4300 метров подо льдом
О предстоящем погружении Чилингарову было сказано прямо: «Я бы на твоем месте не пошел»
![]() Аппарат «Мир» выгружается с борта судна. Отсюда хорошо видны все его пять винтов: основной ходовой винт, маневровые двигатели (по бокам вдали), новые двигатели с электроприводом (по бокам вблизи). Фото автора
|
Когда в августе в Москву вернулись участники глубоководного погружения на Северном полюсе, все СМИ были так увлечены затеянной вокруг этого события геополитической шумихой, что почти не обратили внимания на сами аппараты «Мир», позволившие коснуться дна на макушке планеты. Между тем, они и их пилоты ничуть не менее интересны. Все кругом говорят о глубоководном погружении на полюсе как об уникальном научном достижении, хотя осадочные породы со дна там уже брали и большой ценности для науки они не представляют. В действительности же это достижение, в первую очередь
Возможность скорректировать этот перекос в освещении рекордного погружения появилась у нас благодаря информационному партнеру экспедиции
Не батискафы
— Не называйте наши аппараты батискафами, — настоятельно просит заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов доктор технических наук Анатолий Сагалевич. Он бессменный руководитель команды «Миров», их конструктор и один из троих действующих пилотов. С этими аппаратами у него связано больше двадцати лет жизни.
![]() Аппараты «Мир» готовятся к работе под грузовой палубой «Академика Федорова». Внизу видны клешни двух манипуляторов, по центру, за блестящим осветительным рефлектором — большой конусовидный иллюминатор из оргстекла толщиной 18 см. Фото автора
|
— Батискаф, — объясняет Сагалевич, — это гораздо более простое устройство. Он перемещается преимущественно вниз, а потом, сбросив балласт, — вверх. «Миры» же — это настоящие подводные лодки, предназначенные для сверхглубоких погружений.
Изначально каждый аппарат был оснащен пятью винтами. Основной на хвосте, диаметром около метра. Два небольших маневровых вынесены по бокам и могут поворачиваться, направляя поток воды горизонтально или вертикально. Они позволяют менять глубину или разворачиваться на месте. Если идти вдоль дна на «бреющем полете», ими можно менять глубину, следуя неровностям рельефа. Ещё два винта вмонтированы в стенки корпуса — они позволяют сдвигаться
Запас хода под водой сильно зависит от характера работы — ведь все оборудование аппарата берет питание от общего источника — аккумуляторной батареи. В среднем пройти под водой можно миль десять, хотя обычно столько не требуется. Срок автономности гидронавты обсуждать не любят: формально он составляет четверо суток — на столько хватит воздуха и гидроксида лития, поглощающего углекислоту. Но на практике сидеть столько времени под водой никто не пробовал: мало того, что в кабине очень тесно (внутренний диаметр прочной сферы — всего 210 см на троих человек и приборы), так в ней ещё и холодно — по соображениям экономии электроэнергии она не обогревается. Греют только приборы и человеческие тела.
![]() Центральная часть пульта управления «Мира». Два джойстика внизу служат для управления манипуляторами. Фото автора
|
Происхождение
И все же аппараты «Мир» — одни из самых совершенных в своем роде. Они построены 20 лет назад в Финляндии компанией
В таких обстоятельствах невозможно было заниматься разработкой нового подводного робота. Зато оставалось много лишних деталей, которые использовались на разных этапах разработки и испытаний первого глубоководного аппарата. В их числе была и прочная сфера из никелевой стали толщиной 5 см, способная выдерживать давление более 600 атмосфер (глубина 6000 м) — самый дорогой элемент конструкции. Тогда и было принято решение вместо предусмотренного договором робота собрать из оставшихся частей второй обитаемый аппарат. Именно это решение обеспечило аппаратам «Мир» уникальность. У Франции, Японии и США есть аппараты, способные погружаться на такую же глубину, но они не работают в паре. А значит, их возможности и безопасность значительно ниже.
![]() Гвоздь программы команды «Зодиака» — «Верхом на подводной лодке». Фото автора
|
Работа в паре
Есть подводные работы, которые вообще в одиночку невыполнимы. Например, на подводных съемках «Титаника» один аппарат обеспечивал освещение, а другой вел съемку. Много лет «Миры» работают на атомной подводной лодке «Комсомолец», затонувшей в Норвежском море на глубине 1,5 км. Один аппарат просто не смог бы осуществить операции по сооружению над ней защитной оболочки. Туда нужно было возить большие пластыри, крышки для закупоривания открытых торпедных аппаратов. Правильно установить их могли только оба «Мира» вместе.
Но даже когда необходимости в совместной работе нет, «Миры» все равно погружаются парой по соображениям безопасности. Однажды при работе все на том же «Комсомольце» аппарат, управляемый
Северный полюс тоже преподнес сюрприз, подтвердив важность парных погружений. Когда
Погружение
Надо сказать, что сама процедура подготовки к погружению исполнена символизма. Огромный люк грузовой палубы «Академика Федорова» открывается с неторопливым величием разводного моста. Так же медленно судовой кран поднимает один аппарат, который проплывает над другим, подобно полосатой
![]() Австралийский бизнесмен и специалист по экстремальному туризму Майк Макдауэлл сдает обувь перед тем, как занять место в аппарате «Мир-2». Фото автора
|
А вот само погружение выглядит довольно невзрачно. Субмарина просто заполняет балластную цистерну и тихо тонет, растворясь в темной воде. Правда, полюс и здесь внес свою коррективу. Когда к погружению готовился второй аппарат, его едва не ударила довольно крупная льдина, которую неожиданно вынесло на самую середину полыньи струей воды из маневрового двигателя «Академика Федорова». Похоже, то, что аппарат успел вовремя нырнуть — просто везение, ведь пилоту совершенно не видно, что происходит по сторонам. Во всяком случае, пилот Черняев об этой льдине, узнал, похоже, только по возвращении.
На глубине
Обычно спуск и подъем на аппаратах «Мир» — процедуры довольно рутинные: вниз идут со скоростью полметра в секунду, вверх и того медленнее. Делать в это время практически нечего, кроме слежения за глубиной и координатами, и у экипажа есть время вдоволь пообщаться и пообедать. Кстати, координаты определяются по акустическим маякам. Обычно три штуки опускают на дно в радиусе километра от места погружения и по задержке сигналов от них — в точности, как в системе GPS — определяется положение аппарата. Но при погружении на полюсе поступили иначе.
— Дело в том, что вся система — и судно, и полынья — дрейфуют, — объясняет Анатолий Сагалевич. — Если сильный дрейф, то система на дне будет неэффективна. Поэтому мы решили ставить маяки через лед, то есть якоря не на дно, а на лед и маяки — вниз.
Такое решение тоже привело к определенным неожиданностям:
— Глубина была
![]() Команда «Академика Федорова» швартует его к льдине, чтобы освободить полынью по другому борту. При одной из неудачных попыток всплытия аппарат «Мир-1» появился в узкой полоске воды у этого борта. Фото автора
|
А между прочим, координаты имели буквально жизненно важное значение. Ведь скорость дрейфа льда достигает сотен метров в час, и за 9–10 часов погружения лед может уйти на несколько километров. Добавьте к этому, вероятность попадания в глубоководное течение, которое снесет аппарат в сторону и станет понятно, что вернуться может быть не
— Это действительно был прыжок в неизведанное, — говорил после погружения Анатолий Сагалевич. — Когда такое предстоит, то у человека мобилизуется весь его опыт, все его знания. Все было направлено на то, чтобы решить эту задачу с максимальной степенью обеспечения безопасности.
Пожалуй, одним из самых существенных моментов в этой подготовке была установка на аппараты двух дополнительных двигателей. Дело в том, что изначально все винты на «Мирах» приводились в движение гидравликой. Что произойдет при её отказе? Аппарат потеряет ход. В обычных погружениях это не страшно — можно сбросить балласт и всплыть, но во льдах гидронавты лишатся возможности найти свою полынью и выйти на поверхность. Поэтому перед полярным рейсом на обоих аппаратах было смонтировано по два дополнительных двигателя с электрическим приводом. Другой доработкой стала смотрящая вверх видеокамера для поиска просвета между льдинами. Прежде в ней просто не было необходимости.
— Месяца полтора назад
![]() Руководитель экспедиции Артур Чилингаров с представительницей Международной выставочной компании MVK — информационного партнера экспедиции «Арктика-2007» — после возвращения со дна Северного Ледовитого океана. Ранее в этом году MVK открыла на Северном полюсе передвижной полярный музей, который теперь гастролирует по городам России. Фото автора
|
Возвращение
О реальной опасности этого погружения говорит хотя бы то, что
Всплытие второго аппарата прошло уже не столь драматично. Да и внимание было значительной мере оттянуто на первый экипаж. Между тем, пилот Черняев с первой же попытки попал точно в центр полыньи. Как он потом объяснил, ожидая на глубине метров триста пока найдет дорогу первый аппарат, и помогая ему держать связь, он успел отыскать спущенные с судна тросы с гидрологическим оборудованием и по ним аккуратно вышел на полынью.
Так был поставлен уникальный
![]() На полпути от Северного полюса назад в Мурманск, у Земли Франца-Иосифа погода меняется за считанные минуты. Фото автора
|
Александр Сергеев, 11.09.2007
Новости партнёров