Перо и палитра для здоровья души
В то время как некоторые считают гениальность психической болезнью, другие видят в ней скорее лекарство
![]() Одна из последних работ Исаака Левитана — «Озеро. Русь» (1899–1900). Картина осталась незавершённой. Репродукция с сайта
|
Страдание — это условие деятельности гения. Неужели вы полагаете, что Шекспир, Гёте, Платон или Кант творили бы, если бы обрели удовлетворение и довольство, если бы им было хорошо?Артур Шопенгауэр
О чём молчат экскурсоводы
Зайдите
Работники музеев и авторы
Нормальная ненормальность
Ненормальность гениальной личности для многих учёных вещь очевидная. Если обычные люди, по удачному определению немецкого психолога Эрнста Кречмера (
Известный психиатр
![]() Алексея Писемского терзали мысли о возможной гибели его семьи. Фото (
|
Букет душевных расстройств
Если говорить в общем, ненормальность бывает трёх видов. Самая лёгкая степень душевного расстройства — психопатия. Страдающих ею ещё называют акцентуированными личностями. Реакции акцентуантов на окружающий мир совпадают с реакцией здоровых людей, различаются только их степень и уровень болезненности. Например, совершенно естественно, что человек беспокоится о здоровье своих близких. Но у акцентуанта этот инстинкт будет болезненно гипертрофирован и приносёт ему массу страданий. Так,
Следующая степень заболевания души — это невроз. Невротик сохраняет полную ясность сознания и восприятия окружающего мира, но его реакции сильно отличаются от реакции здоровых людей. Классический пример — депрессия, когда человек, у которого, казалось бы, есть всё, погружен в отчаяние и безысходность. Такими были, например, Гёте и Хемингуэй (Ernest Miller Hemingway, 1899–1961). Неврозом могут быть ничем не мотивированные страхи, например, когда человек, сидящий дома в кресле, мучается от страха высоты так, будто он стоит на карнизе крыши. Так, Паскаль (Blaise Pascal, 1623–1662) всегда ставил за собой с левой стороны стул, за который время от времени судорожно хватался. Учёного мучил страх бездны, которая готова была, по его ощущениям, разверзнуться за его левым плечом. Фобиями также мучились Булгаков (1891–1840) и Фрейд (Sigismund Shlomo Freud, 1856–1939 ). К неврозам относят и неврастению, для которой характерны тяжелые переживания собственной неполноценности, какие испытывали
Наконец, существуют психозы. При них человек временами теряет связь с объективной реальностью живет среди собственных фантазий, что, как правило, приносит ему сильные страдания. В первую очередь, это касается шизофрении. В мире шизофреника часто сосуществуют абсолютно несовместимые вещи, антагонизмы, которых он не сознаёт. Нередки слуховые или зрительные галлюцинации. Кроме того, шизофреник обычно наделяет всё происходящее вокруг необычным, чаще зловещим, смыслом. При этом он верит, что постижение этого смысла доступно только одному ему. Так видели мир Ницше (
Кошки в глазах и воображении
Гоголь (1809–1852) унаследовал слабо прогрессирующую шизофрению от матери. Уже с детских лет он был заметно аутичен. Будущий гений молча сносил издевательства товарищей по гимназии, поводом для которых служила его неопрятность. Юного Гоголя ничто не интересовало, кроме тёмных глубин собственной души. Всегда рассеянный, почти сомнамбуличный, он отставал по всем предметам. Однако юноша был искренне уверен в том, что окружающие его люди ничтожны и не достойны его внимания. Гоголь мнил себя исключением не только в литературе, но и во всех других областях. Позже он был убеждён в том, что является пророком. Многие современники пишут в воспоминаниях, что
![]() В пятилетнем возрасте Гоголь утопил кошку: его напугали глаза животного, в которых он прочитал скрытую угрозу. Это ощущуение враждебности мира не покидала его в течение всей жизни. Фото (
|
Шизоидность проявила себя не только в поведении, но и в зловещем мироощущении писателя. Оно хорошо заметно уже в первых его мистических рассказах, вошедших в сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». То, что мы воспринимаем как побасенки, для Гоголя было источником реального страха. «Страшная месть» или «Вий» — это реальные кошмары писателя.
Бывало, Гоголь жаловался, что не может смотреть на идущих людей: ему все казалось, что они
Гоголевская шизофрения, может быть, не была бы столь мучительной, если бы не осложнялась
Временами он галлюцинировал, например, жаловался, что его желудок перевернут или что в нём находятся все известные бактерии. Но галлюцинации могли иметь и другой характер. Писатель всерьёз рассказывал, что чувствует в себе «много нравственной гадости», будто в нём живут разные полумертвые уроды с жутковатыми масками вместо лиц. И это не метафоры. Временами они полностью заполоняли гоголевское сознание, доводя писателя до исступления. Но, несмотря на страдания, гений благодарил за них Бога. Он расценивал это состояние как дар, как неисчерпаемый источник творческих образов. Ведь все персонажи «Мертвых душ» и «Ревизора» взяты именно оттуда.
