Хроника пикирующего автогиганта
В год столетия Ford Motor Company сорок автомобилей Ford T пересекли США. Выглядел этот автопробег довольно внушительно, но у юбиляра со здоровьем было уже весьма неважно. Впрочем, караван любителей фордовской автостарины это не слишком заботило: для них это был лишь яркий праздник. Снимок сделан на водяной мельнице Shech's Mill в Миннесоте. Кстати, мельница, построенная в 1876 году, работает и по сей день.
Фото
Ford Motor Company

История компании Ford Motor началась более ста лет назад, в 1903 году, когда Генри Форд (Henry Ford, 1863–1947), при помощи нескольких инвесторов, открыл свою фирму по мелкосерийному производству автомобилей. Молодой инженер мечтал об автомобилях много лет — еще в 1893 году он собрал и испытал свой первый двигатель внутреннего сгорания, а через три года впервые поехал на собственной самодвижущейся повозке, названной незамысловато — «квадрицикл». Одно сидение, рычаг вместо руля, семь лошадиных сил двухцилиндрового двигателя и полное отсутствие тормозной системы — вот с чего начиналась автомобильная история Америки .

В начале славных дел

Коммерческое же производство началось с модели Ford A, стоимостью $850. По нынешним меркам сумма кажется смешной, но не стоит забывать, что в начале прошлого века доллар был куда весомее… Впрочем, машина имела популярность достаточную, чтобы через пять лет Генри выкупил у инвесторов весь пакет акций и стал единоличным владельцем фирмы. С тех пор во главе корпорации всегда стояли люди с фамилией Форд.

Модельный ряд Ford тех времен без особой фантазии назывался по буквам латинского алфавита. Но только буква «Т» принесла Форду богатство и мировую известность. В 1908 году знаменитый Ford T появился на рынке Америки — и страна упала к его спицованным колесам. Двигатель объемом 2895 куб. см. развивал приличную по тем временам мощность в 20 л.с. и разгонял 700-килограммовый автомобиль до скорости 67 км/ч. Показатели для своего времени не самые передовые, но более чем приличные. Кузов машины был прост и непритязателен, представляя собой элементарную коробку на стальной раме, к которой на поперечных полуэллиптических рессорах крепились подвески. Тормоза действовали только на задние колеса, а двухступенчатая коробка передач переключалась педалями. В общем, никаких особенных технических решений «Модель Т» миру не продемонстрировала, но ее популярность заключалась в двух неоспоримых преимуществах — цене и ремонтопригодности. Ford T стоил всего $250 и чинился в любой деревенской кузнице — это и стало залогом победоносного завоевания рынка.

Ford T стал для миллионов американцев удивительным откровением — машина, доступная практически каждому! Конечно, $250 в те времена «весили» побольше, чем сейчас, но и тогда эта сумма отнюдь не была запредельной. Столь удивительного снижения цены позволила добиться введенная Фордом конвейерная система сборки, перевернувшая представления о производстве. Одним из первых он осознал: выпускать штучные автомобили, собирая их «на коленке» — проигрышная стратегия. Хорошую прибыль можно получить, только выпуская массовый и доступный автомобиль, параллельно увеличивая производительность труда и снижая издержки. Время производства одного автомобиля значительно сократилось, возросли объемы производства, снизилась себестоимость. Благодаря этому Форд поднял в два раза зарплату своим рабочим… до $5 в день! Впервые рабочие получили возможность покупать автомобили, которые производят, а компания заложила первый камень в процветание американской экономики, символом могущества которой вскоре и стала. Через несколько десятков лет понятия «Америка» и «Форд» стали неразделимы, а Генри Форд сделался едва ли не самым известным и уважаемым человеком в стране.

Ford Т, или «жестянка Лиззи», как любовно называли автомобиль сами американцы, продержался на конвейере на удивление долго, и был произведен в невероятных, по тем временам, количествах. Всего с 1908 года по 1927 было выпущено более 15 млн автомобилей модели Ford Т — рекорд, который был перекрыл в 70-е годы только знаменитый «Жук» завода Volkswagen . Сам же Генри Форд был заслуженно назван «Предпринимателем века» — он создал американский автомобиль, а автомобиль создал современную Америку.

Естественно, Генри Форд не почил на лаврах, а продолжал активно строить свою «автомобильную империю». В 1920–30-е годы Ford Motor активно открывает отделения во многих странах мира, и даже активно сотрудничает с Советской Россией (создание заводов ГАЗ, АМО). Само собой, не забыт и американский рынок — в 1922 году покупается компания Lincoln, управление которой было поручено Эдселю Форду (Edsel Bryant Ford, 1893–1943), . Авторитарный стиль управления старшего сына Генри Форда становится излюбленной мишенью левой прессы, отказ Форда терпеть профсоюзы на своих предприятиях вызывает кампанию настоящей травли. И тут приходит первое серьезное испытание на прочность — Великая Депрессия 1929 года. Американцам становится не до автомобилей, продажи падают… Компания старается решить свои проблемы за счет рабочих, вдвое снижая заработную плату. (Забегая вперед, скажем, что такой метод борьбы с кризисами впоследствии стал для Ford традиционным…)

Хроника пикирующего автогиганта
Во время Второй мировой войны заводы Форда практически прекратили выпуск автомобилей. Тогда тоже «удержаться на плаву» было не просто. Помогли вот такие «Либерейторы» (В-24) и госзаказы от военного ведомства.
Фото
USAF

Война нам поможет!

