Корейский барашек на казахской орбите
Качества нового корейского вседорожника «Мохав» тестируют на «пыльных тропинках» вокруг Байконура
![]() «Это всего лишь груды металла!» — оглядывая установку, неодобрительно резюмировала подружка американского туриста, который прибыл на Байконур исключительно ради того, чтобы стать свидетелем запуска пилотируемой ракеты. Должно быть, вспомнила, в какую сумму им обошёлся этот «космический» вояж. Сколько средств и сил потребовалось, чтобы возвести в глухой степи эти «груды» — первый в истории человечества космодром — можно только догадываться. Но сегодня, увы, многие жители Казахстана воспринимают Байконур не иначе как свалку драгметаллов, на которой можно неплохо наживиться. Фото автора |
«Шестнадцатый у десятого принял. Первый!». «Двадцатый у десятого принял. Приём!». Мы стоим на вертолётной площадке, в двух с половиной километрах от «Гагаринского старта». Всего через несколько минут отсюда будет запущен космический корабль «Союз-ТМ16», который доставит на МКС экипаж 21-й экспедиции. Помимо российского космонавта
За происходящим на стартовом комплексе пристально следят не только жители Байконура и журналисты. Кто-то прибыл в эту окутанную легендами космическую гавань из других городов и стран — исключительно ради того, чтобы стать свидетелем очередного запуска пилотируемого космического аппарата. Подсуетились и некоторые турфирмы: включили в спектр услуг трёхдневный тур на Байконур, в программу которого входит наблюдение за запуском.
С такого расстояния стартовый комплекс кажется почти игрушечным — вокруг километры голой степи, не за что зацепиться глазу, чтобы прикинуть масштаб. Конечно, космодром вовсе не случайно вырос в этой глуши. Место для строительства выбирали очень скрупулёзно. Наличие большой незаселённой территории стало решающим фактором. Учитывались также близость к экватору, к крупным водной и железнодорожной магистралям, подходящие погодные условия (в 1950-х в этих местах было не менее трёхсот солнечных дней в году). Всем этим требованиям соответствовал район разъезда Тюра-Там Кызылординской области Казахстана.
Пока я предаюсь размышлениям, каким, должно быть, значимым, грандиозным событием была полвека назад стройка первого в истории человечества космодрома, из установленных на вертолётной площадке динамиков всё чаще вырываются хриплые резкие команды, смысл которых для нас, непосвящённых в тонкости космической кухни, остаётся загадкой. Все объективы журналистских фотокамер направлены на площадку № 2. Остаются считанные секунды до старта. По некоторым причинам для меня освоение космоса жителями Земли всё ещё остаётся фантастическим предприятием, поэтому происходящее на площадке особенно волнует. «То есть, по-твоему, эти люди сейчас отправятся в иные миры?», — ухмыляется один из моих спутников. Да, именно так: в иные миры, а может даже — в параллельную реальность!
![]() Первого космического клоуна Ги Лалиберте отправили бороздить просторы Вселенной на «Союзе-ТМ16» с того же стартового комплекса, что и Юрия Гагарина. Фото автора |
К счастью, час томительного ожидания подходит к концу — ракета с пылающим хвостом, оставляя за собой клубы пыли, начинает уходить в небо. Сопровождается всё это непривычным резким звуком. Отделяется первая ступень. Зрелище продолжается секунд тридцать, пока «Союз» окончательно не скрывается из вида, оставив за собой лишь белоснежное облачко. Можно вздохнуть с облегчением.
Этот пуск на Байконуре стал логическим завершением автопробега «Mohave. Звёздный старт», участники которого в течение трёх дней бороздили казахские просторы на новых вседорожниках Kia. Полторы тысячи километров разбитых дорог по маршруту Астана-Караганда-Жезказган-Кызылорда-Байконур стали суровым испытанием не только для автомобилей, но и для водителей. Старт на Байконуре для корейцев символичен: с «Киа Мохав» они планируют выйти на новую орбиту. Президент
Пренебрегая возможностью вздремнуть несколько часов после ночного перелёта, я отправилась знакомиться с утренней Астаной и её обитателями. Улыбчивая девушка-портье, у которой я попыталась выяснить, в какую сторону нужно двигаться, чтобы добраться до центра, заверила меня, что лучше взять такси или проехать на автобусе. До старого города, мол, очень далеко.
Прикинув, что Астана, в общем, город не такой уж и большой — всего чуть больше полумиллиона жителей — и фраза «очень далеко пешком до центра» значит вовсе не то же самое, что подобная же, сказанная, к примеру, в Москве, я решилась всё-таки на пешую прогулку.
![]() То и дело в пути нам встречались небольшие стада лошадей. Казахская кухня богата блюдами из конины. Фото автора |
Река Ишим разделила ставший 12 лет назад столицей Казахстана город на две части. Новая Астана (активно растущее левобережье) вызывает противоречивые чувства. Обзорная башня Байтерек, небоскрёб Транспорт Тауэр, Дворец мира и согласия — всё высокотехнологично, всё современно, много стекла и металла, но с холодком, без души. Эта часть города выглядит необжитой, выставленной напоказ. Гулять по Астане старой (правобережной) — заглянуть на местный базар, разглядывать узоры фасадов старых домов, пройтись по скверам и набережной солнечным осенним утром, — куда приятнее, и можно было растянуть прогулку на весь день, но подошло время отправляться в путь.
