Через пять лет, в 2015-м, страны Евросоюза введут ограничение уровня выбросов углекислого газа для легковых автомобилей: этот показатель не должен будет превышать 130 г/км (примерно 5,4–5,5 л бензина или 4,85–4,95 л дизельного топлива на 100 км). Если верить
Впрочем, и сейчас европейцам, владеющим автомобилями с высоким уровнем выброса вредных веществ, приходится испытывать некоторые неудобства — например, они не имеют права въезжать в центр крупных городов. В США принимаются схожие меры: к 2016 году планируется снизить средний расход топлива новых легковых автомобилей и лёгких грузовиков до 35,5 мили на галлон топлива (то есть 6,63 л/100 км). Для бензинового двигателя это примерно 156 граммов углекислого газа на километр.
Что отрадно, инициативой «сверху» дело не ограничивается — уже и сами водители (кто в порыве социальной сознательности, а кто и из тотальной экономии) взяли курс на экологическое вождение. В России оно пока остаётся диковинкой, но в европейских странах уже стало трендом — всюду открываются курсы эковождения, производители автомобилей разрабатывают и пропагандируют программы, наиболее эффективные для своих моделей, устраиваются экопробеги, в Интернете на специальных сайтах и форумах водители обсуждают эффективность тех или иных приёмов и хвастаются результатами — к примеру, разве может не вызывать восхищение и зависть водитель,
Экозаповеди
Под эковождением понимают соблюдение свода определённых правил, которое помогает достичь максимально низкого уровня потребления топлива и выброса вредных веществ в атмосферу. В разных источниках формулировки этих правил различаются, но суть одна. К примеру, рекомендации по эковождению подготовленные экологами в 2009 году ко Дню без автомобиля, звучат следующим образом.
— Планируя маршрут поездки, выбирать наименее загруженные магистрали.
— Увеличивать скорость постепенно: оптимальной считается смена передачи по достижению 2000 оборотов в минуту для дизельных двигателей и 2500 оборотов в минуту для бензиновых.
— Двигаться на постоянной скорости при минимально возможных оборотах двигателя.
— Выключать двигатель при остановках и в пробках.
— Регулярно контролировать давления в шинах: даже в городских условиях шины, уровень давления в которых ниже нормы на 25%, увеличивают сопротивляемость автомобиля при старте с места на 10%.
— Бережно использовать системы климат-контроля в автомобиле: не использовать вовсе, если температура окружающей среды того не требует; не открывать окна, если система климатизации включена.
— Тормозить плавно — это позволяет сохранять преимущества инерционного движения автомобиля, при этом расходуется минимальное количество топлива.
— Стараться перевозить в автомобиле несколько человек.
— Стремиться двигаться в одном ряду — «скачки» из ряда в ряд и постоянные перестроения способствуют увеличению расхода топлива.
Среди рекомендаций встречаются, к примеру, и такие: содержать автомобиль в технически исправном состоянии, не возить лишний груз, больше двигаться накатом, тормозить и разгоняться, заранее прогнозируя ситуацию на дороге — нечего давить на газ, если впереди вот-вот загорится красный сигнал светофора.
Любимая многими манера езды — с нажатием педали газа «в пол» и резким торможением — крайне не дружественна к окружающей среде. Когда педаль газа уходит «в пол», резко возрастают механические потери в двигателе, удельный расход топлива может увеличиться по сравнению с оптимальным в два раза. На расход топлива влияет и плавность траектории движения. Повёрнутые колёса создают дополнительное сопротивление: если его не компенсировать «газом», скорость падает. Именно поэтому, когда отказывают тормоза, скорость сбрасывают «вилянием» из стороны в сторону — если ситуация на дороге позволяет, руль быстро поворачивают то в одну, то в другую сторону и тормозят шинами.
Есть целый ряд технических неисправностей, которые существенно увеличивают аппетиты машины: загрязнённый карбюратор, забитый воздушный фильтр, плохо работающие форсунки в системе впрыска, вовремя не заменённые свечи зажигания… Как выясняется, многие недооценивают и влияние аэродинамики на расход топлива. Между тем, даже кажущиеся несущественными мелочи — такие как широкие брызговики, «мухобойки» на капоте, кустарно установленные спойлеры, длинные антенны, дополнительное зеркало заднего вида — способны заметно увеличить аэродинамическое сопротивление. Даже пустой багажник на крыше и тот может «съедать» лишний литр горючего на каждые 100 км пути.
Насколько важная роль отводится аэродинамике, иллюстрирует
Это стоит одну минуту
Чтобы привить водителям культуру дружественного к окружающей среде стиля вождения, некоторые производители внедряют в свои автомобили приборы самоконтроля. Так, обладатели некоторых моделей FIAT (FIAT 500, FIAT Grande Punto, FIAT Bravo) могут применять
Год назад любопытный эксперимент провели в компании Chevrolet. Два одинаковых автомобиля, хэтчбека Chevrolet Aveo 1.4 LT, проехались по маршруту протяжённостью 660 км, проходившему через западную Англию и Уэльс . Одна машина ехала в обычном режиме, придерживаясь скорости потока транспорта и пределов допустимых скоростей движения. Другая — соблюдая правила эковождения. В результате расход топлива первой машины достиг 6,63 л на сотню, а у второй всего 4,94 л. К финишу машины прибыли с разницей в 20 минут.
Так что получается — если водитель проезжает в день около 30 км, эковождение будет «стоить» ему всего одну минуту в день.
«Поменяв манеру управления автомобилем, можно одновременно снизить расход топлива и начать более внимательно относиться к природе. Многие компании считают, что получение сотрудниками навыков экологического вождения является коммерчески выгодным вложением денег», —
Конечно, можно сказать, что правила эковождения — это прописные истины, их знает любой водитель. Но одно дело знать, другое — принять как стратегию и жить по этим правилам изо дня в день. А таких сознательных желающих сейчас становится всё больше.