Но все неприятности когда-нибудь кончаются, прошла и Великая Депрессия, американцы вновь почувствовали вкус к жизни, а значит, и к автомобилям. Впрочем, дела Ford Motor в конце тридцатых нельзя было назвать блестящими. Управляющий компанией Эдсель Форд, очевидно, был лишен предпринимательского гения своего отца, и в делах начинается серьезный застой. Исправила положение Вторая мировая война, когда в экономику Америки живительной струей хлынули военные заказы. С 1942 по 1947 годы производство гражданских машин практически остановилось, и компания направила все свои усилия на военные нужды. Гигантская программа военного времени, начатая Эдселем Фордом, породила 8 600 четырехмоторных бомбардировщиков B-24 Liberator, 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и прочего военного оборудования менее чем за три года. Военный рынок неисчерпаем: самолеты падали, танки горели — компания процветала.

В 1945 году Эдселя сменил брат, Генри Форд-младший (Henry Ford II, 1917–1987). Похоже, он унаследовал от энергичного отца не только имя, но и часть предпринимательской хватки. Генри II реорганизует систему набора персонала, приглашает для разработки стратегии фирмы группу системных аналитиков. Результат не замедлил проявиться: в 1949 году Ford Motor продает примерно 807 000 автомобилей, увеличив свою прибыль с $94 млн (за предыдущий год) до $177 млн и достигнув самого высокого объема продаж за период с 1929 года. Послевоенная программа реорганизации позволила быстро восстановить здоровье компании. Результатом явилось строительство сорока четырех производственных заводов, восемнадцати сборочных заводов, тридцати двух складов запчастей, двух огромных испытательных полигонов и тринадцати инженерно-исследовательских лабораторий.

Эра обширного благоденствия

1950–60-е годы стали золотым временем компании. Именно тогда пошли в серию классические модели Thunderbird (1955) и Mustang (1965), ставшие любимцами Америки. В первые же сто дней продажи американцы купили более ста тысяч «Мустангов»! Общие продажи за год составили 418 812 автомобилей, что принесло компании миллиард долларов.

1970-80-е годы только упрочили положение Ford Motor на мировом и американском рынке. Перечислять модели, созданные в те годы, нет большой необходимости — все они на слуху до сих пор. Компания была сильна, как никогда, и успешно увеличивала активы, начав процесс скупки менее удачливых брэндов. В 1987 году состоялась покупка 75% акций Aston Martin-Lagonda , в 1990 году куплена компания Jaguar. В конце девяностых у Ford Motor уже есть свои производственные, сборочные и торговые центры в тридцати странах мира, ежегодно производятся миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов, продается более семидесяти различных моделей машин, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin. Казалось, что положение Ford Motor Company на мировом рынке незыблемо, никакой кризис не может поколебать этого гиганта, являющегося символом Америки. Но…

Хроника пикирующего автогиганта
Ford Shelby GT500KR 2008 модельного года: в год сорокалетия «Мустанга» , Ford и Shelby планируют представить нового «короля дороги» мощностью 540 л. с. Удастся ли концерну дотянуть до этой даты — посмотрим...
Фото
Ford Motor Company

На японцев, начавших свое наступление на рынки Америки еще в 80-х, автомобильный гигант долгое время высокомерно не обращал внимания. Кому нужна эта мелочь, с малюсенькими моторчиками и тесными салонами? Настоящий американец ездит на V8! Однако растущие цены на топливо постепенно заставляли американцев пересматривать свои взгляды. Кроме того, как-то вдруг оказалось, что японские машины надежнее и дешевле аборигенных моделей, да и местные моды в дизайне были азиатами учтены достаточно оперативно. И вот уже в декабре 2001 года японские автомобильные компании контролировали 28,5% рынка США.

Закат

Так что начало нового века стало для Ford Motor временем неприятных откровений. Падение продаж, приведшее компанию на грань банкротства, началось в 2001 года и продолжается по сей день. Чистые убытки года составили $690 млн! Сухая хроника этого процесса, происходящего на наших глазах, по своей драматичности напоминает картину гибели «Титаника» :

2002 год
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor`s (S&P) понизило рейтинг компании, обосновав это «недостаточностью мер, принятых для восстановления конкурентоспособности». Одна из основных проблем компании — большие долги. По данным на 30 сентября 2002 г, консолидированный долг компании составил 162 млрд долларов. S&P допускает возможность дальнейшего понижения рейтинга Ford.

