Стальное сердце столицы Пьемонта
Постоянный рост производства на заводах FIAT определил историю развития итальянской промышленности в ХХ веке
![]() Трамвай номер 13 отвезет вас прямо к Моле Антонеллиана. Даже в час пик он заполнен только наполовину. Фото автора |
Индустриальная душа
Современный Турин, столица итальянской области Пьемонт, город промышленного благополучия и спокойного величия. Четкие линейки улиц, гармоничные дворцы и просторные храмы, мирно пыхтящие на окраинах заводы в окружении заснеженных вершин. Все это — ответ чистого разума эмоциональной энергии вечного Рима, деловой суетливости Милана и застрявшей между Средневековьем и Возрождением остальной части Италии. Сколько бы ты ни передвигался по Турину, стрела избранной улицы всегда приведет к регулярному перекрестку и следующей стреле, ищущей горизонт сквозь портики и арки ворот. И, вероятно, не случайно, что именно Турин, благодаря патриотизму и воле правившей здесь
Но есть в этом городе места, где особенно остро чувствуется дыхание не столь уж дальней индустриальной эпохи, эпохи пара и стали, когда человек в очередной раз бросил вызов природным стихиям. В конце XIX века Турин проснулся от экономической апатии: зашумели первые промышленные выставки, вспыхнули электрические лампы, началась эра
В ту же пору Турин обрел свой первый небоскреб, а также покрылся сетью рабочих кварталов. И сегодня, сохраняя свою самобытность на фоне современной застройки, они служат сеткой урбанистической системы координат и напоминают, что пламенный мотор в сердце этого города еще не утих.
Для тех, кто любит скорость и автомобильный дизайн, существует музей автомобиля (
![]() Внутренние арки цехов на Корсо Данте даже сейчас хранят изящество линий, характерное для стиля модерн. Фото автора |
Рождение нового бога
Заброшенные автомобильные мастерские «Officine Grandi Motori (OGM)» на Корсо Данте (улица Данте), перпендикуляром входящей в реку, в гордом молчании таят вековую историю создания четырехколесной итальянской мечты. Эти первые «цеха крупных машин», пожалуй, самый романтический индустриальный комплекс города, потрепанный временем, но до сих пор не разрушенный. Ангары в стиле модерн были возведены в 1899 году для FIAT по проекту «итальянского Шехтеля» — архитектора Пьетро Фенольо (
Сейчас среди арок и разбитых стекол великих цехов гуляет ветер. Они похожи на древние христианские
Итальянская мечта
FIAT родился 11 июля 1899 года в самом сердце Турина, в залах аристократического дворца Брикеразио (
Джованни Аньелли, как истинный игрок, не боялся поставить на карту всё. И он не прогадал. Если в цехах на Корсо Данте в 1900 году 35 рабочих собирали 24 автомобиля в месяц, то уже через 10 лет — 2500 пар рук выпускали в свет 1215 машин. В 1939 году открылись новые заводы, на 22 000 и 55 000 рабочих. Жизнь и благополучие города стали неразрывно связаны с работой предприятия Аньелли.
![]() Борго Медиевале. В эпоху Средневековья Италия была страной городов-коммун, ведших бесконечные войны с феодалами, включая римских пап. Фото (
|
Познание как развлечение
Вблизи машинного царства FIAT утопает в зелени средневековый городок в стиле
Д’Андраде любовно вдохнул в свое творение дух Средних веков, наполнив пространство дворов и площадей лавочками, подворьями и харчевнями. Подъемный мост и приют пилигримов, церквушки и фонтаны… Все это могло бы показаться слащавым или наивным, если бы не дотошность реконструкции — воплощение педагогических принципов того времени: познавать через развлечение.
Благодаря промышленным выставкам парк Валентино превратился в главный форум туринской промышленности рубежа XIX–XX веков. По сути, он стал контрастной природной декорацией для игр нового разума.
На выставке 1884 года в присутствии трехмиллионной толпы инженер
К тому времени над городом уже царил его символ стремления ввысь — небоскреб Моле (от итальянского слова «mole» — «громада»). Собственно, с него-то все и началось…
Самая высокая синагога
После зимней
![]() Моле Антонеллиана для Турина такой же символ, как Эйфелева башня для Парижа. До открытия парижского небоскреба (март 1889) туринская башня была самой высокой постройкой в Европе (167,5 м). Фото автора |
Почему же не покидает ощущение выпадения этого здания из городского контекста и чувство щемящей пустоты внутри него, несмотря на пеструю «начинку» из экспонатов национального Музея кино (
Небоскреб Моле Антонеллиана наряду с Эйфелевой башней — одно из немногих зданий в мире, носящих имя своего создателя, Алессандро Антонелли (
Но через несколько лет затраты возросли. Вместо 380 тыс. лир потребовалось 412 тыс. Экономные иудеи возмутились и объявили Антонелли «пожирателем средств». Взывая к здравому смыслу, они просили архитектора умерить строительный аппетит, но мэтр кричал из своей люльки, что не намерен губить великое детище ради минутной прихоти толпы обывателей. Тем не менее, работы в конце концов свернули. Прошло целое десятилетие тишины и забвения, и лишь в 1878 году Муниципалитет Турина решился выкупить недостроенную Моле для национального Музея истории объединения Италии (
Вызов пустоте
Итак, Моле перед нами. Взору не угнаться за убегающей ввысь вертикалью. В памяти неизбежно вырастает
Интересно, что цельности устремленной в небо Моле не мешает ни её окраинное расположение, ни причудливый «микс» декоративных и конструктивных элементов:
![]() На смотровую площадку у основания шпиля Моле Антонеллиана ведут 1040 ступеней. То же расстояние в 85 м можно преодолеть за 59 с. в новейшем прозрачном лифте. Фото автора |
Как бы то ни было, проверенная временем башня Моле продолжает царить над Турином, обретя статус главного храма города, хоть и со «светской» начинкой Музея кино. Она — аналог парижского
Но так повелось, что Моле ассоциируется не только с гением места, но и с дьявольским перстом. Сами туринцы стараются держаться подальше от проклятого «бурдюка». Достаточно упомянуть, что именно в Турине
В XX веке Моле действительно прошла испытание пустотой: годы простоя, временные выставки… Наконец, в 2000 году железобетонное чрево приняло богатейшую экспозицию фабрики грез. Мир иллюзии, игры света и тени, путешествие от фотокартинок к движущимся в луче формам — все это вполне соответствует сути туринского небоскреба. В залах у основния гигантского свода разместились километры декораций из разных фильмов, афиши и материалы из киножизни: от театра теней, камеры обскуры, оптических обманок, волшебных фонарей и чудес
И если вдруг взлететь и с замиранием сердца преодолеть заветные 85 м до вершины купола, а потом свеситься с балкончика над крышами спокойного Турина, можно без труда представить себе истового мастера Антонeлли, бросающего вызов пустоте из своей строительной люльки.
Надежда Чамина, 08.04.2009
Новости партнёров