотя
![]() Mercedes-Benz Vision GLK FREESIDE. Представители Mercedes подробно разъяснила значение каждой буквы в аббревиатуре GLK: «G» взята от Gelendewagen и символизирует классический «мерседесовский» внедорожный автомобиль; «L» — это «люкс», то есть намек на традиционную роскошь; а «K» обозначает компактность машины. Фото: Daimler AG |
Renault Koleos — такое имя носил представленный в начале текущего десятилетия вседорожник. Окружности огромного радиуса формировали фантастическую линию бокового остекления и рельефа боковин. Тогда концептом Koleos публику готовили к новому фирменному стилю компании. Нынешний Koleos — это автомобиль совсем другой, намного зауряднее. Также как и Ford, модель от Renault попадет в сегмент с наибольшим числом конкурентов. На стороне французов есть некоторые преимущества: модель построена на базе
Накал страстей среди компактных вседорожников назревает весьма нешуточный, и «старички» класса не собираются просто так сдавать свои позиции. Положение
![]() Габариты компактного вседорожника Urban Cruiser ещё меньше, чем у его предшестенника RAV4. Фото: Toyota Motor Europe |
Ситуация с дизайном новинки весьма неоднозначная. Поколение за поколением Toyota RAV4 становилась всё более безликой. Первое поколение модели представительницы прекрасного пола нахваливали за симпатичную внешность. Второе поколение модели обыгрывало предыдущие удачные решения. Нынешнее, третье, самобытно (едва ли можно спутать с другими моделями), но не вызывает эмоций. При весьма сложной пластике и необычной форме внешний вид современной RAV4 непросто запомнить. Ситуация с Urban Cruiser ещё хуже. Модель симпатична, но с таким же успехом такой дизайн может принадлежать автомобилям
Volvo, как и BMW в своё время, намеревается развить успех в секторе вседорожников за счет более компактной модели. Volvo XC 60 будет бороться с другими престижными моделями в этом классе: Q5 от Audi, BMW X3,
![]()
|
Можно с уверенностью сказать, что конкуренция в классе удвоится. А ведь есть ещё корейские модели, у них свои плюсы. Однако есть одно «но» — так ли нужны европейцам автомобили такого класса, или маркетологи переоценили потребность рынка и заполонят его моделями, покупать которые будут лишь единицы? Ответ на этот вопрос мы узнаем уже в ближайшие два года. Возможно, представленные новинки спровоцируют волну популярности компактных вседорожников, как в свое время стали популярными минивэны на базе моделей
Алексей Коваль, 26.03.2008
Новости партнёров