Знаете, чем Москва , Новгород (и Великий, и Нижний) или Псков принципиально отличаются от более новых городов? В них есть Кремль, Детинец: то, что одновременно было и городом, и крепостью. Сохранились и используются они везде по-разному: например, в Киеве и во Владимире остались только ворота разной степени сохранности, в Москве Кремль сами знаете какой , в нем даже президент живет. И называются они по-разному. В Новгороде Великом сохранилось название Детинец, в Москве и Смоленске — Кремль, в Киеве остались только места, которые называют Городом Владимира и Городом Ярослава — по границам древних детинцев.
Псков же по-своему уникален. В нем Детинец, он же Кремль, делится на две части — более древнюю и более позднюю, сложившуюся в XIII веке; они разделены стеной. А во-вторых, названия этих частей тоже уникальны: древний Кром и всего лишь чуть менее древний Довмонтов город. О них мы и поговорим. А заодно и о трех главных «мифологических опорах», на которых стоит город.
Легенда первая: Ольга Святая
Начнем же мы с самой известной и «раскрученной» городской легенды. Многие псковичи скажут вам, что
Разумеется, Псков существовал и до рождения Ольги, и уж тем более задолго до того, как псковская девушка стала княгиней и получила в духовные отцы самого византийского императора. Первые укрепления, тогда еще тоже земляные, тоже возникли за век-другой до Ольги. Их относят к VIII–IX векам. Впервые же упоминают город в летописях (точнее, в
Еще чуть более века назад считалось, что этого упоминания достаточно, чтобы счесть 903 год датой основания города. Потом, приблизительно к «тысячелетию» Пскова, договорились, что пересказу легенды в «Повести временных лет» XII века доверять нельзя — и начали раскопки.
Выяснилось, что славянское поселение на территории современного города существовало еще в середине I тысячелетия нашей эры. Здесь жили псковские кривичи, которых археологи идентифицируют по так называемой
Кстати, о реках. Уже в XII веке город стоял на трех реках. Несмотря на то, что самая большая псковская река носит название «Великая», название город получил по ее притоку. Вообще с названием «Псков» с самого начала существовала путаница. В русских летописях город именовали по-разному, что затрудняло поиск его происхождения. В письменных источниках написание топонима весьма и весьма многообразно: Пьсковъ, Пльсковъ, Плесковъ, Пъсковъ, Псковъ, Пськовъ, Песковъ. А самих жителей называют то плесковичами, то пьсковичами. Зато реку в тех же источниках называли только Пскова. Отсюда и разнобой в толкованиях. Многие ученые считали, что сначала был Плесков, название которого произошло от славянского «плеск, плескать, плёс». Некоторые даже относили его к праславянскому *blьsk — блеск.
Но, судя по всему, дело обстояло несколько иначе. Если в новгородских и общерусских летописях сначала доминирует форма «Плесков», которая потом постепенно вытесняется «Псковом», то в
Легенда вторая: Троица
Интересно, что
Этот факт, кстати, доказывается еще и тем, что храм Успения на Торгу, который начал строить Всеволод в Новгороде, так и остался на некоторое время недостроенным. Князь умер уже зимой 1137/38 годов, но, судя по всему, кое-что успел создать. Во Пскове Всеволода-Гавриила сочли святым (все-таки первый самостоятельный князь, символ политической самостоятельности города).
Два из четырех построенных приведенной артелью Всеволода храма — Троицкий собор и храм Дмитрия Солунского — до нашего времени не дошли.
Один из них еще с того времени — символ Пскова. Если в сознании киевлян в XI веке за звание главного храма боролись София и Десятинная церковь, если в Новгороде Храм-с-Большой-Буквы — это, разумеется, София, то во Пскове, безусловно, —
О Троице, построенной при Всеволоде, мы почти ничего не знаем. Судя по всему, перед перенесением сюда мощей Всеволода в 1192 году белокаменный Троицкий собор основательно перестроили (некоторые считают, что тогда его вообще и построили), а в XIV веке построили заново. Однако по сохранившимся чертежам постройки XIV века, сделанной «на старом основании», и по фрагментам кладки с фресками, обнаруженным в 1981 году, какие-то общие реконструкции сделать можно. Нынешнее здание закончили в 1699 году, построив его на месте храма XIV века. На сей раз вышло здание монументальное, высотой более 70 метров (до креста), хотя и не очень качественное: через некоторое время после постройки стены начали трескаться и под них соорудили мощные контрфорсы — подпорки, на которые, скорее всего, разобрали четыре обветшавшие каменные церкви.
Под стать жемчужине Крома и обрамление —
Легенда третья: Довмонт
Так сложилось, что все три «главных» действующих лица мифологической и священной истории Пскова добились чего-то вдали от родного города. Ольга достигла высот в Киеве, два других святых просияли во Пскове, но по сути они — неудачники. Всеволода выгнали из Новгорода, со
Разумеется, сыну великого князя это не понравилось — вот и пришлось Даумантасу бежать с дружиной во Псков. Там он крестился под именем Тимофея, был избран князем — и оказался очень к месту. Более тридцати лет Тимофей оборонял город от литовцев и немцев, а заодно весьма сильно расширил Кром. Но он не стал сносить одни стены и строить другие, а просто прирезал к Персям Крома еще кусочек крепости. Так получился Кром-2, который именуют Довмонтовым городом: литовское имя князя запомнилось псковичам больше, чем крестильное.
Когда Довмонт-Тимофей построил новые крепостные стены, внутри них сразу же оказалась одна церковь — один из четырех построенных при Всеволоде-Гаврииле храмов, церковь Дмитрия Солунского. Но этим дело не ограничилось. Не прошло и века со смерти Довмонта (1299 год), как именно Довмонтов город стал центром церковной жизни. На сравнительно небольшой площади только в конце XIV века построили не менее девяти церквей. А всего источники упоминают здесь не менее 16 памятников.
Довмонтов город стал своеобразным преддверием главного храма Пскова — Троицкого собора.
Интересно, что большая часть храмов, построенных здесь, погибла отнюдь не по вине советской власти. Разрушения произошли намного раньше: Петр I после поражения под Нарвой стал активно укреплять Псков. Часть храмов Довмонтова города приспособили под арсеналы, а с тех, что стояли у стены города со стороны реки Пскова, попросту поснимали главы и засыпали их по самую крышу, и на получившейся насыпи построили батарею. Кстати, это и спасло отчасти «обезглавленные» церкви. Прочие потом от ветхости разрушились, и их разобрали до основания; засыпанные церкви уцелели на высоту сводов и даже частично сохранили фрески. Эти храмы сейчас реставрирует экспедиция Государственного Эрмитажа . Петровский вандализм таким образом оказался даже выигрышным для истории архитектуры: других псковских храмов того времени почти не сохранилось.
Археологи раскрыли и фундаменты всех остальных церквей — и теперь вместо пустого пространства можно увидеть и побродить среди «теней» храмов семисотлетней давности.
Открыты фундаменты и храма
Между прочим, именно в этом соборе сначала похоронили Всеволода. В диаконнике храма археологи нашли пустую могильную яму. Скорее всего, это и есть первое место захоронения псковского князя-святого, откуда его прах перенесли в 1192 году в Троицкий собор. Там мощи Всеволода-Гавриила находятся и поныне,