Рёв моторов мотоциклов и выныривающие то там, то здесь двухколёсные пули — такая же примета весны, как задорное щебетанье птиц и авитаминоз. В последние годы всё больше горожан постепенно пересаживаются на железных коней, и причин тому несколько.
К сожалению, многие годы мотоциклы были в нашей стране преимущественно служебным транспортом сельских участковых, провинциальных инспекторов ГАИ и дешёвой альтернативой транспорту для загородных вылазок. Несколько миллионов отечественных моделей «Иж», «Урал» и «Днепр», «Минск» и «Восход» вкупе с чехословацкими «Явами» и «Чезетами» помогали как-то разрешить дефицит ВАЗов, «Москвичей» и тем более труднодоступных простым смертным «Волг».
Но уже тогда двухколёсный транспорт уважали за то, что по проходимости он значительно опережает своих четырёхколесных родственников. Задний привод или передний, клиренс, диаметр колеса и ширина шин — этими параметрами пусть меряются автомобили. Мотоциклу без коляски не нужно пытаться форсировать глубокую лужу — он её просто объедет. Ему хватит узкой тропинки, а если он и забуксует в песке пляжа, то вытолкать его будет куда проще, чем вызволять из плена машину.
Вот почему мотоциклы быстро завоевали популярность как загородный транспорт — для поездок на рыбалку и дачу, для увлекательных путешествий на природе. А когда движение на улицах и проспектах наших мегаполисов поперхнулось первыми пробками , оказалось, что и в городе мотоцикл имеет свои неоспоримые преимущества.
А ещё мотоцикл уникален тем, что даёт возможность ощутить и морально, и физически радость свободного движения, полёта. Правда, чтобы ездить на двух колёсах с мотором, требуется все-таки больше умения, чем при управлении велосипедом — особенно если это мотор очень мощный. Куда мощнее, чем это могут себе представить большинство обывателей, знакомство которых с мототранспортом часто ограничено мини-мотороллерами (скутерами) и мопедами, отцовскими «Явами» или «Уралами», вызывающими «чопперами» байкеров и весьма распространённой нынче продукцией трудолюбивых китайцев.
На вкус и цвет
Могли ли руководители BMW в далёком 1929 году, решив освоить новое для себя производство мотоциклов, представить, что их «железные кони» прославят компанию на весь мир? Правда, первые лавры имели зловещий оттенок: модели BMW-R61 и BMW-R71 (с которой потом «срисовали» наш «Урал») стали очень популярным средством передвижения у солдат Вермахта, объездивших на них всю Европу , от Ла-Манша до Волги , и повоевавших на них в Африке . А вместе с участниками таинственных германских экспедиций несколько этих машин даже забрались в горы Тибета . Но кроме имиджа «фашистского мотоцикла», они имели и другую, более достойную репутацию — выносливость и надёжность. И после войны мотоциклы марки BMW стали такой же легендой, как и американские Harley-Davidson.
Сегодня BMW не стремится завалить рынок дешевой техникой, чтобы конкурировать с азиатскими производителями в количестве. Компания по-прежнему делает ставку на традиционное немецкое качество, и предлагает одни из самых лучших (и дорогих) мотоциклов в мире. В её модельном ряду можно встретить и легкие внедорожники «эндуро», и сверхмощные байки, выжимающие на хорошей дороге 200 км/ч. Вот как раз они-то нам и интересны!
Названия трёх популярных нынче моделей этой фирмы — K1300GT, K1300S и K1300R — настолько похожи, что новичок даже решит, что это одна и та же машина в трёх вариантах. Что ж, общего у них действительно много: двигатель, рама, кое-что из ходовой части. Но вообще-то, это три мотоцикла имеют разные предназначения.
GT — это «Grand Tourers», большие мощные мотоциклы, рассчитанные на длительные путешествия. На Западе их также выбирают для себя полицейские. Водителю приходится проводить за рулём довольно много времени, а сидеть в согнутом состояние утомительно. Поэтому конструкция предусматривает для него и для пассажира максимум возможных удобств. Седло рассчитано на прямую посадку и имеет своеобразную спинку, на которую можно опереться поясницей. Его высота, а также расстояние до ручек руля в разных моделях тоже бывают разными — они зависят от того, кто как видит идеальную позу седока, которого защищает от набегающего потока воздуха высокий передний щиток-обтекатель. Так как мотоциклист, возможно, отправится в путь, скажем, в джинсовом костюме, который встречный ветер будет стремиться с него сорвать во что бы то ни стало, то мотоцикл порою снабжают и боковыми щитками. Причём на ряде моделей щиток имеет электропривод для регулирования наклона.
В далёкий путь редко кто пускается налегке — поэтому на «гранд-турерах» имеются багажные «чемоданы»: два по бокам и один позади пассажирского места. Комфорт может быть дополнен даже подогревом сидения и ручек. И если набор удобств при этом просто зашкаливает, то мотоциклу торжественно присваивают статус «Lux Tourers». Однако если взять и сорвать все эти обтекатели, багажные коробы и прочие ненужные, на ваш взгляд, детали для облегчения машины, то мы получим классический «chopper» — то есть «выпотрошенный» байк.
R — он же «Roadster», он же обыкновенный «дорожник», то есть классический многоцелевой мотоцикл, предназначенный в основном для города и хороших пригородных дорог. Вроде «Явы-350», бывшей очень популярной в СССР. Современные «родстеры» имеют спортивный вид и куда более резвы. Так, BMW K1300R — это машина с четырёхцилиндровым двигателем мощностью 173 л.с., выжимающая 195 км/ч, способная сорваться с перекрёстка и за три секунды разогнаться до «сотни», оставив далеко позади изумлённых водителей авто.
S — «Sportsbike», спортивный мотоцикл, самый быстрый из серийных двухколёсных машин. Именно они в своё время начали технологическую гонку за рекордами мощности и скорости, очень долго выделяясь на фоне своих собратьев футуристическими очертаниями и пугающим числом лошадиных сил. Но что было фантастикой вчера, стало обыденностью сегодня: производители «туреров» и «родстеров» тоже увеличивали мощность двигателей, заимствовали у «спортбайков» технические идеи. Более того, зачастую (как в случае с нашими тремя моделями BMW) компании производят на общей базе сразу несколько моделей разного назначения. Вот почему сегодня скорости в 190–210 км/ч становятся нормой для мотоциклов как спортивного, так и «дорожного» класса. Но есть и модели, при взгляде на спидометр которых вы можете решить, что это какая-то шутка. И за ними мы отправимся в Страну восходящего солнца.
Летающие японцы
Огромная компания «Honda» родилась в 1946 году как заводик площадью 162 м2 , переделывающий движки от военных генераторов в моторчики для велосипедов. Спустя пять лет её основатель, скромный бизнесмен Хонда Соитиро (
Секрет успеха фирмы состоял в том, что с самого начала «Honda» делала ставку на спортивные мотоциклы, которые тогда использовали для гонок. Но господин Соитиро понимал, что если «цивильные» варианты гоночных автомобилей получили популярность у покупателей, желавших носиться с ветерком по шоссе, то точно также им понравятся и сверхбыстрые мотоциклы. И он отправил в США легкую модель «СL72» 1962 года и большой «Honda СВ450» — которые как раз и стали теми мотоциклами, которые практически вытеснили с американского рынка собственные модели. Интересно, что для СВ450 долго не могли создать специальных шин и цепей главной передачи — 68-сильный двигатель был для обычных слишком мощным. О, если бы они знали, какие монстры будут жечь шины об асфальт несколько десятилетий спустя! Honda CBR 1000 RR Ten Kate Edition, одна из жемчужин нынешнего модельного ряда компании, выжимает из своего, казалось, скромного литрового двигателя двести одну лошадиную силу! При этом число его оборотов доходит до 11 500 мин–1 (и это далеко не предел для спортбайков).
Ямаха Торакусу (
История еще одной компании началась с того, что сто лет назад Судзуки Митио (
Не каждый отважиться сесть в седло такого байка и крутануть ручку газа. Однако спортивные мотоциклы невероятно популярны во всём мире, особенно среди молодежи. Класс «супер спорт», конечно, плохо вписывается в городские условия, да и далекое путешествие на нем будет отнюдь не комфортным (попробуйте не разгибаться пару часов). Но зато, найдя подходящую трассу для скоростных заездов, их владельцы могут пережить несколько минут незабываемых ощущений.
Царь-мотоцикл
Время от времени к конструкторам приходит навязчивая идея создать нечто «самое — самое», перед которым все прочие достижения техники будут всего лишь жалкими поделками. «Самый-самый» корабль, танк, пушка, колокол, самосвал. Посетила такая мысль и конструкторов «Chrysler», создавших в 2003 году самый мощный в мире мотоцикл Dodge Tomahawk. Чудовищная мощность, чудовищная скорость и столь же чудовищная цена — так можно охарактеризовать это техническое произведение.
За его основу взяли 10-цилиндровый 500-сильный двигатель V10 с рабочим объемом 8300 см3 , который создавался для грузовиков. Его размеры таковы, что сам мотоцикл представляет собою двигатель (огромную «коробку»), к которому спереди и сзади пристроили колёса, а сверху — бензобак, кажущийся до смешного маленьким руль и место для мотоциклиста. Именно место, а не седло: ехать на этом монстре можно только лёжа на пузе. Со стороны похоже на то, что ездок летит в обнимку со снарядом сверхтяжёлой пушки. Это не преувеличение — теоретически скорость мотоцикла может достигать 640 км/ч, однако проверить это на практике пока не решился никто. Единственный нашедшейся смельчак остановился на отметке 485 км/ч, благоразумно решив, что этого вполне хватит.
Вовсе необязательно быть богачом, чтобы стать обладателем супермотоцикла. Что и доказал британский инженер Ник Аржил, который своими руками собрал RapomV8 — самый мощный в мире мотоцикл с поршневым двигателем. Идея пришла к нему спонтанно: в аварии разбился его грузовик, двигатель с которого он решил использовать для нового хобби. Найдя единомышленников, он приступил к работе. В итоге у них вышло что-то вроде байкеровского «чоппера» с огромным мотором, сверху которого стоит еще и турбокомпрессор — помогающий ему развить мощность в 1200 л.с. На этом они и остановились: царь-мотоцикл выкатывают на различные выставки, однако устанавливать нем еще и рекорд скорости желающих нет.
Казалось бы, куда ещё дальше? Но энтузиазм одиночек не знает границ. Особенно в Австралии, где живут земляки Безумного Макса (
А вообще же все мотоциклисты неисправимы в своем оптимизме. Поэтому им нравится ощущать свежий воздух всем телом, а не одним только носом, и они не боятся авитаминоза.