Туринский приют главной тайны тамплиеров
Ключ к одной из загадок непризнанной реликвии христианского мира спрятан в проповеди референдария храма Святой Софии Григория
![]() Это фотокопия Туринской плащаницы, находящаяся в Кафедральном соборе Турина. Подлинник хранится в специальном контнйнере из пуленепробиваемого стекла. Фото (
|
430 лет назад, 14 сентября 1578 года, прекратились полуторатысячелетние скитания погребальных покровов Спасителя. Они наконец обрели покой в кафедральном соборе Турина. Однако споры по поводу Туринской плащаницы не окончены до сих пор. Три самых известных реликвии христианского мира — плащаница, чаша Грааля и копье Лонгина — не признаются в таком качестве ни одной из основных христианских церквей, но все они вызывают огромный интерес и у верующих, и у ученых. Радиоуглеродное исследование ткани плащаницы, проведенное по инициативе римской курии в 1988 году, должно было всех примирить, поскольку окончательно стало ясно, что плащаницу создали не ранее 1260-го и не позднее 1390 года. С тех пор её официальный статус в католическом мире — статус иконы, а не реликвии. Но загадок все равно остается много. Сказать когда не значит ответить на вопрос «как?». Одни пытались доказать, что плащаницу можно было нарисовать краской, другие утверждали, что для этого нужна яркая вспышка, как при ядерном взрыве. Столь же запутана и история странствий этой реликвии
Не просто саван?
Несмотря на результаты радиоуглеродного анализа и официальную позицию церкви, по мнению многих верующих и ряда специалистов, плащаница, хранящаяся в соборе святого Иоанна Крестителя в
Длина плащаницы составляет 4 м и 36 см (часто ее округляют до 4 м и 40 см), а ширина — 1 м и 10 см. Рисунок льняной ткани известен среди текстильщиков как «гарингбон» (herringbone twill) — «селедочная кость», или простая елочка. Это плетение используется в ткачестве до сих пор.
Однако на «елочке» обыкновенность савана заканчивается, ибо на ткани присутствует слабый желтоватый отпечаток мужского тела — вид спереди на половине, покрывавшей тело сверху, и вид сзади, на половине, касавшейся тела снизу. Руки человека сложены в запястьях и прикрывают чресла. Если оба изображения совместить в ортогональной (боковой) проекции — получится трехмерное изображение погребенного. Особенность изображения состоит в том, что получено оно не в результате использования красителей, а как если бы саму ткань подвергли некой тепловой обработке.
Отпечаток — или изображение — воспроизводит образ высокого (175–188 см) мужчины с довольно развитой мускулатурой, носившего усы, раздвоенную бороду и волосы до плеч, которые он расчесывал на прямой пробор. На ткани также сохранились красновато-коричневые пятна — следы крови. Они точно соответствуют тем ранам, которые, по свидетельствам евангелистов, получил Христос во время своих страстей.
Лоб и кожа головы отмечены проколами от тернового венца (сразу скажем, что пытка терновым венцом не была распространенной, и вне истории Христа не встречается), а лицо распухло в результате избиения, на правой щеке даже виден внушительный синяк. С правой стороны грудины присутствует след от удара копьем с частицами крови и лимфы — в точности по Евангелию от Иоанна. На спине хорошо видны следы бичевания римской многохвостой плетью — флагрумом. Правое плечо, на котором приговоренный к распятию должен был нести крест, натерто. На правом запястье — круглый след от гвоздя со следами крови. Левое запястье располагалось под правым и, соответственно, следа крови не оставило. Грудина покойного расширена, как если бы жертва отчаянно пыталась втянуть воздух в легкие, что типично при гибели на кресте. Совпадает с библейской историей и то, что ноги жертвы целы. Дело в том, что для ускорения смерти распятых римляне наносили им «удар милости» — перебивали ноги. Висение на руках без опоры на ноги приводило к скорому отеку легких, и приговоренные умирали быстрее. Христу «удар милости» не понадобился: римские солдаты решили, что Иисус мертв. Наконец, обе ступни проткнуты единым штырем.
![]() «Снятие с креста» Джованни Батиста Делла Ровере (между 1623 и 1630). В своей работе итальянский художник руководствовался книгой Эмануэле Филиберто Пиньоне «Евангельский синдон» (1581). Пиньоне первым в Европе реконструировал ближневосточный метод заворачивания покойного в погребальный саван: не сбоку, а сверху. Именно поэтому тело покойного отпечаталось на плащанице голова к голове |
Несет на себе плащаница и другие свидетельства истории. В частности, следы пережитого ею в 1532 году пожара — обожженные участки, где ткань вступила в контакт с расплавленным серебром ковчежца, и большие пятна от воды. Хорошо видны на ткани и складки, самая заметная из которых находится прямо под подбородком лика распятого.
Одиссея чудотворного синдона: от гробницы до Константинополя
Впервые плащаница была упомянута в Евангелии от Иоанна (20: 4–9): «…Вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. […] И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел [во гроб]. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал». Здесь «другой» — сам евангелист Иоанн.
И всё, больше никаких сведений, если не считать апокрифические свидетельства о том, что Иосиф Аримафейский спрятал плащаницу в
Речь, в первую очередь, идет о сообщениях, касающихся так называемого «Эдесского мандилиона» (от греческого mandias — «платок, полотенце, убрус»). В католической традиции он называется «Платом Вероники», а в православной — «Спасом Нерукотворным». По описаниям, это был прямоугольный кусок ткани, на котором отпечатался лик Спасителя — первая икона.
