Шумахеры пригородных пустырей
Чтобы почувствовать себя автогонщиком, можно обойтись и без ДОСААФ. Немного старания, немного умения, немного денег — и болид на трассе
![]() Чтобы принять участие в автокроссе достаточно относительно небольшого количества денег и в меру настойчивости. Поэтому эта разновидность любительского автоспорта стремительно набирает популярность в России. Фото автора. |
Редкий водитель не хотел бы стать автогонщиком — это сродни детской мечте попасть в космонавты. Пусть не навсегда, пусть не связать с этим всю жизнь, как Лоэб (
К счастью, в наше время исполнить эту мечту стало вполне возможно. Несмотря на то что попасть в кокпит болида «Формулы 1» — это действительно почти то же самое, что и попасть в космонавты, в целом автоспорт перестал быть элитарным. Ещё совсем недавно в нашей стране, чтобы стать автогонщиком, нужно было потратить немало времени и сил — начать с
Автоспорт — дорогое удовольствие, тем не менее существуют спортивные классы, участвовать в которых может и человек среднего достатка. Наиболее популярен среди
![]() Жёсткий каркас, собранный из цельнотянутых труб, необходим, в первую очередь, для обеспечения безопасности водителя. Фото автора. |
В автокроссе немало разных классов (дивизионов), различающихся по техническим требованиям. Самый доступный вариант, с которого начинают свою карьеру большинство пилотов, — класс Д2Н, в котором выступают отечественные «восьмерки», получившие национальную омологацию. На чемпионат Европы на них не поедешь, но начинающему там делать и нечего. Эти машины имеют почти стандартный двигатель 1500 см³, что отчасти снижает остроту «гонки вооружений» и позволяет уравнять пилотов с разными финансовыми возможностями.
Чтобы обычная «восьмёрка» стала гоночной, прежде всего необходимо обеспечить безопасность пилота. Если в жизни автолюбителя столкновение его транспортного средства с другим автомобилем — нелепая случайность, то для автогонщика это обычная ситуация, и за один круг кроссовой трассы он может поучаствовать в десятке столкновений. Поэтому главная особенность гоночного автомобиля заключается в том, что он должен быть максимально безопасным для гонщика, именно этим и вызвано большинство отличий от серийной машины.
Автомобиль должен иметь жесткий силовой каркас, который сохранит жизненное пространство гонщика в случае столкновения или даже переворота. Этот каркас собирается из труб, образуя дополнительную внутреннюю структуру салона. В кроссовой машине двадцать семь метров стальных цельнотянутых бесшовных труб. Конструкция каркаса должна быть обязательно сертифицирована
При подготовке автомобиля к гонке внимание необходимо уделить и «рабочему месту». Специальное сидение и система ремней должны удерживать пилота на месте при любых экстремальных ситуациях. Естественно, что и сидение, и ремни должны пройти сертификацию (омологацию) — без неё автомобиль просто не допустят к участию в гонках. Есть и ещё
Возгорание автомобиля — это одно из самых опасных последствий столкновения или переворота. Для предотвращения такой ситуации принимаются специальные меры. Так, выключатель «массы», наличие которого в гоночных машинах обязательно, находится прямо под рукой пилота — в случае опасной ситуации он может моментально отключить аккумулятор. Этот выключатель продублирован и снаружи машины — чтобы судья на дистанции мог обесточить автомобиль, если пилот не может выбраться. Сам аккумулятор располагается в специальном отсеке и надежно закреплён. Это тоже снижает вероятность пожара. Ну, а на случай, если пожар все-таки начнется, в машине должны находится огнетушители.
