Как прожить без бензина
Ведущим автопроизводителям приходится поломать голову, чтобы не остаться без куска хлеба, когда кончится нефть
![]() Этой машине совсем не нужны ни бензин, ни солярка: она с удовольствием потребляет водород. Похоже, в автомобилестроении грядет новая эра... Фото: BMW |
Подавляющее большинство колесных транспортных средств, передвигающихся в наши дни по дорогам планеты, жгут топливо, получающееся из нефти. Но продлится это, очевидно, недолго. Ни для кого больше не секрет, что нефти год от года становится все меньше, и по самым оптимистичным оценкам ее хватит от силы на полвека. И это в каком-то смысле даже хорошо: количество нефти, нефтепродуктов и нефтяных остатков, добытых из недр земли и разлитых по ее поверхности, а также продуктов сгорания, выброшенных в атмосферу, растет все время ускоряющимися темпами. Если нет возможности ввести разумные ограничения, так, может быть, поможет хотя бы естественное исчерпание загрязнителей? Хорошо ли, плохо ли самое время задуматься об альтернативных источниках энергии, в том числе и для автомобиля.
За прошедшие со времени изобретения первых «самодвижущихся экипажей» сто пятьдесят лет многочисленные казавшиеся современникам безумными механики придумали немало интересных способов приведения в движение колес. К примеру, паровые машины, электромоторы и двигатели внутреннего сгорания, работающие на спирту, применялись еще на заре автомобилестроения. Но потом выяснилось, что пользоваться бензином гораздо удобнее, а главное намного дешевле. И поэтому все разговоры о биотопливе на основе этилового спирта стали мыслимы только после того, как цены на бензин выросли во много раз и появились дешевые технологии производства больших количеств этилового спирта. Есть специальные причины, делающие все более привлекательными и электромоторы.
![]() Великий изобретатель Томас Эдисон, вполне возможно, был близок к решению проблемы аккумуляторов. По крайней мере, электромобиль, построенный в 1910 году с использованием новых батарей Эдисона, мог ехать без перезарядки гораздо дольше аналогов. Но эра автомобилей уже наступила. Фото: Edison National Historic Site |
Батарейки вместо бака
Электромобилям трудно отказать в привлекательности, и есть основания думать, что они постепенно вытеснят обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Кроме очевидной относительной экологической безопасности, они более надежны и обладают более высоким КПД и то, и другое по одной и той же причине: электромотору не надо превращать возвратно-поступательное движение во вращательное. Между тем, электромобиль гораздо старше своего более шумного и вонючего братца: Этьен Ленуар (
Но всегда находились энтузиасты, пытающиеся научить электромобили ездить быстро, далеко и свободно. С развитием солнечных батарей, казалось бы, проблема недостаточной емкости аккумулятора была решена. Но не все так просто. Современные солнечные батареи преобразуют от силы четверть попадающей на них световой энергии солнца, поэтому «солнцемобиль» едет не слишком шустро и выглядит, скорее, как посадочная шлюпка инопланетян из низкобюджетного фантастического фильма. Тем не менее, каждый год в Австралии проходит
![]() Mitsubishi Motors активно работает над созданием доступного электромобиля. Премьера обещана в 2010 г. Фото: Mitsubishi Motors North America |
Концерн
Топливо легче воздуха
Впрочем, в деле вытеснения бензиновых двигателей и дизелей у электромотора есть серьезный конкурент-союзник. Это разного рода водородные двигатели. Собственно, этих двигателей всего два и они всем хорошо известны тот же двигатель внутреннего сгорания и тот же электромотор. Остается только либо научиться этот водород сжигать а это непросто, поскольку водород, смешиваясь с кислородом, образует смесь, вполне по заслугам окрещенную гремучей, либо производить из него электроэнергию.
Но преодоление трудностей в данном случае очень соблазнительно все-таки водород самый распространенный во Вселенной элемент таблицы Менделеева. И как было бы прекрасно совершено бесплатно заправлять машину из ближайшей речки! Но этого, увы, пока не получается. А получается, наоборот, водород в баллоне, вода как раз на выходе, вместо выхлопа. Причем дистиллированная.