2003 год
Инвестиционные банки не рекомендуют своим клиентам вкладывать деньги в ценные бумаги Ford. Инвесторы крайне недоверчиво относятся к заявленным в плане мерам по выходу из кризиса. От компании ждут жесткой и активной политики глубокой реорганизации. Пока этого нет, перспективы дальнейшего развития Ford остаются крайне туманными.

Хроника пикирующего автогиганта
15 июня 2003 года северный фасад штаб-квартиры Ford Motor Company украсило число «100»: компании «стукнул» целый век. 
Фото
Ford Motor Company

2004 год
Ford Motor уступила свое второе место в мировой «табели о рангах» крупнейших автопроизводителей японской компании Toyota Motor, спустившись на третье место среди лидеров мирового автостроения. По итогам года всеми заводами Ford Motor в разных странах было всего выпущено 6 644 тыс. различных автомобилей, в то время как компании Toyota Motor удалось собрать более 6 814 тыс. машин. Общее производство автомобилей на североамериканских заводах в 2004 г. сократилось на 6,54%. Руководство Ford Motor сокращает на 5% число рабочих и снижает расходы на рекламу.

2005 год
За первое полугодие продажи упали еще на 14,54%. Кризисное состояние компании в полной мере почувствовали на себе 2 750 сотрудников, которых в один прекрасный момент попросили освободить рабочие места в связи с увольнением. Таким образом, Ford попытался уменьшить бремя социальных выплат, которые буквально разоряют концерн. Вслед за решением объединить штаб-квартиры компаний Ford и Lincoln Mercury, сокращению подлежат шесть офисов из семнадцати. Кроме того, перспектива закрытия нависла над четырьмя заводами в США.

2006 год
Менеджмент Ford вынужден идти на крайние меры для спасения компании. Корпорация берет в долг 18 млрд. долларов под залог своих американских предприятий. Расплатиться с кредиторами будет очень сложно, но только так можно было уйти от банкротства. Накануне агентства Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch Ratings в очередной раз понизили кредитный рейтинг автомобилестроительного концерна, мотивировав решение тем, что «в случае дефолта инвесторы не будут защищены». Эксперты Fitch опустили рейтинг Ford до «B» — на пять ступеней ниже инвестиционного уровня. S&P оценивает платежеспособность Ford на уровне «CCC+» — на семь ступеней ниже инвестиционного. Так что кредиты достаются тяжело и дорого.

За девять месяцев 2006 года второй по величине автоконцерн США ушел «в минус» на $7 млрд. Чтобы улучшить свое финансовое состояние, Ford пытается воплотить в жизнь грандиозную программу по реструктуризации. Для этого компания планирует до 2012 года закрыть шестнадцать предприятий в США и сократить персонал на 45 тыс. человек (сейчас у нее 300 тыс. сотрудников). Тем не менее компания смотрит правде в глаза: ее бизнес, в самом лучшем случае, начнет приносить прибыль не ранее 2009 года.

2007 год
Год только начался, но уже последовали сенсационные новости: Ford Motor продает свое британское подразделение — Aston Martin! Американскому гиганту позарез нужны наличные. В прошлом году его убытки составили $12,7 млрд — таких не было за всю 103-летнюю историю компании…

Причин такого резкого и страшного кризиса несколько. Во-первых, общее состояние экономики — после одиннадцати лет бурного роста в США наступил период стагнации, когда люди трижды задумываются, прежде чем инвестировать средства в какую-то дорогую вещь вроде машины, предпочитая откладывать деньги на черный день. Во-вторых, американский рынок, в отличие от японского, не является закрытым, и конкуренция со стороны заморских производителей с каждым годом становится все ощутимее. Ну а «личная», так сказать, причина кризиса автогиганта заключается в допущенных руководством стратегических ошибках и игнорировании основных мировых тенденций в автомобилестроении.

Американский покупатель, как и российский, все меньше готов платить за посредственные изделия местного автопрома, а продукция Ford давно вызывает нарекания в плане надежности и безопасности. Отчасти сыграли свою роль и особенности американского экономического пространства: компании еще предстоит договариваться с профсоюзом авторабочих UAW. Тем десяткам тысяч человек, которые потеряют работу в результате реструктуризации, компании придется выплачивать заработную плату, пенсии и покрывать медицинскую страховку, так что по-настоящему встать на ноги в ближайшие два-три года ей не удастся.

Хроника пикирующего автогиганта
Хотя российские рабочие тоже периодически бастуют, на заводе под Санкт-Петербуром пока все достаточно хорошо: спрос на Ford Focus, который здесь собирают, в России устойчиво высок. 
Фото
Ford Motor Company

Впрочем, российского потребителя продукции Ford кризис компании вряд ли затронет всерьез. Скорее, можно предположить, что сворачивание 25% мощностей в США означает рост инвестиций в восточное направление бизнеса. Не исключено, что гигантский российский рынок станет тем понтоном, зацепившись за который американский гигант сумеет все-таки удержаться на плаву.

Читайте также в журнале «Вокруг света»: