Солнце — царь планет, верховный бог, создатель и хранитель жизни на земле. Не так ли в школьных курсах характеризовали роль дневного светила в в представлениях народов древности? Но дело обстоит несколько сложнее. В самых ранних мифологических системах, появившихся в период, когда человечество еще не знало, что такое государство, солнце скромно стояло в тени своего старшего брата или сестры — луны, что сохранилось до более поздних времен, например, в мифологии шумеров. А народы Центральной Америки даже именовали солнце слепым. В их понимании это означало, что светило не только не видит, но и невидимо, оттеснено на задний план. Причина заключается, вероятно, в том, что календарь древних народов, как правило, основывался на отслеживании не солнечных, а лунных циклов: с помощью последних при существовавшем уровне знаний было легче фиксировать природные ритмы, что было необходимо для ведения земледелия. Однако постепенно ситуация менялась.

Трудно сказать, что послужило этому причиной, но со временем солнце и луна стали братьями (или сестрами). Подобные представления до сих пор сохранились, например, у некоторых народов, живущих в Танзании . Там эти светила зовут Ишоко и Хайнэ. А в Риме они именовались Селеной и Гелиосом. Следующим этапом развития мифологических систем стал конфликт между небесными родственниками, из которого солнце вышло победителем. Эта фаза мифологической трансформации примерно совпала со временем образования первых государств, а также освоением выплавки металлов. Металл — это оружие, а оружие — это власть. И вот теперь солнце, ассоциируемое с огнем, а позже и с золотом, превратилось в символ и земной, и небесной власти — в символ священного царя, который одновременно являлся и первосвященником. Впервые это произошло в Египте и Передней Азии около XVI века до н. э. Так, одним из обращений к хеттским царям было «Мое солнечное божество».

Но триумф дневного светила был не очень долог. Политическая власть постепенно начала концентрироваться в руках военных вождей. В мифологии этот процесс получил отражение в сюжете о противоборстве между богом солнца и богом грозы (Зевс, Один, Перун). Последний оказался победителем. С тех пор в большинстве мифологических систем солнце ассоциируется не столько с верховной властью, сколько с плодородием. Именно в таком качестве оно и сохранилось в большинстве мифологий Европы , Азии и Америки .

Фото №1 - Как солнце стало зрячим
Что может быть милее вечернего солнышка, заглянувшего в окошко? Все как будто превращается в янтарь, и становится тихо-тихо, прямо чудо какое-то.
Фото №2 - Как солнце стало зрячим
Масленица — языческий праздник проводов зимы. В дохристианские времена он приходился на дни весеннего равноденствия (20–21 марта). Но с принятием христианства народное веселье превратилось в ритуальную встречу Великого Поста, наступающего за 48 дней до Пасхи. А поскольку Пасха — праздник переходящий, языческая и христианская Масленицы не всегда совпадают календарно. Тем не менее в народном сознании они давно слиты воедино. По крайней мере православные накануне поста все также наряжают и сжигают соломенную куклу — одновременно символ зимы-смерти и плодородия — как и их языческие пращуры.
Фото №3 - Как солнце стало зрячим
Ну, какая Масленица без блинов!? Блин — символ солнца, урожая, счастливого брака и здоровых детей. В древности на Руси их приносили в жертву Дажьбогу — богу плодородия.
Фото №4 - Как солнце стало зрячим
Уж греется на солнышке. Змеи почти во всех мифологиях ассоциируются с землей и женским производящим началом, а также небесным огнем. Именно поэтому их можно встретить среди спутников солнечных богов, например Гелиоса.
Фото №5 - Как солнце стало зрячим
При тихой воде бывает сложно различить, откуда солнце светит, и не затаилось ли на дне еще одно... Наверное, именно такие пейзажи породили мифы о том, что солнце украл морской царь или водяной.
Фото №6 - Как солнце стало зрячим
Согласно древнегреческому мифу, янтарь — это застывшие слезы матери и дочерей Фаэтона — сына Аполлона. Как-то Фаэтон упросил отца дать ему прокатиться на солнечной колеснице, но не сумел сдержать коней и слишком близко опустился к земле, на которой начались пожары. Чтобы предотвратить катастрофу, Зевс убил Фаэтона молнией.
Фото №7 - Как солнце стало зрячим
Храм древнеегипетского бога Амона в Карнаке, что в двух километрах от Луксора. Это самый большой по площади храм во всем древнем мире, построенный почти 4 тысячи лет назад! Амон — бог солнца — считался верховным богом всего Древнего Египта и покровителем правящей династии. Им было создано все сущее. А бог луны — Хонсу — приходился ему сыном.
Фото №8 - Как солнце стало зрячим
Храм Юпитера в Баальбеке (II век). Барельеф со свастикой. Название «свастика» происходит от индоевропейского su — «связанное с благом». Правосторонняя свастика — солярный знак, символ света и щедрости, который встречается у многих народов Евразии и Северной Африки; левосторонняя свастика — лунарный символ, несущий несчастья. В Римской и Византийской империях свастика называлась «гаммированным крестом».
Фото №9 - Как солнце стало зрячим
Закат. Таиланд. В мифологии народов Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии распространен сюжет, в котором культурный герой уничтожает лишние солнца, готовые испепелить землю. Сейчас там, судя по снимку, все в порядке.