Стрельба по хорошему обществу
Вполне успешные жители вполне процветающих государств все чаще страдают от удивительного недуга — они ненавидят всё человечество
![]() Фотография сделана возле Алабамского университета в тот день, когда преподавательница Эйми Бишоп, открыв пальбу на заседании кафедры биологии, убила троих коллег и стольких же ранила. Фото (
|
Мы привыкли к ежедневным сообщениям о жертвах войн и терактов, к обилию криминальной хроники на экранах телевизоров: ХХ век привил человеку определенный иммунитет к шоку. Однако в последние два десятилетия на мир обрушилась волна жестоких преступлений, поражающих своей неожиданностью и, казалось бы, абсолютной беспочвенностью. В добропорядочных и благонадежных гражданах, живущих вполне безбедной жизнью, «ни с того ни с сего» вспыхивает небывалая агрессия, направляемая на окружающих.
Офисные работники открывают огонь по коллегам, студенты стреляют в однокурсников, успешные бизнесмены совершают самоубийства, предварительно
12 февраля 2010 года в Алабамском университете (
Дальнейшие события восстанавливаются по показаниям свидетелей, переживших те события. По их словам, с начала собрания прошло уже более получаса, как вдруг Эйми Бишоп, все это время тихо сидевшая на своем месте, достала из сумочки пистолет и начала стрелять. «Это было похоже на казнь, — рассказывает профессор Дебра Мориарити (Debra Moriarity), также присутствовавшая на собрании. — Мне показалось, что она сейчас методично перестреляет нас всех, одного за другим».
![]() Мемориал возле Университета Северного Иллинойса жертвам 27-летнего аспиранта Стивена Казмирчака. Фото (
|
Другой профессор вспоминает, что Бишоп начала стрелять с тех, кто оказался ближе к ней, и всякий раз целилась в голову. Доктор Мориарити попыталась остановить коллегу, закричав: «Пожалей моих детей!» В ответ Бишоп обернулась, наставила оружие на Мориарити и нажала на спуск, но выстрела не последовало: пистолет заклинило. Как рассказывает Мориарити, после осечки на лице Бишоп, до сих пор абсолютно ничего не выражавшем, отразилось недоумение. Она покинула зал, где оставила троих убитых и столько же раненых, выбросила ставший бесполезным пистолет и вышла на улицу, где и была арестована. Когда вечером того же дня Бишоп перевозили в окружную тюрьму, она, по словам очевидцев, повторяла: «Нет, не может быть. Этого не было. Никто не погиб».
Это событие вызвало шок как у тех, кто узнал о нем из СМИ, так и у знакомых Эйми Бишоп. Позже выяснилось, что она двадцатью годами ранее застрелила из ружья своего брата, но не была привлечена к ответственности: убийство признали «случайным».
Криминального прошлого, однако, не было у 27-летнего аспиранта Стивена Казмирчака (Steven Kazmierczak), который 14 февраля 2008 года вошел в одну из аудиторий Университета Северного Иллинойса (
Сам по себе факт лечения у психиатра, однако, еще мало о чем говорит: по данным американского Национального института психиатрии (
![]() Надпись на кружке: A prozac a day keeps the voices away. Антидепрессант «прозак» увеличивает уровень серотонина в мозгу. Это важный нейромедиатор, низкий уровень которого связан с неконтролируемой агрессией и депрессией. Американский философ и социолог Фрэнсис Фукуяма в книге «Наше постчеловеческое будущее» пишет о том, что около 10% населения США принимают «прозак» и его аналоги. Фото (
|
Впрочем, американский психотерапевт Гэри Гринберг (Gary Greenberg), автор книги «Массовое производство депрессии» («Manufacturing Depression»), считает, что депрессивные и тревожные состояния представляют
Но сказать, кто болен сильнее, человек или общество, не так-то просто. Еще Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud, 1856–1939) ставил свой знаменитый диагноз обоим: цивилизация, являющаяся величайшим достижением человека, парадоксальным образом делает его несчастным и превращает в невротика.
В итоге сегодня сорока миллионам американцев поставлен тот или иной диагноз, подразумевающий склонность к различным тревожным состояниям, а клиническая депрессия (
Именно клиническую депрессию в свое время определили у Сынхи Чо (Seung-hui Cho), 23-летнего студента-филолога Виргинского технологического института (
Знакомые описывали Чо как до странности молчаливого человека, который не отвечал на приветствия и мог полностью игнорировать окружающих. Вместо подписи Чо иногда ставил вопросительный знак, а временами представлялся «Вопросительным Знаком» и при знакомстве. Его стихи и сочинения по литературе были проникнуты ужасающе мрачными и жестокими настроениями, однако не могли явиться причиной для каких-либо мер, так как «не содержали прямых угроз». В своеобразном завещании, которое Чо оставил накануне трагедии, он обрушился на «богатеньких маменькиных сынков» и «мажоров», написав: «Именно вы заставили меня это сделать».