Западная и восточная легенда о мандилионе не совпадают. В восточной (византийской) традиции появление убруса связано с
Первое письменное свидетельство о плащанице относится к III веку и принадлежит перу
По сообщениям хронистов, мандилион «всплыл» сам в 525 году, когда случился сильный разлив Дайсана (притока Евфрата). При ремонте пострадавших от воды ворот Эдессы в стене над входом нашли некую ткань, несущую на себе изображение мужского лица. Это вполне мог быть Нерукотворный Спас — ведь именно после этой находки Эдесса становится центром христианского паломничества. Более того, после 525 года радикальным образом меняется и иконография Иисуса Назарянина. Безбородого античного юношу с белокурыми локонами сменяет черноволосый и чернобородый мужчина семитского фенотипа, как окажется потом — соответствующий изображению на убрусе. Кстати, православная традиция помещать над воротами монастырей и крепостей образ Нерукотворного Спаса происходит именно отсюда.
В 944 году референдарий храма
![]() Эдесса. Крепость крестоносцев (XII век). Город был отвоеван у мусульман в 1098 году, во время Первого крестового похода. Один из руководителей крестоносцев — Балдуин Бульонский —превратил его в столицу нового государтсва — графства Эдесского. На протяжении всего своего короткого существавания (46 лет) графство постоянно находилось в состоянии войны с мусульманами. В 1144 году Эдессу взяли штурмом и разрушили сельджуки. Спустя века бурной истории, когда город переходил из рук в руки, Эдесса была заново отстроена турками в XVII веке. Фото (
|
Западная легенда о мандилионе иная. В соответствии с ней, во время крестного пути на Голгофу благочестивая женщина по имени Вероника подала Христу платок, чтобы Он мог утереть лицо, в результате чего на ткани и осталось изображение Спасителя. При помощи этого Плата Вероника потом исцелила императора Тиберия (Tiberius Claudius Nero, 42 до н.э. – 37 н.э.). Основное отличие Плата Вероники от Эдесского мандилиона — в выражении лица Иисуса. Если Нерукотворный Спас — это само спокойствие, то Плат Вероники — это страдание (к тому же Христос изображен на нем в терновом венце). Однако историчность Плата подвергается большому сомнению: Вероника была еврейкой, но её имя «сконструировано» из латинского vera — «правда» и греческого icon — «образ». Значит, это более поздний, уже «идеологизированный» персонаж. Кстати, путешествия Плата Вероники практически никак не документированы, а хранится он сейчас в соборе итальянского города Маноппелло (
Во время Четвертого крестового похода, когда Христово воинство разграбило Константинополь (1204), мандилион пропал. После этого он возникнет в письменной истории только в 1357 году. Где эдесская реликвия находилась все это время — точно никому не известно.
Дело об Иисусе, Великом магистре и Бафомете
Некоторые исследователи полагают, что все это время плащаница хранилась у рыцарей ордена тамплиеров: как-никак, именно они были главными финансистами Четвертого крестового похода. Есть версия, что сначала нерукотворный образ попал в их сокровищницу в
Причастность тамплиеров к приключениям плащаницы так похожа на истину, что даже было высказано предположение, будто человек, изображенный на синдоне, — не кто иной, как сам Жак де Моле, ведь страдания, которые он претерпел в застенках, были столь же ужасны, как страсти Христовы.
Однако подобное предположение не выдерживает критики. Человеку, отпечатавшемуся на плащанице, около тридцати лет, а Жаку де Моле было семьдесят. И все же версию о причастности рыцарей Храма к плащанице поддерживает еще один факт. В 1944 году немцы бомбили среди прочих объектов небольшой южно-английский городок Темплком (
Дядя, жена и прочие родственники
Плащаница вновь была явлена миру лишь в 1357 году, когда вдова графа Жоффруа де Шарни (
![]() «Плат св. Вероники». Ханс Мемлинг (1483). Имя св. Вероники не встречается в ранних церковных мартирологах — списках признанных мучеников с указанием дней их поминовения. Из-за этого иногда даже накладывался запрет на служение литургий в ее честь. Плат, который хранится в капуцинском монастыре в Маноппелло католическая церковь официально не считает подлинным. Поэтому, когда в сентябре 2006 года папа римский Бенедикт XVI посетил обитель, его визит был назван «частным паломничеством, о котором Йозеф Ратцингер мечтал, еще будучи кардиналом» |
Существует и другая версия истории появления синдона в Европе, тоже связанная с родом Шарни. Согласно этой гипотезе, в первой половине XIII века плащаница находилась в
Сторонники этой версии утверждают, что после разграбления Константинополя крестоносцами синдон попал к бургундскому рыцарю
Все, что осталось у короля
Как бы то ни было, в 1357 году плащаница уже находилась в Шампани и была выставлена в лирейской церкви Святой Марии. Уже тогда вокруг покрова разгорелись бурные споры. Так, епископ Труа Пьер д’Арси (Pierre d'Arcis), в чей диоцез входил Лирей,
К середине XV века род Шарни пришел в упадок. Тогда внучка Жоффруа де Шарни Маргарита в 1443 году взяла убрус из лирейской церкви (за что местные каноники позже предали ее анафеме) и отправилась в странствие по Европе, в надежде обменять святыню на кров и дом при каком-нибудь дворе. Ее похождения продолжались десять лет и завершились благодаря
В 1464 году папа
Когда в 1946 году последний итальянский король из Савойской династии
Сейчас плащаница находится в Кафедральном соборе Турина. Она хранится в заполненном инертным газом ковчеге из пуленепробиваемого стекла. Ее оберегают от света и поддерживают в помещении нужный температурный режим. Реликвия выносится к верующим раз в четверть века. В последний раз это произошло в 2000 году, когда бесценную реликвию увидели более миллиона человек.
Динара Дубровская, Павел Котов, 20.09.2008
Новости партнёров