![]() Панель приборов гоночного автомобиля несколько отличается от обычной. Автогонщик легко обойдётся без спидометра, основными его помощниками становятся тахометр и указатели температуры и давления масла. Фото автора. |
Отдельно следует рассказать о трансмиссии гоночного автомобиля. Скорости на трассе автокросса не такие уж высокие, редко больше ста километров в час, зато от машины требуется потрясающая динамика. Нередко тот, кто вырвался вперед на старте, лидирует весь заезд. Поэтому, настройки кроссовой трансмиссии отличаются и от штатной, и от раллийной. Основной упор делается на разгон, а не на максимальную скорость. В серийной машины передаточное число главной пары — 3,7 или 3,9, у кроссовой оно гораздо выше — около 4,7. Здесь каждый гонщик решает для себя сам и находит собственный компромисс между скоростью и разгоном. Настройка передаточного числа трансмиссии в соответствии с потребностями трассы и приемлемым режимом двигателя часто производится подбором диаметра колеса — 13, 14, 15 дюймов. Так же изменён и привод переключения — используют короткоходную кулису, позволяющую переключать передачи быстро, почти не отрывать рук от руля, и ликвидирующую известную «болезнь» восьмерок — выбивание передачи на неровностях.
Особое внимание при подготовке кроссового автомобиля уделяется подвеске. Неровная грунтовая трасса с ямами и трамплинами предъявляет суровые требования к её прочности. Наиболее популярное (хотя и недешевое) решение — передняя подвеска ШС, которая устанавливается на те же крепёжные точки, что и штатная, и полностью её заменяет. Такая подвеска имеет ряд особенностей: её пустотелые рычаги легче и прочнее кованных, штатных; вместо
![]() Кроссовый амортизатор и рычаг кроссовой подвески на шаровых шарнирах. Фото автора. |
Существенно дорабатываются и крепежные места под такую подвеску. В кроссовых автомобилях обязательно усиливается передняя точка крепления, где шаровый кронштейн заменяет собой
Опорам передних стоек также необходимо уделить внимание. Верхняя часть подвески также, как и нижняя, имеет в своей основе стальной шарнир ШС вместо штатного опорного подшипника. Кроме того, предлагается ещё и вариант со смещенным центром. Расположение колес на гоночном автомобиле вызвало бы шок у сотрудников автосервиса. Зачем все эти резьбовые узлы на рычагах и стойках и опоры со смещенным центром? Сложенные «домиком» передние колеса, угол наклона которых регулируется в зависимости от трассы, изнашиваются гораздо быстрее, но зато удерживают машину в виражах.
Что дает пилоту такая подвеска? Прежде всего, необычайную остроту управления, когда машина реагирует на малейшие движения руля, и очень четкую обратную связь, когда пилот чувствует колесом каждый камешек, как будто он не на машине едет, а босиком бежит. Со своей стороны, машина потребует соответствующей точности руления и не даст пилоту расслабиться. Ни о каком ленивом управлении «двумя пальцами» речь не идет — держим руль двумя руками, в позиции «без десяти три», и не отвлекаемся ни на секунду!
![]() Во время гонки автомобили часто сталкиваются и даже переворачиваются. Кажется, что машина получает серьёзные повреждения, но часто в итоге оказывается, что поломки незначительны, так как уязвимые детали автомобиля укрепляются заранее. Фото автора. |
Базовый автомобиль класса Д2Н можно приобрести буквально за несколько тысяч долларов — уже оснащенный системами безопасности и готовый к старту! Конечно, такого «минимального комплекта» маловато, чтобы претендовать на место на подиуме в серьезных соревнованиях, но уже достаточно, чтобы понять, есть ли в водителе задатки автогонщика. Но вырваться из этого круга практически невозможно! Автоспорт затягивает: оглушающий в пустом кузове рев мотора, грязь и пыль, летящие сквозь сетки, неистребимый запах перегретого масла, сильнейшие физические нагрузки — к финишу пилот приходит в насквозь мокром комбинезоне, потеряв за заезд пару килограммов веса, — и, конечно, адреналин жесткой борьбы!
Павел Иевлев, 21.02.2008
Новости партнёров