Родители Чо переехали в США из Южной Кореи в 1992 году и с тех пор отчаянно пытались «стать не хуже людей». Через пять лет семья сумела добиться желаемого положения в обществе, поселившись в престижном вашингтонском пригороде. По мнению доктора психологии Мэдлин Левайн (
Другой эмигрант, 43-летний нигериец Питер Одигизува (Peter Odighizuwa),
![]() Зак Фейлер (Zach Feiler) — один из школьников, выживших в перестрелке в школе Коламбайн. После окончания школы он завербовался в морскую пехоту и служил в Ираке. В дальнейшем Зак планирует работать в правоохранительных органах, чтобы не допустить повторения того, что было в его школе. Фото: Cpl Mark Sixbey |
Однако имеющихся общих черт явно недостаточно для того, чтобы нарисовать на основе всех подобных случаев портрет будущего «социального убийцы». Дети из приличных семей, как правило, находят свою дорогу в жизни, эмигрантам очень часто удается сделать успешную карьеру на новой родине, а страдающие от депрессии далеко не всегда хватаются за оружие.
Много гипотез высказывается и по поводу массовых убийств в общеобразовательных школах, когда преступниками становятся дети, расправляющиеся со своими одноклассниками: в США подобные случаи
Самым известной из этих трагедий — унесшая пятнадцать жизней перестрелка в Коломбинской средней школе (
Ричард Арум (
Пока современные исследователи хранят молчание, пытаясь осмыслить новый феномен, остается строить догадки и обращаться к классикам мысли ХХ века. Если принять теорию французского философа Мишеля Фуко (
В США человек, желающий занимать достойное место в обществе, попадает в сложную систему — если не сказать «паутину» — кредитов, выплат, задолженностей и обязательств, заложником которой он становится на всю жизнь. Если же американский гражданин не вписывается в эту схему, он принадлежит либо к непривилегированным этническим меньшинствам, либо к той категории, которую в Америке называют «white trash» («белые отбросы»): необразованные люди, занимающиеся неквалифицированным трудом и часто не имеющие полноценного жилья. Третьего не дано. Безвозвратно ушла в прошлое эпоха хиппи, которые порывали с условностями, мирно протестуя против капиталистических стандартов и проповедуя жизнь согласно ценностям восточной философии. Теперь конфликт с системой выливается в самые отчаянные, трагические и, казалось бы, совершенно неожиданные поступки.
Такое положение вещей становится все более актуальным и для других развитых стран: в начале XXI века «беспричинная» стрельба в американском стиле уже успела несколько раз потрясти Германию и Финляндию. Во всех случаях речь шла о подростках и молодых людях, жертвами которых стали их однокашники и учителя. Вероятно, психически неуравновешенные индивидуумы изливают свой гнев на учебные заведения именно потому, что видят в них инструмент той самой социализации, которая вызывает в них такой глубокий личностный разлад. Разумеется, свою роль играет и тот факт, что в подражании нашумевшим преступлениям они видят единственный способ выделиться из толпы. Остается с тревогой ждать продолжения американского сценария — когда за оружие возьмутся те, кто, казалось бы, уже давно нашел в жизни вполне подходящую нишу.
![]() Типичное жилище не нашедшего свое место в жизни американца — старый автобус, загнанный к лесу. Фото (
|
В России, как обычно, все по-другому и казусы вроде стрельбы в одноклассников или в толпу в универсаме, по счастью, носят пока совершенно единичный характер. Но поводов для радости немного. Норвежский социальный антрополог Финн Сиверт Нильсен (
Думается, с тех пор мало что изменилось: в нашей стране измерение, в котором функционирует хорошо отлаженный государственный механизм, фактически не существует в пространстве индивидуального бытия человека, и от последнего никто не ожидает тотального соответствия заданным стандартам. Вспышки немотивированного насилия, тем не менее, происходят регулярно — но они давно ассоциируются с такими солидными государственными институтами, как армия и милиция, и совершенно лишены «эффекта неожиданности».
Анна Фартушная, 24.03.2010
Новости партнёров