![]() BMW Hydrogen 7: роскошный, безопасный и природолюбивый автомобиль. Пусть это не самая дешевая игрушка в автомире, но впечатляющие характеристики уже снискали ей славу, и недостатка в покупателях нет. На автосалоне в Лос-Анджелесе машиной заинтересовался, например, губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Фото: BMW |
Японская компания Mazda, славящаяся тягой к творческим поискам, еще в 1991 году представила прототип машины с роторным водородным двигателем. На достигнутом японцы не остановились, и 15 лет спустя, после долгих исследований и тщательных испытаний, выпустили Mazda RX-8 Hydrogen REnbsp; с роторной же установкой Ванкеля, КПД которого гораздо выше, чем у обычного поршневого двигателя.
Однако большинство автомобильных компаний пошли по другому пути. Они создают так называемые топливные элементы, которые словно брат-близнец похожи на аккумуляторные батареи. Разница между ними, однако, существенна: топливный элемент не надо заряжать. В него вместо этого надо время от времени подливать сжиженный водород. Он проходит через поры в платиновом аноде. В результате хемосорбции молекулы водорода разлагаются на пару электронов и пару протонов. В то же самое время через поры анода проходи воздух, содержащий, как известно, довольно много кислорода. Разделяющая анод и катод мембрана прозрачна только для протонов, и не прозрачна для электронов. Поэтому протоны, рекомбинируя с кислородом на аноде, образуют воду, при этом между катодом и анодом возникает разность потенциалов.
![]() Уникальный роторный двигатель Renesis от Mazda работает и на бензине, и на водороде. Именно такое сердце бьется под капотом Mazda RX-8 Hydrogen Rotary Engine (RE). Фото: Mazda Motor of America |
Тем не менее, производители с энтузиазмом разрабатывают и эту тему. К примеру, корейская компания
Но надо заметить, что к водородным технологиям человечество присматривается не первый десяток лет: еще в 80-е годы советские авиастроители создали самолет Ту-155 на альтернативном топливе, а инженеры той же фирмы Mazda строили свой ротор полтора десятилетия и те и другие были отнюдь не одиноки в своих усилиях. В последнее время в новостях все чаще мелькают сообщения о разработках или даже уже об успехах той или иной компании на этом поприще, и это значит, что, наряду с электрической эрой, грядет и водородная. И это хорошо: по крайней мере, природа вздохнет чуть посвободнее.
Не мышонок, не лягушка
Водородные двигатели внутреннего сгорания, созданные как на «Мазде», так и на BMW, обладают замечательной универсальностью. Они могут работать и на водороде, и на обычном бензине. Именно поэтому эти двигатели называют гибридными. Соединение несоединимого нам не в диковинку: мы еще помним на улицах Москвы грузовые троллейбусы, которые при надобности могли опускать свои токосъемники, превращаясь в обычные дизельные грузовички. Были и чешские автомобили «Татра», в которых бензиновый двигатель крутил электрогенератор, а тот сообщал электроэнергию электромотору, вращавшему колеса.
Сочетание бензинового двигателя с электромотором, а то и не с одним, не редкость и теперь. Такая машина начинает движение на электрической тяге, затем, при наборе скорости, подключается двигатель внутреннего сгорания, а при ровной езде электрика отключается и аккумуляторы заряжаются от обычного генератора. Управляет двигателями сложная компьютерная система, которая сама решает, какую силовую установку в какой момент включить или выключить. Подобная схема позволяет существенно экономить топливо: к примеру, популярный «гибрид»
![]() Так выглядит приборная панель люксового гибридного внедорожника Lexus RX 400h. Фото: Toyota Motor Europe S.A./N.V. |
Вдохновленная относительным успехом Prius,
Что касается разработки и серийного производства автобусов гибридной схемы, то здесь несколько иная картина. Здесь наряду с такими грандами, как
Как бы то ни было, вполне вероятно, что конец нефтяного века будет отмечен возникновением все более странных и, как теперь принято говорить, «диверсифицированных» сочетаний, казалось бы, несоединимых компонентов в необычных, но все более и более экономичных и экологичных гибридах.
Читайте также в журнале «Вокруг Света»:
- Разворот на водород
- «Несколько наставлений человечеству», или об энергии конечной и вечной
- Красота и здравый смысл
- К морю на пол-литре
Максим Паниковский, 23.12.2006
Новости партнёров