Определение гоголевского творчества как «смеха сквозь слезы» давно стало штампом. Употребляя его, филологи имеют в виду, что Гоголь, как сатирический писатель, не только обличал пороки русского общества, но и переживал за его несовершенство. Они не задумываются о том, что у этого выражения есть и другой, более глубокий и более конкретный смысл.
Ещё одним симптомом психотии (психозов) может быть паранойя. Параноик отличается от шизофреника тем, что он неадекватен только в исходной посылке своего бреда (например, исходит из того, что его преследует ФБР). Все выводы из этой бредовой установки, как правило, совершенно логичны и, как говорят психиатры, «психологически понятны». Такими были Стриндберг (
Особое место среди психозов занимает эпилепсия. Это не только неожиданные припадки, но и помрачение сознания, сомнамбулизм и транс, как у Мольера (
Первый эпилептический припадок случился у Достоевского, когда ему уже было за тридцать — в 1854 году в Семипалатинске, где он жил на поселении после каторги. С того момента припадки происходили в среднем
Но несмотря на все страдания, которые ему доставляла эпилепсия, писатель боялся её полного прекращения. Дело в том, что за несколько секунд до приступа он впадал в экстаз. Достоевский говорил, что в этот момент на него снисходило чувство полной гармонии в себе и в мире. «Не знаю, — объяснял он, — длится ли это блаженство секунды или часы, или месяцы, но, верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него».
![]() Профессор Марк Бурно считает, что облегчение психических страданий через творчество — это универсальный механизм защиты организма. Если научить пациентов творить — это облегчит их внутренний дискомфорт. Фото (
|
Медитация над болезнью
Итак, к чему же мы пришли? К тому, что гениальность можно рассматривать как следствие психического расстройства. Полагать, что к творчеству побуждает ощущение духовного покоя и комфорта — это большая ошибка. Творческий процесс гения в большинстве случаев сопровождается чувством дискомфорта. Даже Тургенев (1818–1883), один из самых «нормальных» писателей, работая, запирался в комнате, где часами ходил из угла в угол и стонал. Бетховен (
Из изучения душевных проблем гениев пытаются извлечь и практическую «пользу», а полученные данные используют в психотерапии.
Принято считать, что российская психиатрия и психотерапия за годы господства марксистской методологии безнадежно отстала от остального научного мира. В первую очередь, сетуют на отсутствие русской школы психоанализа. Но мало кто знает, что у нас были и существуют не менее интересные методики, которые не имеют аналогов на Западе.
Речь идёт о так называемой
Однако рисовать, лепить или писать стихи может не каждый, поэтому в ТТС есть особый метод творческой работы с текстом или произведением искусства. Сначала человек, страдающий, например, депрессией, постепенно изучает свою болезнь. Ему объясняется вся клиническая картина того, что с ним происходит. А потом он знакомится с жизнью и творчеством тех талантов, которые страдали схожим недугом. Начинается своеобразная медитация. Больной вникает в их биографию и начинает узнавать сам себя в творении другого человека. Образы, формы или идеи, рождённые гением как сублимация страдания, оказывают на психику того, кто их «вдыхает», схожее анестезирующее действие. Эндорфины выделяются — это признанный факт. Пациента покидает чувство безысходности и одиночества. Он понимает, что его болезнь не бессмысленна, она дает ему ключ к самым высоким тайнам мировой культуры, к красоте (далеко не всем здоровым людям дается такая степень постижения).
Механизм может быть ещё более усложнен, когда пациент вникает в суть теории характеров, которой придерживается Бурно, и начинает искать родственные себе души не только по болезни, но и по складу личности. Огромную роль здесь играет обстановка специально собираемых профессором групп, создающих для пациентов обстановку душевного комфорта, взаимопонимания и искренней заинтересованности каждого из присутствующих в конечном результате процесса. И, безусловно, сама личность этого очень уважаемого ученого. Так бывает, когда личность организатора на 50% предваряет успех. ТТС помогает. Конечно, далеко не всем. Лучше всего она сказывается на дефензивных (слабых и ранимых) акцентуантах. Но человек, страдающий сильной депрессией, попав в такую обстановку, пусть на несколько часов, но почувствует, что его жизнь наполняется смыслом.
Павел Котов, 13.10.2008
Новости партнёров