Для трёхдневного тест-драйва нам предложили пять автомобилей разной комплектации — от базовой до самой навороченной. Пока есть несколько минут до старта и вседорожники аккуратно выстроены в ряд перед гостиницей, разглядываю автомобили снаружи. Мощная решётка радиатора, большие колёсные арки с накладками другого цвета, всё довольно лаконично, сдержанно. Новый корейский флагман не отличается выдающейся внешностью. Броский и незаурядный — не про него. Первый эпитет, который приходит в голову, — мощный. Возможно, из-за размеров: 4880 мм в длину (колёсная база — 2895 мм) и 1915 мм в ширину. В длину «кореец» превышает размеры вседорожников Nissan Pathfinder, Honda Pilot и Hyundai ix55. В ширину превосходит Ford Explorer, Nissan Pathfinder и Mitsubishi Pajero. Именно в этот класс полноразмерных вседорожников метит производитель.
Вообще, «Мохав» известен на североамериканском рынке как Kia Borrego, что переводится с испанского как «барашек». В США авто продаётся с 2008 года, в октябре продажи начнутся и в России. По совершенно очевидным причинам на российском рынке «кореец» будет представлен под другим именем — лишённом в русском языке негативных коннотаций. Выбор пал на название калифорнийской пустыни Мохаве, где расположился испытательный полигон компании Kia.
![]() Салон вседорожника представлен в нескольких вариантах: кожа, ткань или сочетание кожи и ткани. Фото: KIA Motors |
Автомобиль семиместный. Честно говоря, мне довольно сложно себе представить ситуацию, в которой потребовалось бы перевести шесть пассажиров без груза (или с довольно небольшим грузом). Но тем не менее «Мохав» на это способен. Чтобы увеличить багажный отсек, можно сложить не только третий, но и второй ряд сидений; объём багажника при сложенном третьем ряде — 1220 л.
Первые несколько часов поездки мне предстояло провести в роли пассажира второго ряда сидений. Пока мы ехали в сторону области по идеально выложенным дорогам Астаны, просторный салон так и манил возможностью вздремнуть. Специальный вход для iPod и USB-носителей, три 12-вольтовые розетки, отклоняющаяся спинка сидений второго ряда, широкий подлокотник с подставкой для бутылок — все эти приятные мелочи облегчают жизнь. Салон просторный и эргономичный, в дальней дороге это становится особенно ценным.
Стоило, однако, выехать за границы города, как испытуемому пришлось двигаться по совершенно иного качества дорожному покрытию, а мне — пристегнуть ремень безопасности и быть готовой прыгать на кочках. «Мохав» оснащён рамной конструкцией и независимой подвеской. До Караганды мы добирались на автомобиле с пружинной подвеской: слабые стороны её уже начинают проявляться, но настоящие испытания ещё впереди.
В следующие дни дорожное покрытие будет ещё хуже — я забываю пристегнуться на заднем сиденье, подпрыгиваю несколько раз и ударяюсь головой о потолок. Зато когда наш экипаж пересел на автомобиль с электронным управлением задней пневмоподвески, мы все облегчённо вздохнули и расслабились — поездка стала куда более приятной и менее травмоопасной. Конечно, невелика вероятность того, что будущие владельцы корейского вседорожника подвергнут его столь суровым испытаниям, но, тем не менее, пружинная подвеска — очевидный недостаток модели.
![]() Внедорожные свойства автомобиля испытывались в том числе и на дне высохшего солёного озера. Фото автора |
В первый же день путешествия нам предстояло преодолеть спецучасток — сотню километров степных и полевых дорог — и отметиться на всех компостерах. Маршрут проходил через несколько небольших деревушек. Порой меня не покидало ощущение, что поселения эти заброшены уже с десяток лет — если бы не люди, которые нет-нет да и появлялись то на почти утопших в земле лавочках, то в окнах покосившихся домов. Всего час езды от Астаны, и перед нами совсем другой Казахстан. Башня Байтерек или Транспорт Тауэр на этом фоне начинают восприниматься как мираж в пустыне, а то и как галлюцинация.
На спецучастке мы двигались по спортивному навигатору, временами съезжали с грунтовки и начинали бороздить казахскую степь. С ухабами и небольшими канавами «кореец» справлялся без затруднений. Случалось, что в этой безлюдной степи вдруг навстречу появлялся ещё один «Мохав». Это, в общем, странно, потому как двигаться, по задумке, мы должны были в одном направлении. То ли экипаж сбился с курса, то ли ребята настойчиво искали заветные компостеры — неясно. Но это как кадры из абсурдисткого фильма. Представьте себе — в салоне машины играет хаус, смеркается, голая степь да поля, усыпанные ржавыми чайниками и дырявыми тазами, которые наш экипаж в шутку прозвал «космическим мусором» ... и пара новеньких начищенных до блеска корейских вседорожника, мчащихся навстречу друг другу.
Первое, что мне довелось оценить по достоинству, добравшись до руля, это встроенный 3,5'' ЖК-дисплей на зеркале заднего вида. Когда сдаёшь назад на незнакомой дороге в тёмное время суток, совсем небесполезная опция. Лично мне вариант со встроенным дисплеем на зеркале показался более удобным, чем камера заднего вида, экран которой встроен в центральную консоль, как, например, на Nissan Teana — так и не удалось приучить себя, сдавая назад, смотреть не на зеркало, а на монитор.
Самым сложным оказался третий день испытаний — нам предстояло проехать наибольший отрезок пути, от Жезказгана до Байконура. Жезказган — металлургическое сердце Казахстана, здесь работает один из крупнейших на территории постсоветского пространства медных комбинатов. Так что город выглядит соответствующим образом — как декорация к фильму «Сталкер», ну или «Груз-200». Стоило немного отъехать от Жезказгана, как мы оказались на дороге, которую и дорогой-то назвать язык не повернётся. Такое ощущение, что здесь лет эдак 20-30 назад выложили асфальт и благополучно про него забыли. Выбоины, ухабы, щебёнка. Порой разбитый асфальт переходит в грунтовку, и «Мохав» оставляет за собой клубы пыли. Но позволить себе ползти 60 км/ч мы не можем, поэтому несёмся, не щадя машину, на 100–120 км/ч.
![]() Аттракционы в городском парке Байконура давно не работают. Фото автора |
Свернув за минеральной водой в придорожную чайхану, мы встретили весёлую компанию обедающих казахов. На нас — людей в красных куртках с символикой Kia, увешанных фотоаппаратами, камерами и бейджами, они реагировали довольно бурно — с большим энтузиазмом всей толпой принялись обнимать, фотографировать и расспрашивать. Возможно, приезжие здесь редкость. Мне, однако, подумалось, что эти люди были бы рады любым попутчикам. Плотность населения Казахстана — 5,5 человек на квадратный километр (в Германии, к примеру, около 230 человек). Порой поверить, что их хотя бы пять-шесть на километр совсем непросто — от Жезказгана до Кызылорды мы не встретили ни одного поселения.
Помимо разбитых дорог, во время пробега тестируемым автомобилям приходилось преодолевать ряд спецучастков — карабкаться по склонам холмов, проехаться по дну солёного озера, преодолеть трассу по побережью Сырдарьи. Если верить многочисленным опросам, критерии оценки автомобиля мужчинами и женщинами не совпадают. Для последних при выборе авто важную роль играет безопасность транспортного средства. Так что пока мои спутники пытаются нащупать предел возможностей вседорожника, я стараюсь разобраться, как обстоят дела с системами активной и пассивной безопасности автомобиля. В этом плане у «Мохав» — полный порядок. Автомобиль напичкан под завязку: двухстадийные подушки безопасности, шторки безопасности на боковых окнах для всех трёх рядов, дисковые тормоза с системой ABS, система электронного распределения тормозных усилий (EBD), система помощи при торможении (BAS), электронная система стабилизации движения (ESC), противозаносная система (TCS), и система мониторинга давления в шинах (TPMS). И ещё пара фишек в помощь водителю. Первая — DAC, система помощи при спуске с крутых склонов, которая активируется с помощью кнопки и автоматически поддерживает скорость 8 км/ч без нажатия на педаль. Вторая — HAC, система помощи при подъёме на них, удерживая тормоз на пару секунд, она предотвращает откат автомобиля назад на крутом склоне. К тому же часть элементов кузова усилена — передние и средние стойки, передняя панель, задняя часть днища.
В технических характеристиках автомобиля заявлен расход топлива при смешанном цикле от 10,2 л/100 км (трёхлитровый дизельный V6 мощностью 250 л.с., с шестиступенчатой АКПП) до 11,6 л/100 км (3,8-литровый бензиновый V6 мощностью 274 л.с., с пятиступенчатой АКПП), на деле вышло больше, но не значительно.
![]() Движение на крутых спусках облегачает система DAC (Downhill Assist Control), которая автоматически поддерживает скорость 8 км/ч без нажатия на педаль. Фото автора |
В целом от корейской новинки остались, скорее, приятные впечатления. Kia ассоциируется с простыми и доступными авто, «Мохав», в общем, претендует на большее. Хорошая управляемость и проходимость, разумный расход топлива, комфортный салон. Да, есть свои недостатки и рассматривать его как потенциального полноправного участника в сегменте полноразмерных вседорожников премиум-класса, надо полагать, ещё рано. Тем не менее доля вседорожников на российском рынке продолжает расти, увеличивается и спрос на дизель — по всей видимости, корейский флагман найдёт своего покупателя.
Элла Бикмурзина, 07.10.2009
Новости партнёров