Начало XXI века, эпоха глобализации. Некоторые прославленные автомобильные бренды уходят в прошлое: с нами уже нет
По заказу Правительства
Справедливости ради, нужно отметить, что внедорожник как тип автомобиля не есть изобретение компании
Техническое задание на создание «автомобиля общего назначения» Министерством обороны США (
- Привод на четыре колеса
- Дорожный просвет: не менее 6,3" (160 мм)
- Угол въезда: 45°
- Угол съезда: 35°
- Колесная база: 80" (2032 мм)
- Колея: 47" (1194 мм)
- Максимальная скорость на дороге: не менее 55 миль/ч (88 км/ч)
- Скорость на бездорожье: не менее 5 миль/ч (8 км/ч)
- Глубина преодолеваемого брода: 18" (46 см) при скорости 3 миль/ч (5 км/ч)
- Сухая масса: 1300 фунтов (585 кг)
- Грузоподъемность: 600 фунтов (270 кг)
Победителей в конкурсе, строго говоря, было три:
В начале славных дел
В далеком 1908 году Джон Виллис (
Компания уцелела, но впереди ждал новый удар 1929 год и Великая Депрессия. В 1933 году, сменив название на Willys-Overland Motors и основательно реорганизовавшись, фирма, наконец, помаленьку выходит из затянувшегося «штопора». Четырехдверные седаны Willys-77 и Willys-99 пользуются определенным успехом, что позволяет компании продержаться на плаву до 1940 года.
2 1 = 4?!
Легендарный армейский внедорожник Willys MB был выпущен в количестве 359 851 штук, еще около 270 000 выпустили на заводах Форда. Большая часть этих машин по лендлизу ушла в Советский Союз, где шустрые американские машинки на славу повоевали. Казалось, «общее назначение» «Виллисов» безгранично: их использовали как штабные машины, для разведки, подвоза снарядов и патронов, вывоза раненых с поля боя, диверсий... Машина оказалась настолько удачной, что к 1943 году на Горьковском автозаводе наладили выпуск ГАЗ-67, почти точной копии «Виллиса»...
А теперь попробуем разобраться, откуда взялось слово «джип» (jeep) и почему им называют внедорожники. Самая распространенная версия гласит, что в основе этого термина лежит все то же «общее назначение» машины, что по английски звучит как General Purpose, или, сокращенно, GP ([Джи:Пи]). Согласно легенде, последняя «и» довольно быстро редуцировалась, а ударение сместилось на первую «и» и так получилось слово «джип», которое стали писать через «j». Версия звучит довольно правдоподобно, но
Несколько раньше, в тридцатые годы, в комиксе про морячка Попая был персонаж
Так или иначе, но слово «джип» прочно прилипло к «Виллису», и после войны стало частью официального названия машины. Послевоенный Willys Civilian Jeep отличался от своего армейского старшего брата лишь цветом их перестали красить в хаки, заменив военную зелень «гражданскими» цветами, да на некоторых модификациях вместо тента стали устанавливать жесткую крышу. Было бы огромным преувличением сказать, что после войны все, вдохновленные подвигами «Виллиса» на полях Второй мировой, бросились покупать внедорожники. Конечно, нет американский автопром воспрял духом и принялся клепать огромные мощные машины, пользовавшиеся колоссальным спросом. Но и Willys-Overland Motors нашла своих покупателей. Ими стали, в том числе, и фермеры. Постепенно внедрожная линейка Willys пополнилась пикапами, на один из которых, с короткой кабиной над мотором, удивительно похож советский полноприводной грузовичок УАЗ-3303
Шествие по миру
В 1953 году компания Willys-Overland Motors была продана концерну Kaiser Motors. Наступили трудные времена, во многом схожие с упадочными двадцатыми. Компания выживала только за счет внедорожников, большая часть которых снова строилась по армейскому заказу. Продажи же легковых машин падали просто катастрофически. Последний американский Willys Aero был произведен в 1955 году, после чего сборочную линию отправили в Бразилию , где, после основательного рестайлинга, выпуск седана возобновился. Для американского же отделения компании началась эра Jeep это слово окончательно стало синонимом внедорожника, а с 1963 года и частью названия компании, переименованной в Kaiser-Jeep. Имя Джона Виллиса ушло в историю...
Лицензии на производство Willys CJ в конце 40-х начале 50-х были проданы во многие страны, и там знаменитые внедорожники производились как в первоначальном виде, так и постепенно видоизменяясь. К примеру, японская компания
Несколько иначе сложилась судьба «Виллиса» в Индии , где лицензию купила фирма
А компания Kaiser-Jeep в конце концов стала собственностью Chrysler, и очередная инкарнация Виллиса получила имя Jeep Wrangler. Очень похожий на прародителя, но, конечно, несколько более комфортабельный и гораздо более мощный, «Рэнглер» очень быстро завоевал популярность по всему миру. В частности, «Команда приключений Marlboro» проводила свои знаменитые путешествия именно на таких машинах.
Что ж, вернемся к началу, к Детройтскому автосалону 2001 года и к концепту Willys 2. В 2007 году компания DaimlerChrysler
Читайте также в журнале «Вокруг Света»: