Долгие годы пример Германии служил для Европы образцом глубоко критического отношения к своему прошлому, примером мучительной и трудной работы по преодолению нацизма . В самом деле, немцы опубликовали миллионы книг, создали сотни мемориальных комплексов и музеев, установили тысячи памятников и памятных знаков, создали обязательные программы для школьников огромное пространство культурной памяти о преступлениях национал-социализма.
Но самый главный вопрос, который при этом ставило для себя германское общество, заключался в следующем: может ли национальное самосознание строиться на отрицании своего прошлого, породившего чудовищные преступления против человечества?
И до сих пор, спустя уже шестьдесят два года после оккупации Берлина советскими войсками и капитуляции Германии, ни одна историческая эпоха не вызывает в стране такой острой дискуссии, такой эмоционально окрашенной полемики, как все, что связано с национал-социализмом.
Конечно, вопрос об отношении к прошлому, о конструировании национальной памяти всегда надо рассматривать в контексте разных поколений. И на примере Германии это видно очень отчетливо.
Первое поколение исторических свидетелей это те, кто родился между 1905 и 1910 годами, поколение прямых виновников и соучастников. В большинстве своем они сознательно выбрали и поддержали Гитлера. И после поражения Германии эти люди, как правило, были неспособны к рефлексии по этому поводу и вообще отрицали свою вину. В лучшем случае, утверждалось, что виноват только Гитлер, обманувший нацию, не оправдавший немецких надежд. В худшем случае говорилось, прежде всего, о вине союзников, подвергавших беспощадной бомбежке германские города , о навязанном победителями правосудии в Нюрнберге, о миллионах немецких беженцев из Восточной Пруссии , Силезии , Судетов. У многих в памяти, наверное, сохранилась убедительная сцена из знаменитого фильма Стенли Крамера
С невероятной обидой люди этого поколения особенно культурная элита переживали процесс денацификации, которому их подвергли союзники. Среди обиженных были и знаменитые дирижеры, и актеры, и многие крупные фигуры немецкой науки и искусства. Один из наиболее ярких примеров судьба знаменитого актера и одного из главных театральных деятелей нацистской Германии Густава Грюндгенса (
Однако, пережив легкий испуг, большинство из них вернулось на свои места в немецкой элите эпохи Аденауэра (
Тех, кто родился в 19251930 годах, можно назвать поколением свидетелей, или скептическим поколением как их принято называть в Германии. Большинство из них попали в армию в самом конце войны, подверглись массированной идеологической обработке и приобрели мощную коллективную идентичность в
Но, пройдя через потрясение крушения веры и в гораздо меньшей степени испытывая жалость к себе, чем предыдущее поколение, большинство из них с начала 1960-х годов все громче выступает с требованием расчета с прошлым. И этот расчет начался, прежде всего, через создаваемую этими людьми литературу, искусство, кино. Это Генрих Белль (
Однако главное поколение немецкого расчета с прошлым это те, кто еще моложе, кто родился в конце войны или сразу же после нее. Именно они составили костяк движения протеста 1968 года, резко выступившего за осознание немцами своего прошлого и признания своей вины. Это они испытали шок от увиденных документальных съемок освобождения концлагерей, именно они стали главными читателями антивоенных романов и требовали удаления из университетов всех людей с нацистским прошлым.
Под давлением этой, более молодой части немецкого общества, с начала 1960-х годов в Германии проходят уже немецкие процессы над палачами Освенцима, Заксенхаузена и других концлагерей. До сих пор этим людям удавалось, сплошь и рядом, сравнительно благополучно существовать в аденауэровской Германии, часто даже под своими настоящими именами.
Холокост и Освенцим стали символом того, что предстояло осознать немецкому обществу спустя двадцать лет после 1945 года. Именно на этой волне канцлер Вилли Брандт (
Сегодня поколение 1968 года уступает свое место последующим двум поколениям немцев, которые, с одной стороны, не имели собственного опыта соприкосновения с национал-социализмом, а с другой стороны, уже с самого детства оказывались в пространстве мощной культурной памяти о преступлениях Гитлера, созданной за эти годы в немецком обществе.
Работа по преодолению своего прошлого это тяжелый и мучительный труд, и все последние десятилетия Германию много раз сотрясали весьма эмоционально окрашенные споры о том, что это такое с немцами было и как это могло произойти.
В 1984 году вспыхнул знаменитый «спор историков» вокруг книги «Европейская гражданская война (1917-1945): Национал-социализм и большевизм» Эрнста Нольте (
Наше государство состоялось , писала в дни 40-летнего юбилея образования ФРГ одна из крупных немецких газет. И это означало отнюдь не только признание экономических и политических успехов, но и подтверждало тот факт, что Германия осознает свою вину и ответственность за нацистское прошлое.
Но произошедшее вслед за тем объединение Германии и громкие заявления жертв коммунистического режима СЕПГ вызвали новые споры.
Острейшую дискуссию о немецкой вине и ответственности спровоцировала в 1995 году подготовленная историками Гамбурга выставка, посвященная преступлениям Вермахта. Ее привозили во многие города Германии, и везде она сопровождалась бурными спорами. Кое-где, например в Мюнхене, она вызвала даже настоящие демонстрации протеста. Вдруг обнажилось скрытое в обществе позитивное отношение к национал-социализму, оставшееся несмотря на огромную работу по его документированию и разоблачению. На всеобщее обозрение вышли подводные рифы мифологии семейной памяти : да, фашистский режим был преступным; да были Гитлер, СС, гестапо. Все это было ужасно, но мой отец, мой дед или прадед были честными солдатами, которые просто выполняли свой долг.
У этого явления было несколько причин. Безусловно, играло свою роль желание примириться с теперь уже постаревшими родителями или бабушками и дедушками, которые в семейном кругу казались добрыми и милыми, так что трудно было их заподозрить в каких-либо нацистских преступлениях. И начавшийся после объединения экономический кризис, и введение евро, ударившее по немцам, все это заставило многих немцев снова ощутить самих себя жертвами. И все громче заговорили о своих страданиях так называемые «изгнанные», беженцы и переселенцы, покинувшие в 1945 году Восточную Пруссию, Чехию и Польшу. А ведь их было более 10 миллионов. Вновь в Германии заговорили о Дрездене, о бомбовой войне и даже о «бомбокосте» союзников.
Так на передний план снова, как в 1950-е, стала выдвигаться тема страданий немцев, которые были первыми жертвами Гитлера, пострадавшими и от жестокости русских и союзников. Кроме разрушенного Дрездена в качестве символа возникает гибель перевозившего из Данцига в Киль не только солдат и моряков, но и беженцев и раненых корабля
Эта тенденция все отчетливее проявляется в Германии, когда речь о национал-социализме идет не на государственном, а на человеческом уровне, и она ведет к повторению мифов и клише 19401950-х годов.
Такой набор штампов о страдающем немецком народе, о благородных помещиках и баронах в Восточной Пруссии, любящих и заботящихся о своих батраках и, конечно, о восточных рабочих, угнанных из России , воспроизводит демонстрировавшийся нынешней зимой по немецкому телеканалу ARD двухсерийный телефильм «Бегство», собравший у экранов
Все это свидетельствует том, что и в отношении немецкого общества к прошлому происходят перемены, которые вызывают тревогу и в странах, переживших оккупацию и у многих людей в самой Германии. Тревожно, что со сменой поколений уходит тот глубоко самокритичный пафос, который определял саму суть немецкой памяти о нацизме.
И все же, несмотря на ожесточенные споры, в мае 2005 года произошло событие невероятной значимости: в самом центре Берлина был открыт огромный памятник Холокосту по проекту
И что может быть символичнее, когда нация в центре своей столицы помещает напоминание о самом страшном преступлении своего прошлого.