В здоровом теле здоровый дух, учат нас с раннего детства, стараясь привить любовь к спорту и активному образу жизни. Дух человека и его тело, бесспорно, связаны, но связь эта сложная, и только сейчас учёные постепенно начинают понимать её механизм и ищут ответ уже на более конкретный вопрос: как взаимодействуют иммунная и нервная системы и как эмоциональное состояние человека влияет на его физическое здоровье?
Ещё древние врачи отмечали, что эмоциональный фон человека отражается на его здоровье. Так, грек
Одним из пионеров в этой области был американский психофизиолог Уолтер Кеннон (
Многочисленные наблюдения за людьми демонстрировали, что больные в состоянии психических растройств хуже отвечают на вакцинацию : у них число защитных белковых антител в ответ на введение вакцины заметно снижено по сравнению с душевно здоровыми людьми.
Первые же эксперименты в области психонейроиммунологии — области медицинской науки, изучающей взаимодействие иммунной и нервной систем, — были проведены в 1975 году американскими учёными Робертом Эйдером (
Позднее были найдены нервные пути, которые оканчиваются на
Многочисленные статистические данные указывают на то, что люди, которые оптимистично смотрят на жизнь, обладают более крепким здоровьем, но основы этого феномена долгое время не были понятны.
В
Через шесть месяцев после вакцинации испытуемые с повышенной активностью в левом полушарии мозга показали большее число антител к вирусу гриппа, то есть вакцинация прошла более успешно. Известно, что люди с высокой активностью в правом полушарии мозга более подвержены негативным эмоциям, чем те, чей мозг более активен в левом полушарии. Так что быть оптимистом действительно выгоднее, даже иммунная система у них работает лучше.
Существует и обратная связь: больное тело влияет на функции мозга и может даже привести к развитию душевных расстройств. В начале ХХ века была предложена «инфекционная теория психоза», согласно которой движущий фактор развития таких расстройств, как шизофрения, — бактериальные инфекции. Инфекции, полученные ещё в утробе матери, могут увеличить риск развития шизофрении во взрослом возрасте. Но ведь далеко не все дети, перенёсшие инфекции, становятся шизофрениками. Очевидно, что связь здесь не столь однозначна.
Большую часть мозга составляют клетки так называемой
Например, Шванновские клетки обёртывают, покрывают отростки нервных клеток, обеспечивая проведение нервного импульса (подобно кабелю, который имеет проводящий стерженёк, но покрыт изолентой). Другие типы клеток выполняют опорную, защитную, питательную функции, выделяют физиологически активные вещества. Считается также, что без глиальных клеток невозможна регенерация переферической нервной системы, невозможно восстановление нервной ткани после повреждения.
Если у человека во время инсульта происходит значительное повреждение глии, то прогноз для таких пациентов плохой. Интересно, что особый тип клеток глии — так называемая микроглия — берёт начало от клеток иммунной системы (моноцитов и макрофагов). Неудивительно, что развитие иммунной реакции (например, в ответ на вирусную или бактериальную инфекцию) неизбежно сказывается на функциях мозга. Мы чувствуем усталость, отсутствие интереса к окружающему миру, впадаем в апатию, не можем сфокусировать внимание. В это время микроглия мозга вырабатывает особые вещества — цитокины. Это коммуникативные молекулы иммунной системы, медиаторы иммунной реакции. В норме их уровень в мозге ничтожно мал, но при запуске иммунного ответа содержание цитокинов в микроглии резко повышается, что и приводит к угнетённому состоянию.
Интересно, что инфекции в раннем возрасте (включая инфекции на третьем триместре в утробе матери) приводят к так называемому «праймингу» микроглии (microglial cell priming). Это означает, что последующая инфекция будет вызывать ещё больший иммунный ответ и ещё большее угнетение функций мозга.
Такая связь между первичной инфекцией и последствиями во взрослом состоянии была показана в исследованиях под руководством Стэйси Билбо (
Если животное способно запоминать, то в следующий раз при помещении в куб крысёнок будет замирать в ожидании негативного ощущения. Через несколько недель эксперимент повторили. Только в этот раз крысята, которые получали инъекцию физиологического раствора, были разделены ещё на две группы: одна из них опять получила физиологический раствор, вторая же — в первый раз столкнулась с инъекцией ЛПС. Крысята к этому моменту уже подросли, поэтому их можно считать моделью юношеского возраста у человека. И первая, и вторая группа крысят были способны запомнить куб и ожидали удара тока в замирающей позе.
Крысята, которые в раннем возрасте получили инъекцию ЛПС, теперь тоже подросли и тоже были разделены на две новые группы. Одна получила физиологический раствор и была способна запомнить негативный опыт в кубе. Оставшаяся группа животных получила инъекцию ЛПС второй раз в своей жизни, и эти животные были не в состоянии запомнить тот факт, что в кубе их поджидает опасность. У животных, которые пережили иммунный ответ в раннем возрасте, а затем в юношестве, были обнаружены проблемы с памятью. Если таким животным ввести блокаторы образования цитокинов, то крысята будут лучше запоминать и будут лучше адаптироваться к новым условиям.
Описанные эксперименты породили много вопросов и опасений. Первый из них — это вопрос вакцинации детей. Стоит ли делать вакцину, не приведёт ли она к праймингу глии и последующему сильному иммунному ответу на безобидную простуду? Второй вопрос — это вопрос о том, насколько возможно предсказание нарушений когнитивных функций у детей, переживших инфекции в раннем возрасте? Эти проблемы активно изучаются, но пока прививки всё-таки рекомендованы к проведению.
Остаётся не совсем понятно, зачем во время болезни наш мозг «отключается»? Каков физиологический смысл такого отключения? Одна из гипотез заключается в том, что болезни в молодом возрасте помогают «выточить» мозг. Дело в том, что во время развития в мозге формируется множество контактов (синапсов) между нервными клетками. Если развивать какой-либо навык, то синапсы, ответственные за него, становятся сильнее, а ненужные контакты постепенно сходят на нет. Во время болезней мы используем только самые нужные контакты, необходимые для выживания. Остальные же не удерживаются и оказываются менее важными на данный момент. Так мозг постепенно «вытачивает» свои функции, оптимизирует клеточные контакты.
Связь состояния иммунной системы и мозга прослеживается и в других областях. Так, мощный иммунный ответ может повлиять на развитие болезни Паркинсона, болезни Альцгеймера, рассеянного склероза, нейродегенеративных состояний, вызванных вирусом иммунодефицита человека. Иммунные пути можно использовать для коррекции перечисленных нарушений. Один из самых простых подходов — это блокирование выработки цитокинов. Однако эти молекулы необходимы для базового функционирования нервной ткани и организма в целом, поэтому приходится искать более утончённые методы влияния. Если говорить об обратной связи, то антидепрессанты могут быть использованы не только для лечения душевного расстройства, но и для коррекции аутоиммунных нейритов.
Вообще, изучение сложных механизмов взаимодействия между разными системами организма позволяет учёным надеется, что удастся найти обходные пути в лечении тех серьёзных болезней, где прямые методы воздействия показали себя неэффективными.