Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Супервиллис общего назначения

Созданный по заказу американского правительства внедорожник стал легендой и отцом целого класса автомобилей

23 июня 2021
Супервиллис общего назначения
Почти через семьдесят лет после появления на свет Willys MB готов поспорить со многими современными внедорожниками в проходимости. И многие такие споры непременно выиграет.
Источник:
DaimlerChrysler Corporation

Начало XXI века, эпоха глобализации. Некоторые прославленные автомобильные бренды уходят в прошлое: с нами уже нет Oldsmobile, вот-вот уйдет в небытие Buick. Другие же, казалось бы, давно и безвозвратно туда уже ушедшие, возвращаются (вспомним хотя бы Maybach ). На волне громких возвращений DaimlerChrysler представляет концепт компактного внедрожника под названием Willys 2 Concept, что дает повод автомобильной прессе громко заговорить о возвращении знаменитого имени. С тех пор прошло уже больше пяти лет, и вот... впрочем, сначала вспомним, как в мире появились внедорожники.

По заказу Правительства

Справедливости ради, нужно отметить, что внедорожник как тип автомобиля не есть изобретение компании Willys Overland — их строили и до того, правда, небольшими сериями. Зато даже в Советском Союзе к началу войны была своя машина для езды по бездорожью, причем весьма комфортабельная — полноприводная «Эмка» . Но история массового интереса к полноприводным автомобилям и, как следствие, массового их производства, действительно, начинается с Willys. Точнее, с тендера 1940 года, который выиграл концепт Willys MA.

Техническое задание на создание «автомобиля общего назначения» Министерством обороны США (US Department of Defense) было сформулировано приблизительно так:

  • Привод на четыре колеса
  • Дорожный просвет: не менее 6,3" (160 мм)
  • Угол въезда: 45°
  • Угол съезда: 35°
  • Колесная база: 80" (2032 мм)
  • Колея: 47" (1194 мм)
  • Максимальная скорость на дороге: не менее 55 миль/ч (88 км/ч)
  • Скорость на бездорожье: не менее 5 миль/ч (8 км/ч)
  • Глубина преодолеваемого брода: 18" (46 см) при скорости 3 миль/ч (5 км/ч)
  • Сухая масса: 1300 фунтов (585 кг)
  • Грузоподъемность: 600 фунтов (270 кг)
Супервиллис общего назначения
Ford Motor Company предоставила свои заводы для сборки Willys MB ради своевременного выполнения правительственного военного заказа. Эти машины назывались Ford GP W. 
Источник:
Ford Motor Company

Победителей в конкурсе, строго говоря, было три: Bantam, Ford и Willys. Но после испытаний и доводки пробных образцов на вооружение приняли Willys MB. Так как производственных мощностей компании явно не хватало для удовлетворения армейских потребностей, производство этой же машины поручили и «Форду», с конвейера которого они сходили под именем Ford GP W. А всего в том конкурсе участвовали 135 компаний... Для Willys, компании не слишком большой и не слишком успешной, настал звездный час.

В начале славных дел

В далеком 1908 году Джон Виллис (John North Willys, 1873–1935) приобрел подразделение Overland концерна Standard Wheel Company. Так на автомобильном небосклоне появилась Willys-Overland Motor Company. С переменным успехом компания принялась выпускать седаны, родстеры и универсалы, но к 1920 году дела пошли настолько плохо, что банкиры-кредиторы пригласили внешнего управляющего, чтобы переломить ситуацию к лучшему. Этим человеком оказался Уолтер Крайслер (Walter Percy Chrysler, 1875–1940). Так имена Willys и Chrysler пересеклись впервые. Крайслер привел своих инженеров и, найдя положение в конструкторских делах Willys-Overland удручающим, приступил к разработке собственной модели, Chrysler Six. Однако кредиторам надоело ждать, им срочно были нужны деньги, — и сборочный завод вместе с крайслеровскими разработками ушел с молотка.

Компания уцелела, но впереди ждал новый удар — 1929 год и Великая Депрессия. В 1933 году, сменив название на Willys-Overland Motors и основательно реорганизовавшись, фирма, наконец, помаленьку выходит из затянувшегося «штопора». Четырехдверные седаны Willys-77 и Willys-99 пользуются определенным успехом, что позволяет компании продержаться на плаву до 1940 года.

Супервиллис общего назначения
03.02.1937  с конвейера сошел 20 000-й автомобиль под маркой Willys.
Источник:
Франклин Делано Рузвельт

2 – 1 = 4?!

Легендарный армейский внедорожник Willys MB был выпущен в количестве 359 851 штук, еще около 270 000 выпустили на заводах Форда. Большая часть этих машин по лендлизу ушла в Советский Союз, где шустрые американские машинки на славу повоевали. Казалось, «общее назначение» «Виллисов» безгранично: их использовали как штабные машины, для разведки, подвоза снарядов и патронов, вывоза раненых с поля боя, диверсий... Машина оказалась настолько удачной, что к 1943 году на Горьковском автозаводе наладили выпуск ГАЗ-67, почти точной копии «Виллиса»...

А теперь попробуем разобраться, откуда взялось слово «джип» (jeep) и почему им называют внедорожники. Самая распространенная версия гласит, что в основе этого термина лежит все то же «общее назначение» машины, что по английски звучит как General Purpose, или, сокращенно, GP ([Джи:Пи]). Согласно легенде, последняя «и» довольно быстро редуцировалась, а ударение сместилось на первую «и» — и так получилось слово «джип», которое стали писать через «j». Версия звучит довольно правдоподобно, но…

Несколько раньше, в тридцатые годы, в комиксе про морячка Попая был персонаж Eugene the Jeep, умевший, например, ходить сквозь стены. Так что, вполне возможно, проходимую машину начали сравнивать с этим сверхъестественным персонажем популярного комикса. Кроме того, имя Jeep носил маленький трактор, выпускавшийся фабрикой «Модайн» (Modine) перед войной. Так что основная версия, гласящая, что если от двух букв отнять одну, получится четыре, становится не слишком убедительной.

Так или иначе, но слово «джип» прочно прилипло к «Виллису», и после войны стало частью официального названия машины. Послевоенный Willys Civilian Jeep отличался от своего армейского старшего брата лишь цветом — их перестали красить в хаки, заменив военную зелень «гражданскими» цветами, да на некоторых модификациях вместо тента стали устанавливать жесткую крышу. Было бы огромным преувличением сказать, что после войны все, вдохновленные подвигами «Виллиса» на полях Второй мировой, бросились покупать внедорожники. Конечно, нет — американский автопром воспрял духом и принялся клепать огромные мощные машины, пользовавшиеся колоссальным спросом. Но и Willys-Overland Motors нашла своих покупателей. Ими стали, в том числе, и фермеры. Постепенно внедрожная линейка Willys пополнилась пикапами, на один из которых, с короткой кабиной над мотором, удивительно похож советский полноприводной грузовичок УАЗ-3303

Супервиллис общего назначения
Дед и внук: Willys MB и Jeep® Wrangler. Портретное сходство несомненно! 
Источник:
DaimlerChrysler Corporation

Шествие по миру

В 1953 году компания Willys-Overland Motors была продана концерну Kaiser Motors. Наступили трудные времена, во многом схожие с упадочными двадцатыми. Компания выживала только за счет внедорожников, большая часть которых снова строилась по армейскому заказу. Продажи же легковых машин падали просто катастрофически. Последний американский Willys Aero был произведен в 1955 году, после чего сборочную линию отправили в Бразилию , где, после основательного рестайлинга, выпуск седана возобновился. Для американского же отделения компании началась эра Jeep — это слово окончательно стало синонимом внедорожника, а с 1963 года и частью названия компании, переименованной в Kaiser-Jeep. Имя Джона Виллиса ушло в историю...

Лицензии на производство Willys CJ в конце 40-х — начале 50-х были проданы во многие страны, и там знаменитые внедорожники производились как в первоначальном виде, так и постепенно видоизменяясь. К примеру, японская компания Toyota выпускала машину под маркой Toyota Jeep BJ. Но в 1954 году из-за океана пригрозили серьезным судебным иском по поводу нарушения авторских прав, и японцы покорно изменили название на Land Cruiser. Выгляните в окно, найдите взглядом Toyota Land Cruiser (или, например, Lexus LX 470) и представьте, что прямым предком этого хромированного монстра был маленький «Виллис».

Несколько иначе сложилась судьба «Виллиса» в Индии , где лицензию купила фирма «Махиндра». В Индии проблемы ровно те же, что и в России: хороших дорог исчезающее мало, а дураков много чисто статистически, исходя из численности населения. Поэтому автомобиль должен быть простым, как три рупии, и надежным, как слон. Что и продемонстрировал «Виллис», выпускающийся на Махиндровских заводах уже более полувека. Некоторые модели, — например, Mahindra Commander, — очень мало отличаются от «Виллиса». Другие модели на предка уже почти не похожи, но в основе все та же фронтовая надежность, заложенная в Америке в 1940 году.

Супервиллис общего назначения
В 2001 публике показали Jeep Willys Concept. Но подлинное возвращение марки из небытия пока отложено на неопределенный срок.  
Источник:
DaimlerChrysler Corporation

А компания Kaiser-Jeep в конце концов стала собственностью Chrysler, и очередная инкарнация Виллиса получила имя Jeep Wrangler. Очень похожий на прародителя, но, конечно, несколько более комфортабельный и гораздо более мощный, «Рэнглер» очень быстро завоевал популярность по всему миру. В частности, «Команда приключений Marlboro» проводила свои знаменитые путешествия именно на таких машинах.

Что ж, вернемся к началу, к Детройтскому автосалону 2001 года и к концепту Willys 2. В 2007 году компания DaimlerChrysler обновила Jeep Wrangler. И, надо сказать, обновленный джип очень похож на достопамятный концепт. Так что возвращение автомобильной марки имени Джона Виллиса, похоже, откладывается.

Читайте также в журнале «Вокруг Света»:

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения